Главная страница
qrcode

Роль общеобразовательных дисциплин в формировании общих компетенций студентов


Скачать 21.79 Kb.
НазваниеРоль общеобразовательных дисциплин в формировании общих компетенций студентов
Дата27.03.2019
Размер21.79 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файла00.docx
ТипЗадача
#64727
Каталог

Роль общеобразовательных дисциплин в формировании общих компетенций студентов.

Маслова Т.А.

Главная задача современной системы образования – создание условий для качественного обучения. Внедрение компетентностного подхода – это важное условие повышения качества образования.

Под понятием "компетентностный подход” имеют ввиду направленность процесса обучения на формирование и развитие компетентностей личности.

Общеобразовательная подготовка в средних специальных учебных заведениях – это фундамент для освоения профессиональной образовательной программы. В совокупности они обеспечивают целостную теоретическую подготовку выпускника и формирование его общих и профессиональных компетенций.

Общие компетенции необходимо формировать при обучении общеобразовательным дисциплинам, начиная с первого курса обучения в профессиональных образовательных учреждениях.

Основные вопросы, которые интересуют учащихся с первого дня обучения в профессиональном заведении, сводятся к актуальности выбранной профессии в настоящее время, о приобретении необходимых практических навыков.

Дисциплины общеобразовательного цикла, при изучении которых учащиеся не видят реального, конкретного применения в будущей профессиональной деятельности, вызывают у учащихся недовольство, они представляются малозначимыми и нигде не пересекающимися с дисциплинами профессионального цикла.

Обучение будет успешным тогда, когда каждая предметная область воспринимается учащимся как необходимый элемент его профессионального становления. Формирование профессиональной направленности должно идти средствами всех изучаемых предметов.

Общеобразовательные дисциплины дают фундаментальную подготовку, формируют базовые знания, умения и навыки.

Важнейшие профессиональные понятия как бы концентрируют вокруг себя знания учащихся из разных дисциплин, придают этим знаниям практическую, реальную значимость.

Существует огромное разнообразие видов компетенций.

Универсальными являются т.н. общие компетенции. Их характерные признаки выражаются в следующем: они многофункциональны, надпредметны и междисциплинарны, требуют значительного интеллектуального развития, многомерны (включают аналитические, коммуникативные, прогностические и другие процессы).

Выделим основные виды компетенций, которые приобретаются учащимся в учебном процессе: ценностно-смысловая, образовательная, учебно-познавательная, информационно-коммуникативная, общекультурная, социально-трудовая.

Рассмотрим, каковы возможные методы, средства формирования общих компетенций на уроках биологии и химии.

Ценностно-смысловая компетенция даёт четкое представление о том, что изучается сегодня, на следующем занятии и каким образом можно использовать полученные знания в последующей жизни.

Ценностное отношение и интерес к содержанию и процессу учебной деятельности формируются путем постоянного обращения к реальной жизни, к окружающей действительности. На занятиях обращается внимание на множество живых объектов, рассматриваются явления, с которыми студент часто сталкивается в жизни, не зная причин и механизмов их возникновения. Это формирует новый взгляд на уже знакомые вещи. (например, взаимосвязь энергетического и пластического обмена можно объяснить на примере человеческого организма…) Чем больше затрачивается энергии, тем меньше откладывается в запас, если энергии тратишь меньше, чем потребляемой пищи, то начинаешь поправляться….отсюда следует, что уроки физкультуры пропускать не следует).

В рамках этой компетенции формируется способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем (задавать себе и окружающим вопросы “почему?”, “зачем?”, “в чем причина?”, “как это устроено?”, осознавать свою роль и предназначение в нем - “а я смогу так?”, “как это сделать?”), уметь выбирать целевые установки своих действий и поступков; способность видеть и понимать биологические явления в природе, отличать их от физических явлений, прогнозировать направление научного использования биологических знаний в практической деятельности человека. Сюда же можно отнести формирование индивидуальной образовательной траектории, программы жизнедеятельности и показать тесную связь медицины с химией и биологией. ( начиная от клеточного строения организма, до места человека на Земле…химический состав препаратов и т.д.)

Образовательная компетенция - формируетвоспитание ценнейших качеств – самостоятельность и решительность в действиях, чувство ответственности за них; развитие навыков критического отношения к результатам решения задач и выполнения упражнений, навыков самоконтроля.

На уроках биологии студент учится с разных сторон рассматривать одну и ту же проблему. Он учится аргументировано отстаивать любую точку зрения, даже отличную от его собственной и общепринятой, чтобы затем самостоятельно или в обсуждении в группе сформулировать верное решение.

Готовность и способность учащегося к осуществлению самодиагностики, и самоанализа формируется на протяжении всего времени изучения биологии и химии, более выражена эта характеристика у студентов становится к концу 1 курса. Этот компонент формируется с помощью использования различных методов диагностики, обсуждения возникающих проблем в изучении материала, фиксированию успехов студента. На уроках и вне занятий проводится индивидуальная работа со студентами, которые по разным причинам не усваивают в полном объеме освоить учебный материал (опережающих увы нет).

Уже с 1 курса студенты занимаются кружковой работой, пишут доклады, выполняют индивидуальные задания. В конце курса биологии каждый учащийся должен защитить творческую работу. Которая включает в себя теоретическую и практическую части. Студенты, создавая собственный образовательный продукт, нуждаются в постоянной совместной работе с преподавателем - для определения темы работы, постановки целей, обобщения и анализа результатов, оформления выводов. Я стараюсь давать им больше самостоятельности, лишь корректирую, советую, помогаю грамотно и логично оформить результаты работы. Подготовка подобных работ формирует умение самостоятельно ставить цели работы, в соответствии с целью определять задачи и поэтапно двигаться от конкретных задач к воплощению результата. Учащийся таким образом готовится к более серьёзной нагрузке на старших курсах.

Учебно-познавательная - формируетпознавательный интерес - один из важнейших мотивов обучения учащихся.

В процессе работы индивидуально или в группах студенты учатся решать сложные задачи, стоящие перед ними, делить на более мелкие. И, решая каждую из задач, обобщать и делать вывод о наблюдаемом явлении или процессе. И, если в начале учебного года основная роль в разбиении задач на подзадачи все еще лежит на учителе, к концу 1 курса учащиеся частично сами могут справиться с этой работой. Вместе стараемся формулировать цели занятия.

Студенты работают с дополнительной литературой. Формирование навыков работы с большим объемом информации, представленной огромным количеством видов учебных материалов, формируется постепенно. На уроках всегда приводится список дополнительной литературы. Учащиеся учатся выделять главное и умению донести информацию до остальных. Это остаётся большой проблемой с нашими студентами. Доклады готовятся недостаточно грамотно. Сложно им выделить главное. Не всем легко отделить биологические характеристики от химических (Тема - белок в химии и белок в биологии).

На уроках биологии учащиеся продолжают овладение такими простейшими методами изучения окружающего мира, как наблюдение; опыт.

На уроках после отработки алгоритмов в стандартных ситуациях, учащимся предлагается на основе заданных алгоритмов, решить творческую задачу или предложить новое нестандартное решение проблемы.

Так, студенты, после того как отработали темы по генетике, паразитологии, помимо того, что решают предложенные мною задачи, самостоятельно составляют по алгоритму свои с дальнейшим прорешиванием и разбором. Так же самостоятельно по пройденной теме составляют кроссворды, тесты. В этом году прошла выставка: «Осторожно, отрава!» Где приняли участие студенты 1-2 курсов. Была собрана огромная коллекция Е-содержащих продуктов. Многие студенты не ожидали увидеть в этом списке их любимую еду…

Информационно-коммуникативная компетенцияспособствуетсамостоятельной подготовке сообщений, проектов с использованием различных источников информации: книг, учебников, справочников, энциклопедий, каталогов, CD-Rom, Интернета. Владение навыками использования информационных устройств. Поведение в обществе. Работа в группах, парная работа

Формирование навыков работы в группе, овладение различными социальными ролями в коллективе, через различную деятельность: интеллектуальную, игровую, исследовательскую; формирование умений правильно задать вопрос, вести опрос, дискуссию, организовать работу группы, проанализировать результаты деятельности.

Практикую использование элементов технологии «творческие мастерские» Это даёт мне возможность увидеть новые качества в студентах, проблемы, которые необходимо решать. Только применив этот подход на практике, я оценила его необходимость и важность. На данном слайде фрагмент урока по биологии «Строение и функции клетки».

С первого урока и на каждом занятии вводятся новые биологические и химические термины. Многие, введенные на ранних этапах изучения естественно-научных дисциплин, уточняются, дополняются и усложняются. На уроках оценивается умение учащегося логично и грамотно формулировать свои мысли с использованием специальных терминов, способность построения целостных, связных и логичных высказываний с грамотным использованием биологических и химических терминов.

Большое значение имеет составление планов и опорных конспектов по изученному материалу – сначала по образцу, потом самостоятельно, как по отработанному, так и по новому материалу, для закрепления и для контроля знаний.

Общекультурная компетенция - использование материала из других наук на уроках биологии и химии, и использование понятий и методов этих дисциплин на других уроках и в жизни.

На первых этапах изучения - осознание роли наук биологии и химии в жизни человека, их влияние на мир, начало освоения студентом научной картины мира; в дальнейшем - овладение познаниями и опытом деятельности наук как составной части жизни человека и человечества, осознание роли биологии и химии в бытовой, культурной, досуговой сферах, её влияние на мир, формирование освоения студентом научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира. Для этого регулярно проводятся предметные недели по биологии и химии

Социально-трудовая компетенция – основана наовладении предметными знаниями, умениями и навыками, которые можно использовать непосредственно в своей дальнейшей жизнедеятельности.

Формирование социальной активности и функциональной грамотности. Знать и понимать огромную роль биологии и химии в выбранной профессии - медика!!!
перейти в каталог файлов


связь с админом