Главная страница
qrcode

Внеклассное мероприятие в 7 классе ". Теория и практика инноваций в общем образовании


НазваниеТеория и практика инноваций в общем образовании
Родительский файлXolikova doklad.rar
АнкорВнеклассное мероприятие в 7 классе "
Дата12.03.2010
Размер68.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаXolikova_doklad.doc
ТипДокументы
#31902
Каталогfail
Полное содержание архива Внеклассное мероприятие в 7 классе ":
1. Xolikova_doklad.doc
68.5 Кб.
Теория и практика инноваций в общем образовании

С этим файлом связано 86 файл(ов). Среди них: Zima_5kl.rar, xurgin.rar, Xolikova_opit_raboti.rar, Xolikova_doklad.rar, uchitsja.rar, trudno.rar, trening.rar, tompson.rar, The_ABC.rar, strekosa.rar и ещё 76 файл(а).
Показать все связанные файлы

Теория и практика инноваций в общем образовании.

Технология ИСУД
Современная школа работает в режиме поиска новых эффективных технологий обучения. Являясь, таким образом, постоянно развивающейся и открытой к инновациям системой. Инновационная деятельность в сфере образования – предмет активного обсуждения в педагогической науке.

Термин «инновация» происходит от латинского in и novus – новое, и в переводе означает: обновление, новинка, изменение. Инновация всегда несёт в себе сущность содержания и организации нового. Инновационный процесс отражает в себе формирование и развитие содержания и организации нового.

Понятие же «технология» происходит от греческих слов «техно» - искусство, мастерство, и «логос» - учение и переводится как учение о мастерстве. То есть учение о способах и средствах реализации педагогических процессов.

Педагогические технологии являются ориентиром в безусловном достижении целей обучения, но в тоже время не сдерживают инициативу педагогов в использовании творческих подходов к применению разнообразных педагогических средств и их сочетаний.

Инновационные технологии не должны быть односторонними, предлагающими только развитие умственных способностей детей. Инноватика в образовании должна нести, прежде всего, процессвыработки уверенности маленького человека в себе, своих силах. Авторитарность образования в мышлении педагогов необходимо переломить, чтобы дать ребенку возможность адекватно управлять собой и окружающим его миром.

Инновации в образовании, в первую очередь, должны быть направлены на создание личности, настроенной на успех в любой области применения своих возможностей.

В современной школе стало необходимым изучение и применение личностно-ориентированного подхода в обучении. Это обусловлено запросами современного общества. Личностно-ориентированное обучение рассматривается как обучение направленное «на ученика».

Немецкий педагог Г. Гаудинг, один из создателей педагогики личности, провозглашает в качестве главного принципа дидактики самодеятельность учащихся. Он разработал дидактическую систему «свободного получения знаний», на основе которой доказал, что частью самовоспитания может быть только свободная личность, формируемая собственным трудом.

Последователь Г. Гаудинга, педагог С.Френе утверждал, что ребенок имеет ту же природу, что и взрослый человек и в силу этого дети должны быть активными творцами своей личности. Таким образом, школа должна исходить в своей работе из интересов, желаний и устремлений учеников, и помочь им осуществить личностно значимые самоопределения.

В основу организации личностно-ориентированного подхода в обучении поставлены концептуальные положения психологов о доминирующей роли деятельности в общении и формировании личности. В связи с этим, учебный процесс должен быть направлен ни только на усвоение знаний, но и на способы усвоения информации и процессы мышления, на развитие познавательных сил и творческих способностей. В соответствии с этим в центре обучения должны находиться ученик, его цели, мотивы, интересы, склонности, уровень его обученности и способности. Таким образом, личностно-ориентированное образование – это способ организации обучения в процессе которого обеспечивается право каждого школьника на индивидуальное развитие, которое не противоречит его психологическому статусу (возможностям, склонностям, интересам).

Целью такого образования является создание условий для обеспечения собственной учебной деятельности обучающихся, учета и развития индивидуальных особенностей школьников.

Ориентация на личность ученика в практике означает, прежде всего, смену стиля педагогического общения - от авторитарного к демократическому и гуманному, поощрение самостоятельности, формирование способности к индивидуальному интеллектуальному усилию, готовности к свободе выбора. Ориентация на личность в педагогической науке связана, прежде всего, с разработкой способов реализации личностно ориентированных целей обучения и воспитания. Эти цели порождаются социально, формируются психологией (которая, в свою очередь, дает ответ на вопрос о характеристиках творческой деятельности, к которой предстоит приобщить школьника) и выполняются педагогикой, обосновывающей и разрабатывающей содержание и методы обучения и воспитания, соответствующие этим целям.

Необходимо сказать, что компетенции учителя в личностно-ориентированном образовательном процессе соответственно должны быть скорректированы: это не только владение содержанием и методологией предмета, приемами, способствующими социализации и развитию ребенка средствами данного предмета, но и владение управленческими технологиями (педагогический анализ, постановка целей, организация); владение навыками обобщения и  передачи своего опыта, умение управлять инновационными процессами (построить, провести и проанализировать исследование), такой учитель не может не владеть навыками грамотного управления собственной деятельностью, условиями и ресурсами учебной деятельности своих учеников. Таким образом, главным ресурсом индивидуализации образовательного процесса можно считать умение учителя «увидеть» ученика, его проблемы профессионально точно, научиться управлять той образовательной средой, в которой можно увидеть и поддержать каждый успех ребенка.

Это учитель нового качества, учитель-управленец, работа которого технологична уже по определению. Успешное управление на любом уровне и в любой области деятельности всегда происходит по циклическому алгоритму:

- анализ исходных условий и выделение проблемы;

- оценка ресурсов и целеполагание;

- планирование;

- организация и  коррекция реального процесса;

- анализ результатов и постановка новых целей.

При переходе от традиционной модели предметно-ориентированного обучения к личностно-ориентированному обучению рано или поздно возникает потребность в обеспечении перестройки методической работы учителя. Перестройки, основанной на критериях «от ученика» - какие механизмы задействованы учениками при освоении школьных предметов, какова преимущественная ориентация на способ предоставления учебного знания и анализ наличия у ученика таких личностных механизмов, которые бы «резонировали» учебному материалу и формам предметной учебной деятельности. Таким образом, можно сделать вывод, что образовательная среда должна:

  • Мотивировать ученика на поиск и приобретение знаний, умений и навыков;

  • Формировать у учащегося систему знаний;

  • Формировать у учащегося систему умений и навыков;

  • Развивать у него познавательную сферу через развитие психофизиологических свойств.

Наша школа (МОУ «СОШ №5 имени В. Хомяковой» г.Энгельса) является экспериментальной площадкой по внедрению и апробации технологии индивидуального стиля учебной деятельности (ИСУД). Необходимо сказать, что технология ИСУД была разработана кандидатом биологических наук, Почетным работником общего образования РФ, доцентом кафедры управления развитием школы МПГУ - Галеевой Н.Л.

По работе в данном направлении в нашей школе была создана творческая группа, состоящая из учителей – предметников, работающих в классах, которые были определены для участия в эксперименте.

В основе технологии лежит мониторинг результативности  и анализ динамики изменений учебных возможностей ученика.

 Оценка достижений проводится по следующим критериям:

   Обученность (объем и качество знаний), обучаемость

Предметные и общеучебные навыки (организационные, информационные, мыслительные, коммуникативные)

Психофизические механизмы (внимание, память, доминирование полушарий головного мозга)

Оценка уровня достижений ученика невозможна без педагогической диагностики определения относительного уровня достижений или развития каждой из составляющих учебного успеха по вышеуказанным критериям. Обученность оценивается по результатам выполнения разноуровневых тематических зачетных работ, по данным промежуточной диагностики, по качеству и содержанию устных ответов, подготовленных рефератов.

Оценку результатов обученности осуществляем на основе определения уровня обучаемости ученика по результатам контрольно-методических срезов после объяснения нового материала. Обучаемость - проявляется как уровень самостоятельности в учебной деятельности ученика.

Ш уровень обучаемости – наиболее высокий, творческий (способность самостоятельно интегрировать новые знания в систему собственных знаний, умение проектировать новые способы решений и т.д.).

П уровень обучаемости – высокий, прикладной уровень обучаемости (способность активно использовать приобретенные знания в знакомой ситуации).

I уровень – репродуктивный уровень обучаемости, позволяющий ученику понимать и запоминать новую информацию, применять ее по алгоритму.


Обучаемость как характеристика возможностей интегрирует все параметры ИСУД, но определяется учителем довольно легко: по результатам специального контрольно-методического среза. Если развивается и растет любой из параметров индивидуального стиля учебной деятельности ученика, то увеличивается общий уровень его познавательных возможностей – его обучаемость.

Учебный успех ученика зависит и от развития психофизических механизмов (развитие внимания и памяти), в результате которых у ученика происходит процесс запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Определить «западающий» вид памяти помогает нам психофизическое обследование и внимательное наблюдение на уроках за выполнением учеником заданий определенного типа.

С целью повышения результативной деятельности ученика проводится диагностика на определение ведущей модальности учащихся (визуальная, аудиальная, кинестетическая модальность) функциональной ассиметрии полушарий головного мозга.

Под модальностью понимается предпочитаемый, наиболее комфортный для ребёнка, канал приёма информации. Выраженный визуал – ученик, обращающий большое внимание на свой внешний вид, на вид своей тетради; его раздражает беспорядок на столе, на доске и т.д. Выраженный аудиал – часто произносит вслух то, что хочет понять. Прислушивается к себе, ведет как бы монолог с собой. Он лучше расскажет, чем напишет. Выраженный кинестетик – чаще всего очень подвижный, легко отвлекающийся, мгновенно реагирующий на прикосновение, легко проявляет эмоции, часто неаккуратен «потому что – какая разница…»

Функциональная ассиметрия полушарий головного мозга – это способность одного полушария мозга включаться на доли секунды раньше, подавляя функцию другого полушария. Каждое полушарие «специализируется» на определенных видах деятельности. Если раньше включается левое полушарие, и, следовательно, подавляется работа правого полушария, то человек реагирует на пришедшую информацию как аналитик, разбирая информацию на составные части. Если сначала включается правое, подавляется работа левого полушария, то человек испытывает ощущения, оцениваемые интуитивно, без осознанного анализа. Левое полушарие помнит слова, формулы, символы, правое – образы и чувства. Способность человека «включать» и «действовать» каждым из полушарий, конечно же, определяется генетически, но, как и практически каждый наследственный признак, эта способность наследуется как диапазон возможностей. Ширина этого диапазона зависит от наследственности, но какова будет на практике реализация этого признака, зависит в данном случае от тренировки деятельности каждого из мозговых полушарий. «Правополушарник» анализирует конкретный, реальный смысл поступающей информации. «Левополушарник» анализирует информацию по формальным основаниям. «Равнополушарник» способен руководить включением полушарий.

Результаты диагностики помогают получить информацию о конкретном ученике и понять, в каком виде данному ученику удобнее всего воспринимать информацию для ее быстрого осмысления, а также, какие формы подачи информации будут развивать «западающее» полушарие.

Уровень развития мотивационно-потребностной и эмоционально-волевой сфер – это один из важнейших параметров ИСУД, так как выявляет степень заинтересованности ученика в предмете. Для любого педагога важно выявить наличие и содержание образовательных потребностей учащихся, имеющихся затруднений и проблем. Для учителя эти данные ещё и основа для подбора содержания и форм работы, мотивирующих детей и развивающих их волю.

Для определения степени мотивации учащимся предлагается проанализировать список учебных приемов и разных форм учебной работы и выписать их номера в порядке личного предпочтения. Данные диагностики помогают выбирать приемы мотивации ученика на конкретную деятельность не только из соответствующей его уровня группы, но и применять приемы из более высоких уровней, что также способствует развитию уровня успешности ученика. 

В результате диагностики всех параметров ИСУД составляется матрица индивидуального стиля учебной деятельности ученика. Следует отметить, что данная диагностика проводится два - три раза в год, для того, чтобы можно было отслеживать динамику развития каждого ученика.

Параллельно с определением особенностей индивидуального стиля учебной деятельности ученика учителями составляется картотека учебных приёмов, видов и форм учебных заданий. Набор заданий характеризуется по тем же основаниям, что и сам ученик. Создается матрица дидактического потенциала приемов, форм и видов учебной деятельности, это дает возможность педагогу быстро определить, какой именно навык или психофизиологический ресурс обязательно требуется для успешного выполнения этого вида работы. Данный вид работы или прием можно использовать и для развития этого навыка. Это помогает педагогу подобрать формы учебной работы для каждого ученика, как для осуществления ситуаций учебного успеха, так и для целенаправленного создания ситуаций учебных затруднений (для развития «западающих» параметров). В матрице также содержатся сведения о том, на каком этапе познавательной деятельности целесообразно использование данного приема или вида работы. Таким образом, «что требуется ученику для успешного выполнения данного задания, то этим заданием и развивается» - концептуальный принцип обучения.

Использование картотеки приемов приводит к разнообразию форм работы детей и вследствие этого – к повышению учебно-познавательной мотивации. Умение учителя ориентироваться в арсенале учебных приемов, сопоставлять их с возможностями учеников способствует повышению эффективности обучения.

Сопоставление матрицы учебного успеха ученика с таблицами картотеки позволяет выбрать необходимые для данного ученика формы работы на разных этапах учебно-познавательной деятельности.

Хорошо представляя себе особенности индивидуального стиля учебной деятельности своих учеников, учитель может легко дифференцировать и индивидуализировать домашнюю работу. Если ребенок способен сам преодолевать трудности, связанные с некомфортной для него формой заданий, то ему вполне можно давать задания, развивающие его «западающие» параметры ИСУД. Однако, если учебная мотивация ребенка невысока, следует для домашней работы выбрать форму задания, опирающуюся на навыки и умения достаточно сформированные.
Для эффективного использования технологии ИСУД учителю необходимо:

  • Уметь диагностировать уровень параметров учебного успеха ученика и «сворачивать» эту информацию в матрицу учебного успеха ученика;

  • Иметь картотеку учебных приёмов и заданий, систематизированных по матрице учебного успеха ученика;

  • Уметь путём сопоставления матрицы с таблицами картотеки выбрать необходимые для данного ученика формы работы на разных этапах учебно-познавательной деятельности.


Показателями результативности и эффективности деятельности учителя по применению инновационных технологий можно считать:
1)  отсутствие неуспевающих и второгодников;

2)  положительная динамика качества знаний по предмету;

3) повышение успешности слабоуспевающих учеников, рост уровня обученности по предмету;

4) переход на качественно новый уровень сильных учащихся – результативное участие в окружных и городских олимпиадах по предмету;

5) результаты окружных мониторингов и тестирования, учащихся в период аттестации школы;

6) подтверждение учащимися знаний по предмету на срезах;

7) повышение мотивации учащихся к изучаемому предмету;

8) развитие интеллектуального потенциала школьников;

9) рост достижений учащихся в области ИКТ:

- умение работать с Интернет ресурсами;

- использование средств мультимедиа;

- оформление своих научно-исследовательских проектов в электронном виде;
Таким образом, применение технологии «ИСУД» помогает нам реализовать профессиональную потребность в обеспечении выбора таких приемов и форм работы ученика, которые помогают каждому ученику найти свой, индивидуальный путь к успеху. Данная технология (ИСУД), основанная на критериях «от ученика», позволяет нам в полной мере осуществить личностно-ориентированный подход к обучению.

перейти в каталог файлов


связь с админом