Главная страница
qrcode

Урок ". Тема. В царстве грибов


Скачать 33.37 Kb.
НазваниеТема. В царстве грибов
АнкорУрок "
Дата01.04.2017
Размер33.37 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаv_carstve_gribov.docx
ТипДокументы
#56954
Каталог

С этим файлом связано 45 файл(ов). Среди них: viktorina-kosmos.doc, razvitie_tvorcheskoj_aktivnosti_uchashhikhsja_v_pr.doc, pedsovet_na_temu_vvedenie_v_rezhim_raboty_shkoly_f.doc, osennie_listja.doc, kr-r_po_fiz-8_kl_peryshkin_klassik.doc, kr-r_po_fiz-8_kl_peryshkin_bazis.doc, akt_materialno-bytovykh_uslovij_zhizni_opekaemogo.doc, v_carstve_gribov.docx, vruchenie_attestatov.doc, vneklassnoe_meroprijatiekurenie_za_i_potiv.docx и ещё 35 файл(а).
Показать все связанные файлы

Тема. В царстве грибов.

Задачи урока:

образовательные: рассказать об особенностях строения и жизнедеятельности грибов, познакомить учащихся со съедобными и ядовитыми грибами;

развивающие: развивать понятие о многообразии грибов,

формировать умения распознавать их, делать выводы,

работать в коллективе;

воспитательные: воспитывать чувство ответственности за свою жизнь и здоровье;

Оборудование: рисунки грибов, слайды, памятки-листовки.

Тип урока: комбинированный.

Методы: беседа, ролевая группа, самостоятельная работа.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. 1 слайд Учитель: Наш урок я хочу начать с такой фразы: “Самые знакомые и самые таинственные существа”. Действительно с грибами люди знакомы давно. Во всяком случае, еще в Древнем Риме прекрасно знали не только о вкусовых достоинствах грибов, но и об их ядовитых свойствах. И все же, несмотря на давнее знакомство, грибы – существа таинственные. Люди издавна интересовались ими. Имеются описания грибов, сделанные в IV веке до нашей эры. Но и тогда, и много позже никак не могли понять, что же собой представляют грибы.

На уроке мы постараемся проникнуть в загадочный мир грибов и ответить на вопрос: “В чем таинственность этих существ?”. Познать и проникнуть в тайны этих загадочных существ нам поможет путешествие.

Сначала необходимо определить, что такое грибы. (Работа с учебником стр.177)

Грибы бывают одноклеточные-незаметны (рис. 101)

и многоклеточные, которые хорошо видны, например шляпочные.3 слайд

Строение гриба 4,5 слайд

Трубчатые и пластинчатые.6,7 слайд

Питание грибов 8 слайд

Прогулка в лес Учитель. Есть в народе такая примета – нарядились опушки в желто-фиолетовый наряд, зацвела Иван-да-Марья, отправляйся в лес за грибами, но в это время грибов найдешь не много. Но как радостно отыскать первые грибы. Настоящие грибы пойдут тогда, когда окутает туман своими клубами дыма речушки и овраги. Тихой охотой называют сбор грибов.

(Под весёлую музыку группа ребят в костюмах входят и показывают сценку)

Девочка. Я тропою росною свернула в лес,

Туда, где сосны рослые касаются небес.

Где сказки шепчут ели, березы и дубы,

Где ягоды поспели и выросли грибы.


Боровик: Отгадай, кто Я?

Под старой сосною,

Где склонился пень-старик,

Окружен своей семьею

Найден первый...

Девочка. Боровик!

Боровик. Белый гриб – мечта всех грибников. Растём мы в берёзовых рощах, в сосновых борах, дубовых и еловых лесах. В одиночку растём мы редко, чаще группами. Боровик – красивый и крупный гриб, его ещё называют царём грибов. Бери меня, девочка, в сою корзинку, не пожалеешь!

Лисичка 1. А теперь отгадайте, ребята, нашу загадку.

Лисичка 2. Очень дружные сестрички

Ходят в рыженьких беретах.

Осень в лес приносят летом.

Золотистые...

Ребята. Лисички

Лисичка 1.

Сидят на полянке семейство лисичек –

Полдюжины рыжих-прерыжих сестричек.

Ничуть не боятся их звери и птицы.

Такие веселые эти сестрицы.

Любуются сосны на них и осинки,

А хитрым лисичкам охота в корзинки!

Лисичка 2. Мы растем в смешанных лесах. Лисички можно варить, жарить, мариновать. Есть одно интересное свойство у этих грибов – они никогда не крошатся и не мнутся. Очень редко встретишь червивые лисички.

Лисички. Вот какие мы!

Девочка.

Я пойду по утру в травяных низинах

Сыроежек наберу полную корзину.

Разноцветных, молодых,

Самых-самых разных:

Под дубами голубых,

Под сосною красных,

А под кленами зеленых,

Под осиной синих.

Пусть грибов и не ядреных,

Но зато красивых!

Сыроежка. Правильно! В лесу растет больше всего сыроежек. Свое название мы получили, за то, что в засоле очень скоро, через сутки становимся готовыми к употреблению. Сыроежки – друзья малоопытных грибников.

Шампиньон. Добрый день! Я – шампиньон! Я росту не в лесной чаще, а в чистом поле или на огороде. Где жирная земля. Когда гриб молодой, он как бы запеленат в пеленку. А у старого гриба есть воротничок. Шампиньоны часто путают с бледной поганкой. Но у поганки пластинки под шляпкой белые, а у меня – розовые или даже черные. Шампиньоны очень питательны. Возьми меня, не пожалеешь!

Бледная поганка. Я – бледная поганка. Я самая опасная из всех грибов, самая ядовитая.

Мой яд подобен, змеиному, он сохраняется даже при длительной варке. Эти грибы не едят даже черви. Но мало кто знает, что малые дозы бледной поганки использовали в старину для борьбы со страшной болезнью – холерой.

Мухомор: Я – гриб мухомор. В отличие от поганки природа наделила меня необыкновенной красотой, но красота моя обманчива. Яд мой вызывает удушье, обмороки. Мухоморы используют как средство для уничтожения мух. Но такие лесные обитатели, как лоси, мною лечатся.


Бледная поганка. Девочка, может, возьмешь нас к себе в корзинку?

Мухомор. Посмотри, сколько место осталось.

Учитель. Спасибо, ребята за такую интересную экскурсию в лес.

Учитель. Грибы ядовитые и съедобные, как не перепутать? Об этом нам расскажет 1-й Советник.

1-й Советник. (Материал из энциклопедии " Я познаю мир" том "Растения" стр. 171)

Учитель. Спасибо, советник, за интересную и нужную информацию. Рассмотрев в справочнике грибы, съедобные и ядовитые, только тогда отправляйтесь в лес. (рис.104-105)

Но это не все, необходимо повторить правила сбора грибов. (Ребята перечисляют правила сбора грибов) в учебнике стр.183 18-20 слайд

Только вышел из пеленок, 21 слайд

А плясать уже горазд.

Это луговой опенок

Водит хоровод для нас (стоя, ноги вместе, руки на поясе, поворот туловища влево и вправо)

Кто там, в солнечном наряде 22слайд


Шествует, как на параде?

Это ростом невелички

Золотистые лисички (стоя, ходьба на месте).

Подосиновик- красавец 23 слайд

Подарил мне свой румянец:

Мускулистой ножкой

Гол забил в лукошко (стоя, руки на поясе, ноги на цыпочках, поднимания, опускания)

Чтоб не спутать шампиньон 24 слайд

С бледною поганкой,

Загляни под капюшон –

Розова ль изнанка? (стоя, ноги на ширине плеч, наклоны туловища вперед)

В быстром вальсе на опушке

Кружатся, смеясь, волнушки.

Все явились на смотрины –

Прямо прима-балерины (стоя, ноги на ширине плеч, повороты головы влево, вправо, вперед, назад)

Вся березовая Русь

В радостном волненье:

Появился белый груздь – Царский гриб в соленье (стоя, ноги на ширине плеч, приседания).

Учитель. Молодцы, ребята. И вот, набрав полные корзинки красивых грибов, вы возвращаетесь домой, и вдруг обращаете внимание на наросты на стволах деревьев, похожие на крыши домов. Что это?

Ученики. Это трутовики. 25 слайд

Учитель. Правильно, ребята. Трутовики не простые грибы. Это грибы-паразиты. На столах у вас находятся эти грибы. Давайте рассмотрим его поближе. А я приглашаю еще одного советника.

2-й Советник. Гриб трутовик разлагает древесину. В древности их очень широко применяли для изготовления трутов, на которые попадала искра при высечении огня. После изобретения спичек в 1833 году надобность в этом пропала. Было еще одно экзотическое применение. Их нижний слой отделяли от верхнего, затем месяц вымачивали, отбивали молотком и превращали в похожий на кожу материал. Затем шили шубы и шапки. В XIX веке этот промысел утратил свое значение, но в наше время начал возрождаться.

Есть у трутовиков одно примечательное биологическое значение, их называют живыми навесами. Как бы ни стояло дерево, их трубчатый слой всегда обращен к земле, для того чтобы споры свободно высыпались. Падение дерева для них катастрофа, и если трутовик находит силы повернуться слоем вниз, то он продолжает существовать, а если нет, то погибает.

Учитель. Спасибо уважаемый Советник.

Мы совершим экскурсию в историю микологии. 29-34 слайд

Вопрос учителя: Что называется микологией?

Учащиеся: Наука о грибах (от греческого слова “микос” – гриб) зародилась на Балканском полуострове, заселенном в то время греками.

Вопрос учителя: Как шло развитие этой науки?

Учащиеся 3: Первое упоминание о грибах встречается в трудах великого врача Древней Греции Гиппократа и относится к V веку до нашей эры. Живший на столетие позднее Гиппократа древнегреческий ученый Аристотель тоже интересовался грибами. А один из его учеников, впоследствии признанный в ученом мире как отец ботаники, Теофраст, описал все известные ему грибы, разделив их на съедобные и ядовитые.

Учащиеся 4: Еще в XVIII веке некоторые ученые вполне серьезно доказывали: грибы – дьявольские существа, порожденные нечистыми силами. Другие считали, что грибы божественного происхождения. Здравомыслящие люди не очень-то верили в дьявольское или божественное происхождение грибов. Но что они собой представляют, тоже не знали. Одни ученые относили грибы к минералам, другие – к растениям, хотя у растений должны быть и корни, и листья, и цветы. Правда, есть растения, у которых отсутствует какой-либо один из этих признаков. Но зато остальные налицо. А у грибов нет ни корней, ни листьев, ни цветов.

Учащиеся 5: Известный итальянский ботаник Микели, посвятивший всю жизнь изучению грибов, ошибочно полагал, что у грибов есть цветы с тычинками, но без околоцветников. Случайно он стал очевидцем довольно странного явления. Как-то Микели положил на лист чистой белой бумаги пластинками вниз шляпку шампиньона и забыл про нее. А когда поднял шляпку, то увидел на бумаге еле заметный геометрически правильный узор, состоящий из пылинок. Ученый взял увеличительное стекло и стал рассматривать таинственные пылинки. Но они оказались такими мелкими, что он ничего не увидел. Аналогичный опыт Микели выполнил с сыроежками, осиновиком. И заметил, что грибная пыль по-разному окрашена. Микели решил прорастить грибные “семена” и добился успеха, ученый испытал чувство великой радости, когда своими глазами увидел грибные проростки. Своими опытами Микели положил конец разговорам о возникновении грибов от ударов молнии, от гниения, от обильной росы или просто от тени.

Учитель: Микели столкнул с мертвой точки науку о грибах, продвинув ее вперед. Однако, даже такой великий знаток природы, как Карл Линней, долго не мог решить, куда отнести грибы – к животным или к растениям. Выяснилось, что по некоторым физиологическим признакам грибы приближаются к животным, но с другой стороны, по способу питания и другим признакам они близки к растениям. Пришлось образовывать специальную систематическую группу для грибов. Так появилось царство для грибов.

Учитель: Мы услышали много различных мнений о том, как развивалась наука микология. А теперь я вас попрошу вас записать в тетрадь термин микология.

Красная книга. Редкие грибы.35-36 слайд

Значение 37-41

Закрепление 42-476слайд

Вот снова вернулись в класс, путешествие наше закончилось. И мы подводим итоги.

Вопросы для обобщения урока:


1. Что такое грибы?


2. Чем они отличаются от растений и животных?


3. С представителями, каких групп вы сегодня познакомились?


4. Где нашли применение грибы?


5. Какова роль грибов в природе?

Итог. 47 слайд.

Оценки.

Домашнее задание. 44-45, интересно о грибах.

Учитель. На этом наш урок закончен. Всем большое спасибо. До свидания.

7. Если осталось время…

Если в конце урока осталось немного времени, то учащимся предлагается познакомиться с дополнительным материалом из рубрики «Это интересно». Для этого на парту раздаются распечатанные листы с текстом. Ученики читают интересные факты, обмениваются мнениями о прочитанном тексте. (Приложение 3)

Словарь юного миколога

1. Гриб – ядерные многоклеточные организмы, тело которых состоит из многочисленных нитей.

2. Грибница состоит из длинных двухядерных клеток, не содержит хлорофилл, плотно прилегающие нити образуют плодовое тело гриба. Главная часть каждого гриба, на ней развивается плодовые тела.

3. Грибокорень плотно оплетенный корень дерева нитями грибницы, грибница может даже врастать в корень дерева.

4. Гифы – тонкие ветвящиеся нити, из которых состоит вегетативное тело гриба.

5. Головня – гриб паразит, разрушает зерновки и превращает их в черную пыль. Колоски становятся похожими на обуглившие головешки.

6. Дрожжи – микроскопические грибы, размножаются почкованием, живут в питательной среде, богатой сахаром.

7. Микология – наука, изучающая грибы.

8. Микориза – иначе грибокорень.

9. Мицелий – иначе грибница.

10. Мукор – плесневый гриб, тело состоит из одной сильно разросшийся клетки.

11. Паразиты – организмы питающиеся органическими веществами живых организмов.

12. Пеницилл – плесневый гриб, разводят для получения лекарства.

13. Пенициллин – продукт жизнедеятельности плесневого гриба, обладает бактерицидным свойством.

14. Плодовое тело – образовано шляпкой и ножкой, характерно для шляпочных грибов.

15. Сапротрофы – организмы, получающие органические вещества из отмерших организмов или выделений живых организмов.

16. Симбиоз – взаимовыгодная связь двух организмов – гриба и дерева.

17. Спора – специализированная клетка, используется грибами для размножения.

18. Спорынья – гриб паразит, превращает зерновки в черно-фиолетовые рожки, может вызвать тяжелое отравление, попав в организм человека с пищей

19. Трутовик – гриб паразит, сокращает жизнь деревьев, плодовые тела многолетние.

20. Хитин – вещество входит в состав клеточной стенки грибов.

Учитель. Мы составляем журнал для будущих школьников, давайте внесем в нее странички веселые, например загадки.

(Учащиеся по очереди загадывают друг другу загадки. Учитель может предложить свои варианты загадок.)

1. А вот кто-то важный

На беленькой ножке,

Он с красною шляпкой,

На шляпке – горошки. (Мухомор.)

2. Шустрые ребятки натянули шляпки,

Шляпки на подкладке,

Скользкие да гладкие. (Маслята.)

3. Бежала лисица

К речке напиться,

Где махнула хвостом –

Там вырос гриб под кустом:

Лисичкина сестренка

В оранжевой юбчонке. (Лисичка.)

4. Из-под елок, на пригорок

Вышел мальчик

Ростом с пальчик.

Он на тучки поглядел

Сразу кепочку надел,

Новенькую, ладную,

Цветом шоколадную. (Белый гриб.)

5. Наши шляпки, как колечки,

Как колечки волн на речке.

Сыроежек мы подружки,

Нас зовут грибы... (Волнушки.)

7. Гордый стройный пан,

Владыка всем грибам

Ему не знакома грусть,

Звали его... (Груздь.)

6. Крепконогий, в темной шляпе,

Не найти его растяпе

Он живет в лесу сосновом,

Каждый раз на месте новом.

Проберется ночью в лес,

Шмыг под хвою и исчез.

Только опытному глазу,

Видно эту хитрость сразу. (Боровик.)

Учитель. Люди всегда собирали шляпочные грибы, употребляли их в пищу в сухом, соленом, жареном виде. Они выручали их длинные зимние посты: рождественский и великий. Люди уважительно к ним относились и поэтому грибы часто упоминаются в пословицах и поговорках. Какие пословицы и поговорки, где упоминаются грибы, вы знаете?

Назвался груздем – полезай в кузов.

Ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами.

Без счастья в лес по грибы не ходи.

Затянули дожди – груздей не жди.

Человек не грибок в день не вырастет.

Тест по теме “Царство Грибы”

1. Грибы – широко распространены в почве... (воде, живых организмах, мертвых останках на стволах деревьев на поверхности металлических, резиновых изделий).

2. У грибов запасным питательным веществом является... (гликоген), а у растений... (крахмал).

3. Наука, изучающая грибы называется... (микология).

4. Вегетативное тело гриба представляет собой сложное переплетение тонких, ветвящихся нитей, которые называются... (гифами), а в сумме эти нити составляют... (мицеллий) гриба, или его грибницу.

5. Дрожжевой гриб размножается путем... (почкования).

6. Грибы не способны к фотосинтезу, потому что их клетки не содержат... (хлорофилла).

7. Пеницилл используют в медицине для получения... (пенициллина).

8. Плодовое тело шляпочного гриба состоит из... и... (шляпки и пенька).

9. Грибы размножаются тремя способами... (вегетативным, бесполым, половым).

10. По способу питания грибы можно разделить на две группы... (сапрофиты и паразиты).

11. Для роста грибницы необходимо наличие воздуха... (влага, тепло).

12. Взаимовыгодная связь двух организмов: гриба и дерева называют... (симбиоз).

13. В борьбе с паразитическими грибами используют... (ядохимикаты).

Затем учитель предлагает ребятам послушать экологический рассказ “Воскресенье в лесу” и найти ошибки, совершенные школьниками.

Всю неделю только и было разговоров в классе, что о предстоящей поездке в лес. В последний момент заболела учительница Анна Васильевна. Но мы решили поехать в лес сами. Дорогу мы уже знали, запаслись продуктами, взяли компас, не забыли и про транзистор.

Веселой музыкой оповестили лес – мы прибыли. Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не так ощущалась. Знакомая дорога привела нас к березовой роще. По дороге нам часто попадались грибы – белые, подберезовики, сыроежки. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Все грибы, которые мы не знали, мы сбивали палками.

Привал. Быстро наломали веток и разожгли костер. Заварили в котелке чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Петрик повыбрасывал банки и полиэтиленовые мешки, сказав: “Микробы все равно их разрушат!”. Горящие угли костра подмигивали нам на прощанье.

Ошибки, совершенные школьниками.

1. В лесу громкая музыка распугивает птиц и зверей.

2. Вырывать грибы, а также сбивать даже несъедобные не следует: разрушается грибница, исчезает лекарство для животных, нарушается сообщество “грибы-дерево”.

3. Для костра собирают сушняк, а не ломают ветки. В жаркую погоду разводить костры вообще запрещается.

4. Полиэтилен плохо разрушается микроорганизмами, металлические банки разрушаются через сто лет.

5. Костер после прогорания следует забросать землей или залить.

б) Рубрика “А знаете ли вы, что…” Подготовили учащиеся группы “С”

- Белка заготавливает на зиму до 600 грамм сухих грибов.

- Быстрее всех растет подберезовик, по 4 – 5 сантиметров в сутки.

- Лисички и луговые опенки – единственные грибы, которые почти никогда не бывают “червивыми”.

Учитель: Итак, мы подошли к следующей странице нашего устного журнала, “Лечебное и промышленное использование грибов”.

Знаете ли Вы, какими лечебными свойствами обладают грибы?

Ответы учащихся (короткие сообщения).

1. Японские микологи утверждают, что от раковых заболеваний вылечивает искусственно выращенный вид древесных грибов под названием “спитаке” из рода лентинус. Этот гриб растет в нашей стране на Дальнем Востоке.

2. Из тонкой свинушки биохимиками получен экстракт, способствующий распаду некоторых видов злокачественных опухолей.

3. Желчный гриб обладает желчегонным действием. В нем содержатся вещества, которые способствуют нормальному функционированию печени.

4. Из боровика получен алкалоид герцинин повышающий жизнедеятельность организма. Лечебный препарат применяется при стенокардии, сердечной недостаточности.

5. Древнегреческие врачи считали, что африканские трюфели придают человеку бодрость и силу.

6. На стволах берез паразитирует трутовик под названием пиптопорус. Но если этот гриб губит деревья, то человеку он приносит пользу. Из плодового тела этого гриба получают ценный противовоспалительный препарат.

Учитель: Грибы полезны не только лечебными свойствами. Грибы имеют и промышленное использование.

Учащиеся: Из многоцветной губчатой мякоти трутовика народные умельцы изготавливают забавные вещи: статуэтки, шкатулки, игрушки.

Голландский сыр получают под действием молочно-кислых бактерий и добавляют белую грибную плесень, а в рокфор – зеленую плесень. Грибы человек использует в приготовлении кисло-молочных продуктов, силосовании, хлебопечении, медицине.

Учитель: Мир грибов гораздо богаче того, который мы видим в лесу. Это действительно, своеобразное царство природы населенное очень непохожими организмами, объединенными общим названием – грибы. Сделав остановки на каждой странице устного журнала, мы узнали многое об этих загадочных существах – грибах. Подводятся итоги путешествия.

смысл поговорок о грибах. Всегда ли он соответствует сегодняшним знаниям в данной научной области:

Грибы в деревне родятся, а в городе их знают.

Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузов кладут.

Чем ядовитей гриб, тем красивее его шляпка.

Грибы – не хлеб.

Лучше рыжик, чем ничего.

Молоды опёнки, да черви в них.

Не поклонясь до земли, и гриба не поднимешь.

1 ученик.

Вот и гриб боровик!

И красив он и велик,

В толстой шляпе набекрень,

Ножка крепкая, как пень.

- Боровик или белый гриб. Почему он называется белым? Ведь он не белый, а розовый:

У жителя елового леса шляпка маленькая, красновато-бурая,

У жителя соснового леса шляпка темнее,

А у того, который вырос в берёзовом лесу, шляпка совсем светлая.

Но какой бы ни была шляпка и она, и ножка гриба на изломе не темнеют, как у других грибов. Гриб остаётся светлым и при сушке, и при варке. Вот почему он называется белым. Белый гриб любит “компанию”. Если ты, собирая грибы, нашёл один боровик, не торопись уходить. Бывает “семейка” по 30-40 грибов.

2 ученик. Точно жёлтые цыплята

Разбрелись в бору маслята

Снизу донышко под плёнкой,

Ободок на ножке тонкой.

- Маслята. Эти грибы любят свет. Их найти можно на опушках, пригорках, полянках. Но в светлых лиственных лесах они не живут – предпочитают еловые и сосновые. Маслят несколько видов, и у всех у них поперечные кольца на ножках. Вообще маслёнок легко узнать по коричневой или бурой шляпке. А в сырую погоду шляпка маслёнка начинает блестеть, будто смазанная маслом. Поэтому он и называется маслёнок.

3 ученик.

Рядышком с иголками

Мы растём под ёлками,

Любим сосны мы и ели,

Шляпку плоскую надели.

А по ней идут круги.

Срежь-ка нас и не беги,

Когда увидишь на руке

Сок оранжевый на вид,

Не бойся, он не ядовит.

- Рыжик – значит “рыжий”? Это и так и не так. Есть рыжики, действительно, рыжие, точнее, рыже-зелёного цвета. Это те, которые растут под елью – еловые рыжики. А те, которые растут под сосной – сосновые рыжики, желтовато-оранжевые. Они отличаются и размерами – сосновый больше елового. Во всём остальном они похожи: и форма шляпок у них одинаковая, и мякоть у них оранжевая, и при срезе появляется оранжевый сок, приятно пахнущий смолой. А, главное, и сосновый, и еловый рыжик очень вкусные. И собирать их приятно: растут они часто большими семьями.

4 ученик.

Во мху, как на подушке, -

Беленькое ушко.

Это груздь. Надо взять,

F за ним ещё штук пять.

- Груздь. Название этого гриба произошло от старославянских слов. Которые в современном языке означают “куча”, “груда”. Но сам груздь белый, изящный. Даже в сухую пору груздь влажен, а на шляпке его видны прозрачные круги. Молодые грузди не увидишь сразу. Но их можно найти по бугоркам, кучкам, кочкам, под опавшей листвой. Раскопаешь такой бугорок, а там под этой кучей, грудой – гриб. Вот отсюда и появилось название груздь.

Я старушка вредная,

На мне шляпка бледная,

А нога в ботинке,

На чулке – пестринки.

Вокруг ворота –

Перераспорото.

Кто меня коснётся,

Тот уже не проснётся.

- Бледная поганка. Не все грибы наши друзья. Есть и злейшие грибы, ядовитые грибы. И если человек съест их, то у него наступает тяжёлое отравление, иногда смерть. Поэтому надо запомнить:

Во-первых, если не знаешь какой гриб перед тобой, - то не бери его;

Во-вторых, ядовитые грибы надо знать в лицо, и, в первую очередь, различать бледную поганку. Один из её главных признаков – чехол на нижней части ножки. Цвет шляпки белый или зеленоватый, желтоватый или оливковый.

6 ученик.

На красном грибочке

Белёсые точки,

Словно конопушки

Или же веснушки

На носу весной,


Что за гриб такой?

- Мухоморы. Их несколько видов. Но наиболее известный, конечно, красный мухомор. Он очень красив и поэтому на него всегда обращают внимание. Исследования учёных подтвердили, что в мухоморе находится яд, опасный для насекомых. Все мухоморы, как бледная поганка, появляются из земли в чехлах. Поэтому и у мухоморов одна из отличительных черт – остатки плёнки на нижней части ножки.

Закрепление изученного.

Какие правила надо соблюдать при сборе грибов? (Не брать неизвестные грибы или сомнительные грибы, старые, зрелые или червивые).

Почему не следует собирать грибы вблизи дорог? (Грибы накапливают вредные вещества, содержащиеся в автомобильных газах).

Какой гриб самый ядовитый? (Бледная поганка).

Какую первую помощь надо оказать при отравлении грибами? (Промыть желудок раствором перманганата калия, принять активированный уголь, сделать клизму, вызвать врача).

Какие съедобные грибы можно круглый год выращивать в теплице? (шампиньоны).

Почему лоси и другие копытные животные поедают мухоморы? (Так они освобождаются то паразитических червей).

Что такое “чёртов табачок”? (Старый гриб-дождевик)

III. Остановка “Грибная поляна”

а) Фронтальный опрос учащихся


- Почему в лес люди идут с корзиной?


- На какие группы делятся грибы?


- Какие животные питаются грибами?


- Что находится у гриба под землей?


- Какую роль играет грибница в жизни леса?


- нужны ли грибы природе?

- Как называется совместное проживание растений в лесу? (симбиоз)

б) Рубрика “А знаете ли вы, что…” Подготовили учащиеся группы “С”

- Белка заготавливает на зиму до 600 грамм сухих грибов.

- Быстрее всех растет подберезовик, по 4 – 5 сантиметров в сутки.

- Лисички и луговые опенки – единственные грибы, которые почти никогда не бывают “червивыми”

Каждая группа получает тест № 1 “Грибы”. После того как группы справились, идет проверка теста в правильности его решения.

Тест № 1 “Грибы”

1. Грибы – это растения

а) да

б) нет

2. Ложные опята, бледная поганка – несъедобные грибы

а) да

б) нет

3.Рыжики, лисички – несъедобные грибы

а) да

б) нет

4. Животные питаются несъедобными грибами.

а) да

б) нет


5. Может ли гриб вырасти на дереве?

а) да

б) Нет.


6. Может ли гриб съесть дерево?

а) да

б) нет
перейти в каталог файлов


связь с админом