Главная страница
qrcode

ДОКЛАД. Уроков литературного чтения в рамках умк начальная школа XXI века


Скачать 31.14 Kb.
НазваниеУроков литературного чтения в рамках умк начальная школа XXI века
Дата28.03.2019
Размер31.14 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаДОКЛАД.docx
ТипУрок
#64735
Каталог

ОСОБЕННОСТИ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В РАМКАХ УМК «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА XXI ВЕКА».

Для эффективной организации учебного процесса, в 2015 году учителя нашей школы решили обучать детей по УМК «Начальная школа 21 века», под редакцией Н.Ф.Виноградовой.

В данном УМК большим плюсом мы считаем то, что в нём заложены идеи развивающего обучения.

При использовании УМК «Начальная школа XXI века» процесс обучения ориентирован на развитие воображения и мышления ребёнка, что принципиально изменяет позицию ученика. Он активно участвует в каждом шаге обучения – принимает учебную задачу, анализирует способы её решения, определяет причины ошибок и т.д. Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным.

Авторы УМК разработали курс «Литературное чтение». Это не чтение и не литература, решение сразу двух важнейших для начальной школы целей: научить читать и одновременно с этим развивать интерес к чтению и книге, научить работать с произведением, ориентироваться в тексте. Конечно, научить ребенка читать и пользоваться умением читать как средством своего развития - это труднейшие задачи, которые стоят перед учителем. От учителя начальных классов в значительной мере зависит, полюбят ли дети чтение или останутся равнодушными к литературе, станут ли они друзьями книги и постоянными её читателями. Для этого нужны уроки, которые бы показали дорогу к книге.

В УМК «Начальная школа XXI века» уже с первых уроков грамоты дети овладевают системой действий, умений и навыков работы с произведением, а на уроках слушания и читательскими умениями. В Iклассе в течение всего учебного года проводятся уроки литературного слушания. Значение таких уроков состоит, прежде всего, в развитии восприятия художественного текста, в обогащении опыта читателя- слушателя, в знакомстве с книгой и литературоведческими представлениями. Уроки слушания помогают решать важнейшую задачу обучения- научить детей слушать и слышать художественное слово, речь учителя и одноклассников, формировать специальные читательские умения:

Система уроков литературного слушания – это путь воспитания развития ученика- читателя. Уроки литературного чтения соответствуют словам А.С.Макаренко: «Знакомство с книгой должно начинаться с чтения вслух. Желательно, чтобы такое чтение сделалось привычным и постоянным праздником среди рабочих будней».

Во IIклассе все произведения для слушания включены в учебник. Начинающий читатель второклассник может самостоятельно перечитать прослушанное произведение, выполнить задание в учебнике и тетради. Для дополнительного чтения разработана учебная хрестоматия «Литературное чтение 2 класс». На каждом уроке, работая с текстом произведения, семилетние читатели не только отрабатывают навык чтения, но и учатся пользоваться чтением как средством для получения информации и обогащения своего читательского опыта. Ученики 2 класса открывают мир литературы через слушание, чтение, наблюдение, и сравнение произведений разных по форме и содержанию, учатся высказывать свои суждения.

Ребята сами в процессе наблюдений должны «пораскинуть умом», задуматься, и главное выразить свою мысль словом.

Для включения каждого ребёнка в активный познавательный процесс, для формирования специальных читательских умений, на уроках применяется метод моделирования. Моделирование это введение системы «заместителей» (условных обозначений) жанров, тем, дополнительным заместителем является цвет, он раскрывает тему произведения, а также составление схематических планов, модели обложки (геометрические фигуры).

Во II классе, когда дети уже хорошо начинают писать и читать, то даётся такое задание при работе с произведениями.

- Найдите и запишите: Фамилию автора

Название произведения

- Укажите, что написал автор (жанр) и на какую тему? (дети вспоминают систему «заместителей»)

Сравните свои модели с моделью на доске.

1.Работа с произведением В. Сутеева «Снежный зайчик»

Сутеев

Снежный

зайчик
- Дополните модель обложки


- Что вы читали дома сказку, или рассказ?

Покажите модели.


- О ком или о чём этот рассказ?


- Как называется рассказ Сутеева?

Впишите в модель обложки.


2 Работа с моделями.

На доске предлагаются две модели. Дети соотносят их с прочитанными произведениями, называют их, определяют жанр. Проводится в итоговой теме «Проверь себя» по произведениям о родной природе.


На доске


?

?




?

?



- Что общего у этих произведений?

(Они о природе, тема одна, есть заголовок и фамилия автора, авторское произведение)

- Чем различаются? (стихи и рассказы, разные авторы)

- Назовите авторов и название произведений подходящих к этим моделям.

А. Пушкин « уж небо осенью дышало…» (2)

Г. Скребицкий «Осень» (1)

М. Пришвин «Осеннее утро»(1)

Важным направлением учебной деятельности на уроках чтения является работа с текстом произведения. Прежде всего,второклассники учатся видеть текст, его структурные элементы(часть, главу, абзац). Это очень важно для ориентации в тексте. Спрашиваем у детей: «Сколько частей в тексте, глав».

Знание частей текста ускоряет и улучшает работу с текстом, служит для дифференциации заданий – чтение разных по объему частей с разными навыками чтения. Например, одна группа самостоятельно читает Iчасть, а самую большую основную часть готовят хорошо читающие дети.

Для проверки понимания содержания текста после самостоятельного чтения использую на уроках схематические планы.

  1. Деление текста на части;

Составление схематического плана по ключевым словам (Учитель работает на доске, дети- на листочках)

Н. Носов «Заплатка»


Молодцы!

Заплатка

Бобка и мама

Солдатские штаны


- На сколько частей можно разделить весь текст?

По такому плану даже слабый ребёнок при помощи наводящих вопросов сможет пересказать текст.

  1. Составление схематического плана- цепочки событий.

Учитель на доске показывает пример составления плана, а дети продолжают самостоятельно.

М. Зощенко «Самое главное»


?

?

?

Андрюша и мальчик

Андрюша и мама


- Расскажите по плану о событиях от имени Андрюши.
Составление таких видов планов помогает выполнять следующие учебные действия:

  • Перечитывать текст;

  • Делить его на части;

  • Прослеживать сюжетную линию;

  • Включить каждого ребёнка в работу, которую он сможет выполнить в соответствии с уровнем своей подготовки.

Результаты использования схематических планов:

  1. Это способ «углубления » и «погружения» в произведение.

  2. Схематический план помогает овладеть разными видами пересказа (

подробный, сжатый, выборочный)

  1. Схематический план позволяет включать детей в творческую деятельность (добавлять ещё одну часть; продолжить текст; предугадать, что будет дальше)

  2. Схематический план позволяет детям сочинять свои истории с героями изученных произведений.

На уроке схему можно использовать и для организации дифференцированной работы и для отработки читательских умений:

  • Читать вслух и молча;

  • Читать отдельные отрывки выразительно;

  • Работать с текстом произведения;

  • Пересказывать произведения или его части;

  • Рассказывать об отношениях героев произведения.

Литературное чтение решает вопросы человековедческого характера: добро и зло, честь, долг, совесть, человек и природа, человек и человек, жизнь и смерть, человек и человечество и т.д.

На каждом уроке закладываются основы духовности и нравственности. Каждая встреча с художественным произведением, с его героями и их поступками заставляет маленького читателя задуматься, а эмоции, пережитые ребенком во время этой встречи, становятся его нравственно- этическим опытом. Учитель является мудрым другом, который помогает разобраться в поступках героя, понять, что есть добро и зло. На каждом уроке работая с текстом произведения, учащиеся должны получить нравственный урок, обогатить свой эстетический опыт. На это и должна быть направлена работа учителя.

В заключение моего доклада я бы хотела остановиться на успехах и проблемах детей: ?% детей приходят в школу не зная алфавит (буквы), ?% не посещают дошкольные учреждения., ?% детей воспитываются в неполных семьях и семьях, где родители имеют основное общее образование. Перед учителем стоит серьезная задача - научить всех! И УМК помогает нам достичь определенных результатов: мониторинг техники чтения в 1 триместре 2018-2019 учебного года показал, что во 2 классе - 8 человек (88%) детей справляются с нормами чтения, в 3 классе – 5 человек (71%), в 4 классе- 8 человек (73%).

По начальной школе с техникой чтения не справляются 6 человек (22%). Это, как правило, дети, нуждающиеся в помощи психологов и логопедов. С такими детьми учителя ведут индивидуальную работу по индивидуальным планам, составленным согласно рекомендациям специалистов ТПМПК.

Аналитика, сравнение

При изучении произведений постоянно идёт обучение работе с книгой учебной, художественной и справочной, развивается интерес к самостоятельному чтению.

Литература


  1. Н.Ф. Виноградова «Начальная школа XXI века. Концептуальные основы построения учебно-методического комплекта», Москва, ИЦ «Вентана-Граф», 2005 г.

  2. Программы четырёхлетней начальной школы «Начальная школа XXI века»/ Руководитель проекта проф. Н.Ф. Виноградова, Москва, ИЦ «Вентана-Граф», 2002 г.

  3. Беседы с учителем: 1 - 2 класс: книга для учителя/ Под редакцией Л.Е. Журовой, Москва, ИЦ «Вентана-Граф», 2007 г.

  4. Учебники и пособия по УМК «Начальная школа XXI века», Москва, ИЦ «Вентана-Граф», 2007-2009 г.

  5. «Начальная школа» приложение к газете «Первое сентября».



перейти в каталог файлов


связь с админом