Главная страница
qrcode

урок окр.мира. Растения пресных водоемов


НазваниеРастения пресных водоемов
Дата31.03.2019
Размер0.75 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаурок окр.мира.docx
ТипДокументы
#64761
Каталог


Тема: Растения пресных водоемов.

Цель: познакомить с растениями пресных водоёмов; расширить представление обучающихся о природных сообществах.

Планируемые результаты:
Предметные:

-уточняет свои представления о видах водоемов, об обитателях пресных водоемов;

-узнает о растениях пресных водоемов.

Метапредметные:
-использовать в учебной деятельности различные источники знания как один из способов познания;

- оценивать свою работу.

Личностные:

-посредством организации групповой работы на уроке развивает личностные качества: коммуникативность, умение работать в группе, работать по общепринятым нормам социального устройства общества.

Название и цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент
Цель: включение в учебную деятельность

- А сейчас проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте?

Всё ль в порядке?

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?





2.Самоопределение деятельности

Цель: психологический настрой на урок

- Девиз нашего урока: «Тебе скажут – ты забудешь, тебе покажут-ты запомнишь, ты сделаешь – ты поймешь»
Слайд 1




3.Актуализация знаний и мотивация.

Цель: Готовность мышления и осознание потребности к поиску истины.

– Тему нашего урока вы сейчас назовёте сами, если правильно решите шараду.

Слайд 2

Возьмите корень из слова подводный, корень из слова подъём, соединительную гласную из слова водопад и окончание из слова океаны .Какое слово у вас получилось?

Слад 3 (Вод-о-ём-ы)

- Вспомните, какие виды водоемов вы знаете?

- Какие типы естественных пресных водоемов вы можете назвать?

Слайды 4, 5, 6

Постепенно на доске появляется запись:





- водоёмы

-естественный, искусственный

-пресный, соленый

- река, озеро, ручей, болото

4.Проверка выполнения домашнего задания

Цель:проверить знания учащихся по ранее изученной теме

- Кто населяет пресный водоем?

- Я просила вас подготовить пословицы о рыбах. Какие пословицы вы нашли?

- Давайте населим наш водоем ( на доске плакат с изображением реки, части берега)

- Чего не хватает на нашем рисунке?


- рыбы

- птицы

- звери

-насекомые

Д. И у дохлой щуки живые зубы.
– Маленькая рыбка лучше большого таракана.
– Где щуки нет, там карась хозяин.
– По течению только дохлая рыба плывет.
– Снимай ерша с крючка не спеша.
– На широкой речке рыба в узких местах, на узкой – в широких.
– Ищи рыбу сам, ты ей не нужен.
– За зиму и щука пиявками обрастает.
– Ищи леща у хвоща, ерша – у камня.
– Всякая килька лезет в селедки.
– Знать бы ершу, когда щука зубы меняет.
– Не учи рыбу плавать.

- ( дети по очереди прикрепляют рисунки бобра, щуки, ужа, головастика, окуня, цапли, утки, стрекозы)

- Нет растений.


5.Постановка учебной задачи.

Цель: Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

– По ходу нашего урока вы должны будете ответить на вопросы:

Слайд 7

– Что растёт в пресном водоёме?

– Что произойдёт, если в жизнь пресного водоёма вмешается человек?

Слайд 8


Дети читают вопросы

6“Открытие” детьми нового знания.

Цель: построение нового знания.

У. Давайте узнаем, какие растения встречаются в этом водоеме. Для этого каждая группа собирает из предложенных паззлов рисунок растения, читает о нем текст и рассказывает о растении классу:

1 группа: частуха

2 группа: кубышка

3 группа: водокрас

4 группа: рдест

Карточка группы

  • Как выглядит растение? Опишите его.

  • В каких местах произрастает?

  • Где именно ( на поверхности, в прибрежной зоне, на глубине или в толще воды) растет?

  • Какое назначение имеет? Кто питается этим растением? Какую пользу для человека оно имеет?

  • 1-я группа – стрелолистСлСС

  • 2-я группа – кубышка.ка С

  • 3-я группа – кувшинка.











  • 4-я группа – осока.Сллл

Слайды 9,10,11,12

– Нет ли среди ваших растений тех, которые занесены в Красную книгу?

Все растения водоемов можно разделить на:
- глубоководные растения;
- растения, плавающие на поверхности;
- растения оксигераторы;
- растения прибрежной зоны.

Слайд 13

Заполняем таблицу «Кому, где расти удобно».

У берега




На глубине




На поверхности воды








В толще воды





Физкультминутка

Физкультминутка развивающего характера для психологического климата.

Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели,
И их лучики согрели.
Чудеса у нас на свете,
Стали карликами дети,
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Хорошо мы погуляли
И немножечко устали.

У. Река является домом для большого количества растений. Среди них незабудка, белокрыльник, ирис-касатик, сусак, телорез, аир, гречиха, рдест, рогоз, камыш озерный– куга, водокрас. Узнать о них кое-что интересное вы сможете из книги Анатолия Онегова «На берегу озера».

Учитель показывает детям книгу.

Слайд 15

- А сегодня мы научимся определять их по гербариям, рисункам и описаниям в дополнительной литературе.

На доске рисунки растений без подписи. Дети по дополнительной литературе и гербариям определяют растение и выбирают к нему подпись.(водоросли, кувшинка, рогоз, камыш, незабудка, осока, ряска, сусак)

– Как вы думаете, какую роль выполняют растения в водоёме?


Группы выполняют задание

Выступают

Д. Есть: кубышка

Д. Частуха растет у берега

Д. На глубине растет кубышка

Д. Водокрас на поверхности воды

Д. Рдесты в толще воды

Д. Эти растения дают приют и пищу насекомым, жучкам, паучкам, рачкам, малькам рыб


7.Первичное закрепление и самостоятельная работа.

Цель: усвоение нового знания.


– Итак, мы выяснили, что в пресных водоемах обитают разнообразные живые организмы. Послушаем разговор некоторых из них.

Слайд 16

Слайд 17

У. Послушав эти диалоги, какой вывод вы сделали?

– В природе все взаимосвязано.

– Мы можем смело сказать, что водоем – это природное сообщество.
Слайд 18

Слайд 19
Работа в парах по карточкам.

- В пресных водоёмах обитают разнообразные живые организмы. Покажите стрелками, что они связаны между собой.

Карточка:

Ряска, цапля, карась, лягушка, жук-плавунец, рак, утка, бобр, двустворчатые моллюски, комары, жуки-водомерки, водоросли.

( Например, растения выделяют в воду кислород, которым дышат животные. Растениями водоёма питаются животные. Карась питается растениями и личинками насекомых, а щука - карасятами.)

  • ряска – водомерка;

  • стрелолист – карась – окунь;

– Как растения и животные способствуют питанию растений?

Слайд 20

Физкультминутка для глазных мышц.

Упражнение 1. «Вращение».

Не двигая головой, вращаем глазами по часовой стрелке 4-5 раз и против часовой стрелки 4-5 раз.

Упражнение 2. «Во все стороны».

Не поворачивая головы, двигайте глазами вверх, вниз, вправо, влево – 4-5 раз.

Упражнение 3. «Пальчик».

Подносим пальчик к кончику носа, глядя на него, затем отводим назад – 4-5 раз.

Упражнение 4. «Кто там».

Зажмурим глаза, сжимая сильно веки, широко открываем, удивляемся «Кто там?» - 4-5 раз.

Упражнение 5. «Сон».

Спокойно закрываем глаза, думаем о хорошем, открываем глаза, дарим друг другу улыбки. – 1 раз.



Инсценируют подготовленные учащиеся:

Окунь и Щука

– Отчего это, Щука, глаза у тебя, как у волка, горят?
– От голода.
– А по реке чего мечешься, на месте не стоишь?
– От голода.
– Вот и поговори с тобой! Заладила одно: «от голода», да «от голода»! Чего это ты такая неразговорчивая?
– От голода!

Головастик и Уж

– Ты чего, Уж, задумался? Шипишь –меня, что ли, ругаешь?
– Не мешай, Головастик, я считаю!
– Кого же ты, долговязый, считаешь – ворон, что ли?
– Каких там ворон! Считаю я, сколько вас,головастиков, проглотил. Одиннадцать штук насчитал. Вот бы еще одного –

для ровного счета!

Д. Мы проследили цепи питания.

Зачитывание некоторых взаимосвязей.

Д. Мертвые остатки перегнивают,разрушаются под воздействием микроорганизмов,образуются соли, а их используют растения.


8.Творческая работа

Цель: развитие творческой инициативы учащихся;

У. Своими примерами вы доказали, что водоем – это природное сообщество. Но человек вмешивается в жизнь этого сообщества, рвет редкие растения, ловит раков-санитаров, губит головастиков и лягушек. Мне бы хотелось, чтобы вы в группах нарисовали знак, говорящий о том, что нельзя делать, чтобы не нарушать экологическое сообщество водоема.

Дети в группах выполняют задание. Затем работы демонстрируются и обсуждаются

9. Рефлексия деятельности.

Цель: Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения и границ применения нового знания.

-Ребята, какую цель мы преследовали на уроке?

-Чего достигли?

-Что нового узнали?

Задание на самооценку.

Закончите предложения:

Я доволен(льна) ………………..(очень, не очень) результатами своей работы, потому что я (самостоятельно или при помощи…) справился(лась) с заданиями

Слайд 21

- узнать о растениях пресных водоемов.

- научились определять растения с помощью гербария и дополнительной литературы


- водоем – природное сообщество, обитатели которого связаны друг с другом
Дети оценивают свою работу.

10.Домашнее задание.

Слайд 22

- Сделаете подписи под рисунки в печатной тетради на с.33 и нарисуете на альбомном листе растение пресного водоема, занесенного в Красную книгу




Приложение 1

Глубоководные растения – это растения, корни которого растут в донном грунте, листья располагаются на поверхности воды, а цветки могут располагаться на поверхности или над водой. К этой группе относятся апоногетон, нимфейник, кубышка, оронтиум водный, лотос орехоносный и другие растения.

У растений, плавающих на поверхности, корни могут располагаться как в воде, так и в донном грунте, стебли и листья свободно плавают на поверхности или вблизи поверхности воды, цветки (если они есть) могут располагаться на поверхности или над водой.
К этой группе относятся азолла, водяной геоцинт,водокрас, водяной мак, оронтиум водный, сальвиния, водяной орех, чилим, пистия, рогульник плавающий, телорез, эйхорния.

Оксигераторы – это растения, большая часть которых находится в воде. Их цветки (если они есть) могут располагаться над водой, на поверхности воды, либо под водой. Оксигераторами являются лютик, турча болотная, элодея, рдест, уруть водная.

У растений прибрежной зоны корни расположены в грунте под водой, а большая часть побега в воздухе. Это такие растения, как аир, вахта, белокрыльник, вербейник, кала, камыш, ежеголовник, незабудка болотная, рябчик, калужница, таро, частуха и другие растения.

Приложение 2





Приложение 3

Карточка группы

  • Как выглядит растение? Опишите его.

  • В каких местах произрастает?

  • Где именно ( на поверхности, в прибрежной зоне, на глубине или в толще воды) растет?

  • Какое назначение имеет? Кто питается этим растением? Какую пользу для человека оно имеет?



Приложение 4
Карточка для работы в парах

- В пресных водоёмах обитают разнообразные живые организмы. Покажите стрелками, что они связаны между собой.

Карточка:

Ряска, цапля, карась, лягушка, жук-плавунец, рак, утка, бобр, двустворчатые моллюски, комары, жуки-водомерки, водоросли.

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/6/93/395/93395266_0_1a8772_873ca942_xl.jpg

http://xn--80aqfddo1a5b8c.xn--p1ai/detki/images/rsgallery/display/280061.jpg.jpg

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/4/82/264/82264588_s45825585.jpg
перейти в каталог файлов


связь с админом