Главная страница
qrcode

Методические рекомендации. Шкатулка учителя


НазваниеШкатулка учителя
АнкорМетодические рекомендации
Дата02.02.2017
Размер99.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаshkatylka.doc
ТипДокументы
#26809
Каталог

С этим файлом связано 37 файл(ов). Среди них: zadachi_kruzhka.doc, vidy_nasilija_nad_detmi_i_puti_ego_preodolenija_vy.doc, urok_v_6kl-dvizhenie_vody_v_okeane.doc, urok_v_5_klasse_po_teme.docx, urok_8klasse_relef_rossii.doc, urok.doc, suic_sredi_molodezhi-dlja_roditelskogo_sobranija.docx, struktura_kim_na_sootvetstvie.docx, shkatylka.doc, seminar_2012.doc и ещё 27 файл(а).
Показать все связанные файлы




Шкатулка учителя

Рекомендации

по выполнению домашнего задания для учащихся начальных классов.
Для того, чтобы в начальной школе ребёнок успешно учился, нужно обращать внимание на условия, в которых он работает дома. У родителей всегда возникает много вопросов по этому поводу. Поэтому мы приготовили краткие рекомендации для родителей и учителей начальных классов.

  1. Ребёнок должен иметь постоянное рабочее место, которое его настраивает на рабочий лад. Лучше обеспечить отдельное место, если нет такой возможности, то выделить постоянное место за общим столом.

  1. Важно приучить ребёнка правильно организовывать рабочее место. На столе не должно быть лишних вещей, каждая принадлежность имеет своё место.

  1. Освещённость рабочего места очень важна. Стол стоит рядом с окном или вблизи от него так, чтобы свет падал слева. При пользовании настольной лампой надо помнить, что мощность электрической лампочки не менее 75 Вт. Абажур желательно матовый, зеленого или жёлтого цвета. При этом обязательно и общее освещение.

  1. Напряжение для глаз при чтении будет меньше, если книга удалена от глаз на 30 см.

Контроль легко осуществить: если поставить руку на локоть, то глаза должны быть на уровне большого пальца руки. Это очень важно для детей со сниженным зрением. Комната должна быть проветрена, отключена вся звукоизлучающая техника. Время проведения уроков должно быть одинаково. Желательно во второй половине дня с 16 часов, так как у большинства детей и взрослых подъём работоспособности с этого времени. Кроме того, важно сбросить усталость, пообедать, погулять, даже поспать.

Продолжительность приготовления уроков должна соответствовать дозировке, рекомендованной СанПиН 2.4.2.1178 – 02 (от 15 декабря 2002 года):

1 класс – 45-60 мин со второго полугодия;

2 класс - 1 - 1.5 часа;

3 класс - 1,5 - 2 часа;

4 класс - 1,5 - 2 часа.

Не в меру продолжительные занятия неблаготворно отражаются как на общем развитии, так и на здоровье детей: у них ослабевает память, внимание, снижается успеваемость.

  1. Порядок выполнения домашнего задания.

Дети имеют индивидуальные включения в устойчивости внимания, быстроте «вхождения» в работу, определённых пристрастиях, т. е. надо учитывать особенности каждого ребёнка.

Советы: 1) если ребёнок не может продолжительно и сосредоточенно работать достаточно долго ( 5- 10 минут ), то лучше начинать приготовление уроков с

письменных заданий; это наиболее трудный вид работы для учащихся начальной школы, поэтому не требовать (особенно отпервоклассников)

переписывать «каракули»;

2) письменные задания необходимо чередовать с устными;

3) обязательно после 25 – 30 минутных занятий для 7-8 летних школьников, а для детей постарше через 40-45 минут делать 10-15 минутный перерывдля отдыха. Во время перерыва сделать физические или танцевальные движения ( лучше под музыку)-это позволяет быстрее восстановить работоспособность. Но пауза не должна чрезмерно возбуждать, иначе потом трудно «входить» в работу.

  1. Нужно подобрать мебель соответственно росту ребёнка. Это важно, чтобы без напряжения сохранять правильную позу: прямое положение корпуса, небольшой наклон головы. Линия плеч параллельна краю стола. Предплечья располагаются на столе, поясница опирается на спинку стула, ноги – на пол или подставку.

  2. Проверить просто. Поставить ребёнка около стола. Высота стола должна быть выше локтя на 2 – 3 см, а высота сиденья стула – на уровне коленного сустава. Высота стула и стола по мере роста ребёнка должны изменяться, для этого использовать подставки, подушечки и т. д.Правильная и удобная посадка может быть в том случае, если стул заходит на 4 – 5 см за край стола.

Не использовать табуреты, там нет опоры для спины. Продолжительное сохранение неправильной позы влечёт за собой искривления позвоночника, ослабление зрения.

Напоминание учителю:

  • Учитель задаёт домашнее задание до звонка, даёт необходимые разъяснения по его выполнению.

  • Во избежание перегрузки детей обеспечивает правильную дозировку по объёму и сложности.

  • Учитель обязан ежедневно заносить в журнал содержание задания на дом.

В качестве домашнего задания необходимо использовать творческие работы.

  • Каждое домашнее задание должно быть проверено с помощью различных методов работы.

  • Продумывать дифференцированные домашние задания для сильных и слабых учеников.

  • Для обеспечения полноценного отдыха детей в течение рабочей недели недопустимо давать домашнее задание на понедельник.

 

 

Литература.

1.      Постановление от 28 ноября 2002 года № 44 «О введении в действие санитарно-

эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2. 1178 – 02».

2.      М. Степанова «Первый раз – в первый класс» ж. «Нар . образование» №7/03

3.      Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 22.02.99 № 220/ 11 – 12 «О недопустимости перегрузок обучающихся начальной школы».







Шкатулка учителя

Нетрадиционные формы и методы проведения уроков окружающего мира.

Главной особенностью организации процесса ознакомления учащихся начальной школы с окружающим миром является динамичность его форм. Поэтому место проведения урока может меняться. Значит, уроки можно проводить во дворе школы, на квартире кого – то из учащихся, в медицинском кабинете, в биологическом кабинете, в физкультурном зале и т.д. Если урок проводиться в классе, то традиционную обстановку можно изменять: расставить столы по - другому; детей поместить на ковре и т.д. Это необходимо делать так как

  • уроки «Окружающего мира» требуют большей раскованности детей, обеспечения возможности проявить своё эмоциональное состояние, самостоятельность;

  • раз дети изучают окружающий мир, то по возможности и урок проводить в той среде, которая изучается;

  • уроки «Окружающего мира» предусматривают разные виды деятельности детей (игра, беседа, обсуждение, решение логических задач, наблюдение, опыты и т.д.) и каждая из них требует своей организации.

Надо учитывать и то, что учащиеся начальных классов не могут долго заниматься одной и той же деятельностью, активность и продуктивность их деятельности имеет такие временные рамки: от 12 до 15 мин в 1 классе, от 20 до 25 минут в 4 м классе. Поэтому целесообразна дробная структура урока, где предусматриваются различные по характеру части, но объединенные одной темой. Сочетание и разнообразие этих частей безгранично. Какие же формы можно использовать?

  • Интегрированные уроки. Интеграцию осуществлять можно с любым предметом: чтением, математикой, ИЗО, музыкой, технологией, русским языком.

  • Урок с использованием мультимедийных средств.

  • Урок – исследование.

  • Урок – дискуссия.

  • Урок – зачет.

  • Урок – игра, игра – путешествие.

  • Урок – путешествие.

  • Урок – сказка.

  • Урок – представление.

  • Урок КВН.

  • Урок – деловая игра

  • Урок- развитие речи

  • Урок- смотр знаний


На уроках можно использовать:

  • решение кроссвордов, ребусов, занимательных задач;

  • решение экологических задач;

  • различные конкурсы (например, конкурс «Животный мир леса», «Птицы – наши друзья», «Грибы» и др.);

  • задания «А знаете ли вы, что…?;

  • рисование эмблем, различных знаков, природоохранных плакатов;

  • создание макетов, моделей,

  • викторины для всезнаек;

  • конкурс знатоков, грибников и т.д.;

  • работа справочного бюро;

  • показ рисунков, по которым дети называют правило (например, правила поведения в лесу);

  • загадки;

  • игра « Да – нетка » (Да и Нет говорите);

  • дидактические игры (Где растет?; Деревья, кустарники, травы; Летает – не летает; Назови детенышей; Съедобное – несъедобное; Где живет и чем питается?; Посадим огород; Фрукты – овощи; Найди дерево по листьям; и т.д.)

  • выставки;

  • крылатые выражения;

  • решение логических задач (О каком дереве можно сказать так: пушинки свои первые распустила, запахом медовым пчел приманила?)

  • ролевые игры.





Шкатулка учителя
Работа с одаренными детьми

Важнейшей проблемой нашего общества является сохранение и развитие одарённости. Перед учителями стоит основная задача – способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие. У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознанию.

В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом активным созидателем свое жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.

Вот почему методы и формы работы учителя должны способствовать решению обозначенной задачи. Для этой категории детей предпочтительны

методы работы:

  1. исследовательский;

  2. частично-поисковый;

  3. проблемный;

  4. проективный;

Формы работы:

1 классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие задания;

2. консультирование по возникшей проблеме;

3. предметные кружки;

4. дискуссия;

5 ТРИЗ;

6. игры.

Очень важны:

  1. предметные олимпиады;

  2. интеллектуальные марафоны;

  3. различные конкурсы и викторины;

  4. словесные игры и забавы;

  5. проекты по различной тематике;

  6. игра «Научно - исследовательская лаборатория»;

  7. игры А. Зака;

  8. ролевые игры;

  9. индивидуальные творческие задания;

  10. продуцирование.



Шкатулка учителя
Методические рекомендации по организации домашнего задания


  • Грамотный подход к объёму, дозировке домашних заданий может в какой-то степени сохранить здоровье учащихся.
    При организации домашних заданий следует выполнять следующие требования:
    задание должно быть понятно каждому ученику, т.е. все учащиеся должны точно знать, что делать и как делать (ясность задания);

  • задание должно носить характер вопроса, посильного для самостоятельного решения. Задания не достигают цели, если к ним не дан соответствующий инструктаж или, наоборот, они чрезвычайно «разжёваны» (должны иметь проблемный характер);

  • задание должно предопределять его проверку. При помощи контроля учитель воспитывает у учащихся старательность, исполнительность и аккуратность в работе (установка на контроль);

  • задание на дом может быть фронтальным, дифференцированным и индивидуальным, но всегда с учетом особенностей класса (установка на индивидуализацию заданий);

  • задание по предмету должно быть строго регламентировано и согласовано с заданиями по другим предметам (учет объема заданий);

  • задание не должно быть однообразным и однотипным. В заданиях должны встречаться нестандартные вопросы, вопросы для предварительного обдумывания, наблюдений (разнообразие заданий);

  • задание должно ориентировать учащихся на самостоятельный поиск решений, на использование полученных ранее знаний и навыков в новых условиях (развитие самостоятельности);

  • в задания должны вводиться вопросы для повторения основных разделов программы (установка на повторение пройденного);

  • каждое задание должно иметь трудность, но быть посильным для учащихся. Эту трудность они могут преодолеть при максимальном использовании всех своих способностей и умений (установка на преодоление трудностей учения);

  • задания должны включать в себя вопросы, требующие от ученика умений сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы, применять усвоенные знания в новых ситуациях и т. п. (установка на развитие мышления);

  • задание, направленное на усвоение материала урока, лучше давать в конце урока; задание, нацеленное на закрепление какого-либо навыка, лучше давать сразу после упражнений, вырабатывающих этот навык; задание, контролирующее знания учащихся, полезнее давать в начале урока.

    Домашняя учебная работа тесно связана с работой на уроке, органически вытекает из предыдущего урока, является его продолжением и готовит последующий урок.
    Недопустимо, когда плохо подготовленный урок заканчивается домашним заданием, включающим проработку незаконченного на уроке нового материала и упражнений к нему. Непосильный объем задания порождает хроническое недопонимание.


Следует помнить, что домашнее задание разъясняется и задаётся до звонка с урока и предельно понятно ученикам. Еще на уроке учитель должен быть уверен, что учащиеся знают, что, зачем и как делать дома. Задание должно быть посильным для большинства, не очень простым для сильных учащихся.


Необходимо предупредить излишнее увлечение домашними заданиями, которое может привести к перегрузке учащихся: исключить задания, рассчитанные лишь на механическую работу, слишком громоздкие задания, отнимающие много времени, но не дающие нужного положительного эффекта. Причиной перегрузки может быть и неверный расчёт учителя на умения учащихся, которых у них на самом деле нет.
Перегрузку вызывают и такие задания, о порядке и приёмах выполнения которых учащиеся не имеют ясных представлений, а также задания, не скоординированные учителем по другим предметам.

Постановка четкой цели каждого домашнего задания, отбор их видов и реальная оценка всех возможностей учащихся предупредит опасность перегрузки.

Согласно современным педагогическим и гигиеническим требованиям, обучение в первом классе проводиться без домашних заданий (только со второго полугодия возможны задания по чтению). Однако нередко это требование нарушается, как нарушается оно и тогда, когда на выходные, праздничные и каникулярные дни дети получают домашние задания.

Рекомендуемое гигиенистами время приготовления уроков не должно превышать во втором классе 1,2 часа, в третьем и четвёртом – 1,5 часа. При этом учитываются индивидуальные психофизиологические особенности детей. Объём домашнего задания по одному предмету должен составлять 4-5 часть всего времени, которое ученик затрачивает на подготовку уроков.

Необходим четкий ритм занятий. Для второклассника после 25 минут занятия – перерыв на 5-10 минут. Во время перерыва хорошо сделать несколько гимнастических упражнений, полезна специальная гимнастика для глаз. В третьем классе продолжительность занятий (без перерыва) может быть увеличена до 35-40 минут, а в четвертом – до 45 минут. Но на протяжении этого времени должна быть физкультпауза на 2-3 минуты. Во время большого (т.е. 10-минутного) перерыва учащиеся третьего-четвертого класса могут выполнить небольшую домашнюю работу (например, полить цветы).

Родители и дети должны чётко знать основные гигиенические требования, касающиеся выполнения домашних заданий: организация рабочего места, ритм и продолжительность занятия, сосредоточенность при их выполнении.

Проверка домашнего задания

Проверить выполнение домашнего задания – значит установить факт его выполнения, правильность выполнения, качество (как по содержанию, так и по форме), выявить самостоятельность выполнения, определить приёмы, использованные учащимися при самостоятельной работе дома, в конечном счете определить подготовленность учащихся к усвоению нового материала. Проверка домашних заданий требует определенной системы: содержание материалов проверки, его объём и последовательность (что и когда проверять); виды и приёмы проверки (какими способами и как проверять):порядок вызова учащихся (кого и когда проверять). Система проверки обязательно должна предусматривать методику проведения учета знаний и различные его формы, позволяющие охватить проверкой всех учащихся и получить достаточно данных для суждения о знаниях каждого ученика.

Домашние задания теряют смысл, если их регулярно не проверять. В зависимости от содержания и задач урока, проверка домашнего задания может осуществляться как в начале урока (если тема урока является продолжением предыдущей), так и в конце (если тема новая).
Таким образом, проверка домашнего задания может быть фронтальной и индивидуальной. Нельзя допускать универсализации способов проверки, используя изо дня в день одни и те же. Важно не затягивать проверку домашнего задания, что приведет к непродуктивным потерям учебного времени.

Шкатулка учителя

Анкета для учащихся.

  1. С каким настроением Вы выполняете домашнее задание?

А. С большим желанием и чувством ответственности;

Б. С интересом к познанию нового;

В. Без особого желания и интереса, но с чувством долга перед родителями;

Г. Без интереса и желания.

2. Как Вы выполняете домашнее задание?

А. Легко, быстро, точно;

Б. Делаю больше заданного по собственной инициативе;

В. С большим трудом;

Г. Иногда с большим трудом, а иногда довольно быстро.

3. Сколько времени Вы тратите на выполнение всех домашних заданий в день?

А. 1 час Б. 2 часа В. 3часа Г. 4 часа Д. все свободное время

4. На подготовку заданий по каким предметам Вы тратите больше всего времени?

5. Успеваете ли подготовиться по всем предметам?

А. почти всегда успеваю;

Б. когда как;

В. Как правило, нет

6. С помощью кого Вы выполняете домашнее задание?

А. Делаю в подавляющем большинстве случаев самостоятельно

Б. С помощью родителей

В. Иногда с помощью товарищей, других учащихся

Г. В основном с помощью других учащихся

Д. Чаще всего списываю у одноклассников.

7. Причины, по которым Вы не выполняете домашнее задание?

А. не знаю, как их выполнить;

Б. Нет условий для занятий

В. Лень

Г. Не хватает времени
перейти в каталог файлов


связь с админом