Главная страница
qrcode

ЗАПИСАТЬ РЕБЕНКАВ ШКОЛУ. Урок 15. Тема. А. С. Пушкин. Детские годы поэта. Стихотворение Няне


НазваниеУрок 15. Тема. А. С. Пушкин. Детские годы поэта. Стихотворение Няне
АнкорЗАПИСАТЬ РЕБЕНКАВ ШКОЛУ
Дата13.03.2017
Размер32.2 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаurok_literatury_v_5_klasse-detstvo_pushkina-njane-.docx
ТипУрок
#51580
Каталогmetod_material/literat

С этим файлом связано 1 файл(ов). Среди них: urok_na_temu_obosoblennye_opredelenija_zheltysheva.rar, urok_literatury_v_5_klasse-detstvo_pushkina-njane-.docx.
Показать все связанные файлы

5 класс

Урок № 15.

Тема. А.С.Пушкин. Детские годы поэта. Стихотворение «Няне».

Цель:

  • познакомить ребят с фактами биографии А.С.Пушкина, оказавшими влияние на становление личности поэта; воссоздать атмосферу эпохи начала XIX века;

  • формировать умения выделять главное в сообщении учителя и учащихся, навыков выразительного чтения и пересказа, работы с учебником и иллюстрациями;

  • воспитывать интерес к личности и творчеству А.С.Пушкина.


ХОД УРОКА.

І. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.

Пересказ статьи учебника «Из русской литературы XIX в.», с.84, ч.1.
III. Изучение нового материала.

1.Ребята, прослушайте строки из сказок и скажите, кому он принадлежат. Кто является автором?

А) У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том:

И днем ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом.

Б) Три девицы под окном

Прял поздно вечерком.

«Кабы я была царица._

Говорит одна девица…

В) Стал он кликать золотую рыбку.

Приплыла к нему рыбка,

Спросила

«Чего тебе надобно, старче?»

Ученики Из сказок А.С. Пушкина

Учитель: Сегодня мы начинаем знакомиться с творчеством великого поэта А.С. Пушкина. Цель урока – познакомится с детством поэта и анализ стихотворения «Няне». Перед вами лежат карточки. По ходу урока вы должны продолжить предложения, напечатанные на них.

Детство – самая яркая, беззаботная пора в жизни каждого человека. Интересно ли вам узнать, какое детство было у Александра Сергеевича, кто были ег родители и предки. Окружен ли он был любовью, лаской и заботой?

«6 июня 1799 года на одной из окраинных улочек Москвы, во дворе коллежского регистратора Ивана Васильевича Скворцова ,у жильца его майора Сергея Львовича Пушкина родился сын Александр» - гласит запись в церковной книге – первый документ, связанный с жизнью великого поэта. На самом первом раннем портрете Пушкин изображен ребенком 2-3 лет. С первого взгляда он кажется непохожим на известные портреты взрослого поэта. Но если приглядеться внимательно, можно увидеть знакомые черты: высокий лоб, вьющееся волосы и большие голубые глаза.

Отец поэта, Сергей Львович Пушкин, отставной военный, был старинного рода, но не богат и не слишком удачлив в службе и чинах. Он был «светский человек», острослов, страстный любитель поэзии.

2 . Сообщение подготовленного ученика об отце А.С.Пушкина Сергее Львовиче Пушкине.

Родители будущего поэта, Сергей Львович и Надежда Осиповна, были людьми своего времени, наделёнными сословными достоинствами и недостатками.

К числу достоинств Сергея Львовича следует отнести его светское, во французском духе, воспитание, природную находчивость в разговорах: он любил участвовать в салонных играх, сыпать остротами, устраивать домашние спектакли. Сам писал лёгкие стихи по-французски. Эта атмосфера, по-видимому, влияла на маленького Пушкина.

Сергей Львович собрал богатую библиотеку, состоявшую преимущественно из французских книг. Юный Пушкин забирался в кабинет отца и читал запоем всё без разбора.

Важны были и многочисленные литературные связи отца: его дом посещали Карамзин, Дмитриев, Жуковский, Батюшков. Связи умножались и через дядю поэта – Василия Львовича Пушкина.

И всё же Сергей Львович равнодушно относился к воспитанию детей. Сына Александра он недолюбливал за его непокорность

3. Сообщение подготовленного ученика о матери А.С.Пушкина Надежде Осиповне Пушкиной.

Мать поэта, Пушкина Надежда Осиповна, урожденная Ганнибал, дочь Осипа Абрамовича Ганнибала и Марии Алексеевны Пушкиной, родилась 2 июля 1775 года. Детство и юность Надежды Осиповны прошли в Петербурге и загородном Кобрине. Надежда Осиповна получила хорошее домашнее воспитание, была начитана, прекрасно владела французским языком.

Веселая, всегда оживленная, она свободно чувствовала себя в светском обществе, имела большой круг знакомых, восхищавшихся ее красотой. Ее называли прекрасной креолкой, тем самым, подчеркивая ее необычное происхождение. С Сергеем Львовичем Пушкиным Надежда Осиповна венчалась 28 сентября 1796 года в церкви соседнего с Кобриным села Воскресенского. Взаимная любовь и душевная привязанность соединили их судьбы на 40 лет.

Кроме сына Александра у Надежды Осиповны и Сергея Львовича были дети: Ольга, Николай, Лев. Другие же дети - Павел, Михаил, Платон и София - умерли в младенческом возрасте. Она, более чем муж, занималась воспитанием детей. Надежда Осиповна чрезвычайно гордилась успехами своего старшего сына Александра.

Во время последней болезни матери Пушкин проявлял большую заботу о ней, а после её смерти "жаловался на судьбу" за то, что он так недолго "пользовался нежностью материнскою". Пушкин сам отвёз тело матери для погребения в Святогорский монастырь и выказал желание быть похороненным рядом.

Учитель: Любимцем матери был младший сын Лев. Александр чаще раздражал ее. Мать раздражало все: упрямство мальчика, привычка грызть ногти и детская некрасивость. Эта некрасивость перешла к нему от его знаменитого предка Абрама Петровича Ганнибала.

4. Сообщение подготовленного ученика о прадедушке А.С.Пушкина Абраме Петровиче Ганнибале.

В биографии Ганнибала до сих пор ещё много невыясненного. Сын владетельного князька Ибрагим (Абрам) родился, вероятно, в 1688 году в Африке. Традиционная версия связывала родину петровского арапа с севером Эфиопии. На восьмом году жизни он был похищен вместе с братом и привезён в Константинополь, откуда в 1705 году Савва Рагузинский привёз чёрных братьев в подарок Петру I, любившему всякие редкости и курьёзы, державшему и прежде «арапов».

Мальчики приняли православие (по всей вероятности, во второй половине июля 1705 года). Ибрагим получил русифицированное имя Абрама, его брат — имя Алексея. Отчество мальчикам было дано в честь Петра I.

Абрам Петрович «неотлучно» находился подле царя, спал в его комнате, сопровождал во всех походах. С 1714 года Петр I доверяет ему различные поручения, в том числе секретные, он становится ординарцем и секретарем царя. В 1716 поехал с государем за границу. В это время Абрам получал жалованья 100 рублей в год. Во Франции Абрам Петрович остался учиться; пробыв 1,5 года в инженерной школе, поступил во французское войско, участвовал в испанской войне, был ранен в голову и дослужился до чина капитана. Вернувшись в Россию в 1723, определён в Преображенский полк инженер-поручиком бомбардирской роты, капитаном которой был сам царь.

После смерти Петра Ганнибал (такую фамилию он предпочёл носить с конца 1720-х годов, в честь знаменитого античного полководца Ганнибала) пристал к партии недовольных возвышением Александра Меншикова, за что был отправлен в Сибирь.

Поступив в 1740 году снова на службу, Ганнибал пошёл в гору с воцарением Елизаветы. Дослужившись до чина генерал-аншефа, Ганнибал был отправлен в отставку в 1762 г. и умер в 1781 году.

Вполне достоверных изображений Абрама Петровича до нас не дошло. Особое внимание привлекает так называемый французский портрет А.П.Ганнибала, который был найден в 1962 г. Ганнибал на портрете представлен в парадной одежде, напоминающей индийский костюм, в который облекались арапы царской свиты на торжественных церемониях.

Учитель: В доме Пушкиных были еще 2 женщины, которые дали Александру так недостающие ему материнскую любовь и ласку. Это бабушка Мария Алексеевна Ганнибал и няня – Арина Родионовна.

На стр.92 учебника прочитайте высказывание Ольги Сергеевны Павлищевой (сестры Александра Сергеевича) о бабушке.

- Что вы знаете о няне Пушкина?
5. Рассказ о няне А.С.Пушкина Арине Родионовне Яковлевой.

Большую роль в воспитании поэта в национальном духе уже в тот период сыграла и прославленная им впоследствии в стихах няня Арина Родионовна, которая ему много сказывала о жизни.

Ижорская земля. На этой земле 10 апреля 1758 года в семье крестьянина Родиона Яковлева и жены его Лукерьи, родом из новгородских земель, родился третий ребёнок - дочь. По крещении её назвали в честь тётки Ирины. В быту же её с детства звали Ариной. С детства крестьянская дочь Арина была приучена к разнообразной работе в поле и дома. Девочка оказалась мастерицей-рукодельницей. Умела прясть, ткать, шить, вышивать, вязать и плести кружева. ...Пришло время, засватали Арину Родионовну за соседского крестьянина Фёдора Матвеева. 5 февраля 1781 года в суйдинской церкви молодых повенчали. Жили они по чужим домам в крайней стеснённости и скудности около 14 лет. Имели двоих сыновей и двух дочерей. Так и доживали бы свой век... Но судьба переменилась. Арина была взята в услужение в семейство Пушкиных.

Арина Родионовна Яковлева – с 1759 года крепостная Абрама Петровича Ганнибала, прадеда Александра Сергеевича Пушкина. После замужества в 1781 году стала крепостной деда поэта, Осипа Абрамовича Ганнибала. Она была няней вначале Надежды Осиповны, матери Александра Сергеевича, а затем стала няней ее детей: Ольги, затем Александра и Льва.

В 1807 году семейство Ганнибалов продало, вместе с крестьянами, земли в Петербургской губернии и переселилось в Опочецкий уезд Псковской губернии.

Арина Родионовна была «прикреплена» к хозяевам, а не к земле, поэтому была «исключена из продажи», и переехала с хозяевами в Псковскую губернию. В 1824 – 1826 годах, во время ссылки поэта, она жила в Михайловском. Этой крепостной крестьянке, старушке, посвятил свои стихи не только Пушкин, но и Языков. Ей в письмах к поэту передавали приветы друзья Пушкина.

В 1911 году на острове Капри кто-то из русских, что жили на острове, передал А.М. Горькому рельефный портрет няни Пушкина, вырезанный на кости. До 1891 года этот портрет находился в Пскове, а затем как-то попал в Италию. Горький передал его в Пушкинский дом.

Биограф Пушкина П.В. Анненков сообщал: "Родионовна принадлежала к типичнейшим и благороднейшим лицам русского мира. Соединение добродушия и ворчливости, нежного расположения к молодости с притворной строгостью оставили в сердце Пушкина неизгладимое впечатление. ...Весь сказочный русский мир был известен ей как нельзя короче, и передавала она его чрезвычайно оригинально".

К драгоценным реликвиям гатчинской земли, связанным с именем великого русского поэта А.С.Пушкина, относится музей "Домик няни" в деревне Кобрино, расположенной в четырех километрах от бывшей родовой усадьбы Ганнибалов в Суйде.

С виду домик кажется совсем крошечным и малопривлекательным. Но прочтешь скромную надпись на фасаде, и дрогнет сердце: "Здесь жила няня Пушкина - Арина Родионовна".

Эта удивительная женщина оставила глубокий след в жизни и творчестве поэта. Неслучайно любимой няне Пушкин посвятил несколько стихотворений. В одном из них он писал:

Да еще ее помянем:
Сказки сказывать мы станем —
Мастерица ведь была
И откуда что брала...

Крепостная крестьянка Арина Родионовна жила здесь после замужества с 1781 года до своего отъезда в 1798 году вместе с семьей Пушкиных в Москву.

В 1824-26 гг. Арина Родионовна вместе с Пушкиным жила в Михайловском, разделив с поэтом его изгнание. Пушкин писал отсюда Вяземскому: «Няня моя уморительна. Вообрази, что в 70 лет она выучила наизусть новую молитву об умилении сердца владыки и укрощении духа его свирепости»...

Воспоминания о старине и народной жизни, которыми щедро делилась Арина Родионовна со своим воспитанником и его друзьями, отразились во многих стихотворениях Пушкина.

Она хорошо знала народные обычаи, много деревенских событий, была кладезем познаний крестьянского быта.

Няне поэт посвятил много душевных поэтических строк, а после выхода в свет написанной в Михайловском третьей главы «Евгения Онегина» имя Арины Родионовны стало широко известным.

После отъезда Пушкина из ссылки няня осталась в Михайловском на положении ключницы, хранительницы усадьбы, исполняла его поручения. В последний раз няня приехала в Петербург в 1827 году в связи с замужеством Ольги Сергеевны. Арина Родионовна осталась в доме своей первой воспитанницы до своей кончины в 1828 году, успев повидать в Кобрине своего сына и внучку, других родных и близких людей.

В одной из своих тетрадей Пушкин сделал запись о кончине любимой няни, мамушки своей. Ощущением тревоги и горестной утраты веет от набросков стихов. Здесь же поэт рисует те самые портреты няни.

О смерти няни узнали друзья и знакомые Пушкина. Николай Языков, пользовавшийся попечением няни в свой приезд в Михайловское, написал стихотворение, посвященное её памяти:

Я отыщу тот крест смиренный,
Под коим средь чужих гробов
Твой прах улёгся, изнуренный
Трудом и бременем годов.

Пушкин последний раз видел няню в Михайловском 14 сентября 1827 года, за девять месяцев до ее смерти. Арина Родионовна - "добрая подружка бедной юности моей" - скончалась 70 лет от роду, после недолгой болезни 29 июля 1828 года в Петербурге, в доме Ольги Павлищевой (Пушкиной). Долгое время точная дата кончины няни и место ее захоронения были неизвестны.

Арина Родионовна родилась и умерла крепостной. На похороны Пушкин не поехал, как, впрочем, и его сестра. Похоронил няню муж Ольги Николай Павлищев, оставив могилу безымянной. На кладбищах к могилам незнатных особ, тем более крепостных, не проявляли должного внимания. Оставленная без присмотра могила няни оказалась вскоре затерянной. Судя по стихотворению Н.М. Языкова "На смерть няни А.С. Пушкина", в 1830 году могилу Арины Родионовны пытались разыскать, но уже тогда не нашли.

Выяснилось, что погребена она была на Смоленском кладбище.

Физминутка.

Закройте глаза. Вы – в лесу. Отгремела гроза. Прошел проливной дождь, блестит мокрая листва на березах. На траве серебряные капли. Как хорошо пахнет в лесу! Как легко дышется! Вот ландыши- вдохните их чудный запах. Вдыхайте медленно, ровно, глубоко.

6. Работа со стихотворением А.С.Пушкина «Няне».

Учитель: Как вы думаете, кто такая няня? Была ли у вас няня? Для Александра Сергеевича, няня – самый близкий человек, она заменила мать ,была первым слушателем его произведений. Сказки, рассказанные Ариной Родионовной, легли в основу сюжетов сказок Пушкина. Ей Александр Сергеевич посвятил стихотворение «Няне».

6.1. Выразительное чтение стихотворения учителем.

6.2. Анализ содержания стихотворения.

- Попробуйте выразить настроение этого стихотворения с помощью красок-цветов. Какими красками вы бы передали настроение стихотворения (Темные, мрачные)

- Последняя строка незаконченная. Как вы ее понимаете? Т.. Цвет меняется на более светлый.

- Каким настроением пронизано это стихотворение? (грусть, печаль, тоска)

- Как вы думаете, какие чувства владели поэтом, когда он писал его? (чувство вины перед няней за долгое отсутствие, страдание от разлуки, нежность, забота)

- С первых же строк стихотворение волнует своей сердечностью. Любовью и заботой. Прочтите их.

- Можем ли мы образно нарисовать в своем воображении ряд картин-слайдов? (да)

- Давайте посчитаем сколько их получится.

Чтение учеником 2-3 строки .

- Какой слайд мы видим? (Забытый домик в глуши сосновых лесов)

Чтение учеником 4-7 строк.

(Видим сидящую и тоскующую няню)

Чтение учеником 8-11 строк.

(Няня у ворот, напряженно смотрит в даль…)

Чтение последней строки.

(Возможно, няне видится ее воспитанник, спешащий к ней)

- Т.е. стихотворение можно разделить на четыре части.

1. Обращение к няне

2. Строки рисуют забытый домик.

3. Видим няню, ждущую воспитанника

4. Предчувствие чего-то хорошего.

- На что похоже письмо? В письменной форме, в Р.п. , адресованной няне? (Письмо)

- Жанровая разновидность – послание.

6.3. Выразительное чтение учащимися стихотворения.

7. А сейчас закрепим изученное, заполнив карточки.
IV. Подведение итогов урока.

- Каким вы представляете лирического героя стихотворения А.С.Пушкина «Няне»? (Лирический герой глубоко страдает, он испытывает чувство вины за долгое отсутствие. Поэтом создан трогательный образ любящей женщины. Чувства няни понятны любой женщине – матери, самоотверженно заботящейся о детях, бесконечно тоскующей в разлуке с ними. Образное представление состояния няни открывает и глубину души самого поэта, являясь отражением его человечности).
V. Домашнее задание.

1.Стихотворение «Няне» выучить наизусть, с.94, часть 1.



1. Автор и название стихотворения




2. Тема стихотворения (о чем стихотворение?)

Стихотворение посвящено…

Тема стихотворения-… В стихотворении …( автор , название стихотворения) описывается…

…поэт изображает…

…перед читателем возникает образ…

…переданы размышления

( чувства, переживания и т.п.)…

автор выражает…

…с первых строк…

3. Настроение стихотворения

В стихотворении… царит …настроение…

…пронизано настроением…

настроение этого стихотворения…

Настроение меняется на протяжении стихотворения…

4. Композиция

( Как построено стихотворение? На какие части можно его разделить? О чем каждая часть?)

5. Какие картины вам представляются?

6. Какие приемы использует автор?

( метафора, эпитет, олицетворение, лексические повторы, употребление слов определенной части речи и др.)

Стихотворение можно разделить на ..части…

Композиционно стихотворение делится на…части, потому что…
Строки рисуют…

Мне видится…

Для создания настроения автор использует…

С помощью … поэт дает нам возможность увидеть…

…создают образ…

…помогают представить…


7. Каким мне представляется лирический герой этого стихотворения?

Лирический герой этого стихотворения представляется мне…

8. Какие мысли и чувства автор хотел донести до читателя?( идея стихотворения)

В стихотворении автор выражает мысль о…

Основная мысль стихотворения…

Идея произведения…

9. Личные впечатления от стихотворения.

Читая стихотворение, я восхищался…

…я откликался…

Меня взволновало…

…красота строк…

…остаются в памяти…



перейти в каталог файлов


связь с админом