Главная страница
qrcode

РП Экономика 10 класс. Рабочая программа по экономике в 10 11 классах составлена на основе авторской программы для 10-11 классов В. С. Автономова, Л. Б. Азимова Экономика базовый уровень (М. Вита-пресс, 2010 г.)


Скачать 116.68 Kb.
НазваниеРабочая программа по экономике в 10 11 классах составлена на основе авторской программы для 10-11 классов В. С. Автономова, Л. Б. Азимова Экономика базовый уровень (М. Вита-пресс, 2010 г.)
Дата31.03.2019
Размер116.68 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаРП Экономика 10 класс.docx
ТипРабочая программа
#64747
Каталог


f:\программы лавринович 2017-18\2019\media\image5.jpeg



Пояснительная записка

Рабочая программа по экономике в 10 – 11 классах составлена на основе:

  • авторской программы для 10-11 классов В. С. Автономова, Л. Б. Азимова «Экономика» базовый уровень (М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010 г.)

  • обязательного минимума содержания экономики в соответствии с объемом времени, отводимого на изучение данного предмета по Базисному учебному плану.

Реализация программы обеспечивается нормативными документами:

  • Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования (приказ МО РФ от

  1. №1089) и Федеральным БУП для общеобразовательных учреждений РФ (приказ МО РФ от

  1. №1312);

  • Учебным планом МБОУ «Белоярская СШ» на 2018-2019 учебный год.

  • Экономика. Учебник для 10, 11 кл. общеобразовательных организаций. Базовый уровень образования / В.С. Автономов. – 17-е изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015.

  • Требованиями к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Курс «Экономика» входит в образовательную область «обществознание», в 10-11 классах, изучается отдельно 0,5 часа в неделю (17 часов за учебный год, всего – 34 часа за курс 10-11 классов).

В рабочую программу по экономике были добавлены темы в разделы по изучению основ бюджетной грамотности, рекомендованные Министерством образования и науки РФ совместно с Экспертным советом при Правительстве РФ, Министерством финансов РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими государственное управление в сфере образования.

Изучение экономики в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • развитие гражданского образования, экономического образа мышления; потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин; способности к личному самоопределению и самореализации;

  • воспитание ответственности за экономические решения; уважения к труду и предпринимательской деятельности;

  • освоение системы знаний об экономической деятельности и об экономике России для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;

  • овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства;

  • формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных экономических задач; освоения экономических знаний для будущей работы в качестве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.

Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по экономике представляет комплекс знаний по экономике, минимально необходимый современному гражданину России. Он включает общие представления об экономике как хозяйстве и науке, об экономике семьи, фирмы и государства, в том числе в международной сфере.

Программа ориентирована на изучение российскими школьниками базовых экономических понятий, формирование у школьников общих, и в то же время, достаточно цельных представлений о процессах, связанных с экономикой, бизнесом и предпринимательской деятельностью.

Требования к уровню подготовки выпускников

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

В результате изучения экономики на базовом уровне ученик должен

Знать/понимать

• функции денег, банковскую систему, причины различий в уровне оплаты труда, основные виды налогов, организационно-правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы экономического роста.

Уметь

• приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, внешних

эффектов, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем;

• описывать: действие рынка, основные формы заработной платы и стимулирования труда,

инфляцию, основные статьи госбюджета России, экономический рост, глобализацию мировой экономики;

• объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды

инфляции, причины международной торговли.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• получения и оценки экономической информации;

• составления семейного бюджета;

• оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина.
Содержание учебного материала

Тема 1.Основы экономической жизни общества ( 3 ч.)

Что означает термин «экономика». Экономическая наука, ее предмет. Экономические модели. Потребности. Субъективный характер потребностей. Факторы, влияющие на формирование потребностей.

Блага и услуги. Ограниченность благ. Свободные (неэкономические) и экономические блага.

Выбор и альтернативная стоимость, Процесс принятия решения.

Понятие экономической системы. Традиционная, командная и рыночная экономические системы. Смешанная экономика. Эволюция экономических систем.

Факторы производства: труд, земля, капитал и предпринимательские способности. Продукт. Производительность факторов производства. Способы увеличения производительности.

Натуральное хозяйство. Разделение труда. Специализация и её преимущества.

Основные вопросы экономики: что производит? Как производить? Для кого производить?

Обмен и рынок. Деньги. Принцип «невидимой руки».
Тема 2. Спрос и предложение. Равновесие на рынке. (4ч.)

Спрос. Величина спроса. Закон спроса. Эффект нового покупателя. Эффект замещения и эффект дохода. Факторы, влияющие на спрос.

Кривая спроса. Графическое отображение изменений спроса и изменений величины спроса.

Эластичность спроса по цене и по доходу. Товары-заменители. Дополняющие товары. Товары первой необходимости. Предметы роскоши.

Предложение. Величина предложения. Закон предложения. Факторы, влияющие на предложение.

Кривая предложения. Графическое отображение изменений предложения и изменений величины предложения. Эластичность предложения по цене.

Равновесная цена. Равновесие на рынке и его графическое отображение. Анализ рыночных ситуаций с помощью кривых спроса и предложения.
Тема 3 . Потребители. Семейная экономика( 3 ч.)

Полезность благ. Потребительский выбор. Суверенитет потребителя. Права потребителя.

Доходы потребителя. Основные источники доходов ( заработная плата, доходы от сбережений, доходы от собственности, трансферты). Реальные и номинальные доходы.

Расходы потребителя. Основные статьи расходов семьи.

Сбережения. Формы сбережений (накопление, банковские вклады, вложения в ценные бумаги). Доходность и надёжность сбережений.

Потребительский кредит. Виды потребительского кредита (банковский кредит, покупка товаров в рассрочку, расчёты с помощью кредитной карточки). Страхование.
Тема 4. Фирмы, рынки, конкуренция. (7ч.)

Фирма в экономической теории. Цели фирмы. Мелкие и крупные фирмы, их преимущества и недостатки. Рзличные виды фирм. Индивидуальная фирма, товарищество, кооператив, акционерное общество.

Издержки. Амортизационные отчисления. Выручка. Внутренние (неявные) издержки. Экономические издержки. Экономическая прибыль. Необратимые издержки. Прибыль. Предельная выручка фирмы. Максимизация прибыли. Фиксированные (постоянные) и переменные издержки.

Понятия капитала и рынка капитала. Финансовый и физический капитал Инвестиции. Основные способы финансирования инвестиций (использование своих либо заёмных средств)

Конкуренция. Факторы, влияющие на конкуренцию. Условия совершенной конкуренции. Конкурентная фирма, максимизация ее прибыли.

Монополия. Природа монополии. Виды монополий. Естественные монополии. Причины возникновения монополий. Монополии в России. Сравнительный анализ монополии и совершенной конкуренции. Монопольная прибыль. Естественная монополия. Экономические и неэкономические барьеры для входа конкурирующих фирм на рынок.

Олигополия. Природа олигополии. Поведение олигополистов. Нескоординированная олигополия. Молчаливый сговор. Лидерство в ценах. Явный сговор (картель).

Монополистическая конкуренция. Методы ценовой и неценовой конкуренции. Патенты и торговые марки. Особенности распределения прибыли различных видов фирм. Дивиденд. Различие между дивидендом и процентом.

Особенности прекращения деятельности фирм различных типов. Банкротство.

Ценные бумаги. Акция. Номинал акции. Контрольный пакет акций. Облигация. Различие между облигацией и акцией. Рынок ценных бумаг. Рыночная цена (курс) акции. Факторы, влияющие на курс акции. Ликвидность ценных бумаг. Фондовая биржа. Биржевые спекуляции Фондовый индекс. Рыночная цена фирмы.

Деньги. Функции денег. История денег. Формы денег. Рыночная цена денег (ставка процента).

Банки. История банковского дела. Основные функции банков. Безналичные расчёты Операции коммерческих банков. Российские коммерческие банки. Банковская система. Центральный банк и его функции.

Банковские услуги потребителям. Виды вкладов. Вклад до востребования (текущий вклад). Срочный вклад. Потребительский кредит. Залог. Кредитные и дебетные карточки.

Банковские резервы. Норма обязательных резервов.
Тема 6. Государство и экономика. (3 ч.)

Роль государства в экономике. Права собственности и их защита. Антимонопольное регулирование. Государство и естественные монополии.

Государственное вмешательство в экономику. Перераспределение доходов. Минимальный уровень оплаты труда. Максимальная продолжительность рабочего дня. Социальные пособия.

Общественные блага. Государственный сектор. Приватизация. Национализация.

Теневая экономика, причины её возникновения.

Роль налогов в экономике. Основные виды налогов. Средняя и предельная ставки налога. НДС. Акцизы. Воздействие налогов на экономику. Налоговая система России. Отчисления на социальное страхование. Внебюджетные фонды. Схемы налогообложения. Пропорциональное, прогрессивное, регрессивное налогообложение. Кривая Лаффера. Налоговые льготы.

Государственный бюджет. Дефицит, профицит. Государственный долг.
Тема 7. Экономическое развитие. ( 7 ч.)

Макроэкономика и микроэкономика. Совокупный спрос. Совокупное предложение. Макроэкономическое равновесие.

Агрессивные показатели. Валовой внутренний продукт (ВВП) и валовой национальный продукт (ВНП). Конечная и промежуточная продукция. Добавленная стоимость. ВВП на душу населения. Методы измерения ВВП по расходам и по доходам. Проблемы расчета ВВП (ВНП). Нерыночное производство. Проблема учета качества окружающей среды.

Понятие экономического роста. Темп экономического роста. Источники экономического роста. Экстенсивный и интенсивный рост.

Экономическое и общественное развитие. Порочный круг бедности. Качество жизни. Индекс человеческого развития.

Экономические циклы. Фазы экономического цикла (подъём, спад, депрессия, оживление). Кризис (резкий переход от подъёма к спаду) Объективный характер и неизбежность экономических циклов.

Рынок труда и его особенности. Факторы, влияющие на ситуацию на рынке труда (демографические, социальные). Экономически активное население. Ставка заработной платы. Повременная и сдельная оплата труда. Условия труда.

Занятость, безработица. Основные критерии отнесения людей к категории безработных. Фрикционная, структурная и циклическая безработицы. Уровень безработицы. Естественный уровень безработицы. Социальные последствия безработицы. Государственная политика в области занятости. Мобильность рабочей силы.

Профсоюзы и их роль в экономике. Трудовой договор (коллективный и индивидуальный). Забастовка.

Денежная масса. Ликвидность. Наличные и безналичные деньги. Скорость обращения денег.

Создание денег. Кредитная эмиссия банков.

Инфляция. Инфляция спроса. Инфляция издержек. Инфляционные ожидания. Скрытая инфляция.

Государственная макроэкономическая политика. Методы воздействия государства на совокупный спрос. Фискальная (бюджетная) политика. Монетарная (денежно-кредитная) политика. Государственные заказы.
Тема 8. Международная экономика. (7 ч.)

Международная торговля. Экспорт. Импорт. Сальдо внешней торговли. Принцип сравнительных преимуществ.

Государственная внешнеторговая политика. Протекционизм. Импортные пошлины. (тарифы). Демпинг. Торговые барьеры. ВТО.

Иностранные инвестиции. Прямые и портфельные инвестиции. Экспорт капитала. Межнациональные корпорации. Свободная экономическая зона.

Валюта. Валютные курсы. Покупательная способность валют. Валютные интервенции. Девальвация и ревальвация. Конвертируемость валют.

Международное экономическое сотрудничество. Экономическая интеграция. и её основные этапы. Всемирный банк. Международный валютный фонд.

Календарно - тематическое планирование в 10 классе



уро

ка

Название темы

Кол-

во

часов

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

учащихся

Дата по плану

Дата по факту

Тема 1. Основы экономической жизни общества (3 часа)

1

Введение. Экономическая наука. Экономические блага.

1

Ознакомление с задачей и структурой курса. Формы и методы организации учебной деятельности. Критерии и принципы оценивания. Предмет и метод экономической науки.

Уметь объяснять, что необходимо для того, чтобы объекты природы были преобразованы в предметы потребления, какова роль экономической деятельности в этом процессе; объяснять, какими способами можно увеличить объем производимой продукции при имеющихся ограниченных ресурсах







2

Выбор.

Альтернативная стоимость.

1

Неизбежность выбора. Понятия о КПВ. Альтернативные издержки.

Знать и понимать, что такое альтернатива, альтернативная стоимость, выбор, альтернативные

издержки.

Уметь давать характеристику отдельным определениям темы и приводить примеры по теме из современной жизни и СМИ и личного социального опыта учащихся.







3

Экономическая система и ее функции.


1

Понятие об основных главных вопросах экономики, об экономических системах и основные критерии их разграничения. Традиционная экономическая система. Командная система: ее особенности и формы практической реализации

Частная собственность как основа рыночной экономической системы. Причины эффективности рыночного механизма и источники его слабости. Причины возникновения смешанной экономической системы, основные признаки

Знать понятия «традиционная экономическая система», «командная экономическая система».

Уметь подбирать примеры к каждой из них

Знать:

признаки рыночной, смешанной экономики; - причины эффективности и роль рыночных механизмов.

Уметь решать задачи по теме, приводить примеры и анализировать их







Тема 2. Спрос и предложение. Равновесие на рынке (4 часа)

4

Спрос. Кривая спроса. Закон спроса.

1

Спрос (D), товар(Q), цена товара (P), факторы спроса, величина спроса, шкала спроса, кривая спроса, индивидуальный спрос, рыночный спрос.

Знать:

-понятие о спросе; факторы формирования величины спроса









5

Предложение. Кривая предложения. Закон предложения.

1

Предложение (S), товар(Q), цена товара (P), факторы предложения, величина предложения, шкала предложения, кривая предложения

Знать: формирование на рынке предложения;

-факторы формирования
величины предложения.







6

Рыночное равновесие. Равновесная цена.

1

Типы рыночных ситуаций: дефицит, затоваривание, равновесие. Механизм формирования рыночного равновесия. Рынок покупателей и продавцов

Знать: -типы рыночных ситуаций: дефицит, затоваривание, равновесие;

-механизм формирования рыночного равновесия;

-рынок покупателей и продавцов.
Описывать действие рынка







7

Контрольная работа по темам 1-2

1

Повторение и систематизация знаний по темам «Основы экономической жизни общества» и «Спрос и предложение. Равновесие на рынке»

Знать основные понятия, уметь применять полученные знания на практике.







Тема 3. Потребители. Семейная экономика. (3 часа)

8

Работа над ошибками. Потребности и полезность.

1

Полезность благ. Закон убывающей предельной полезности. Потребительский выбор. Суверенитет потребителя. Роль информации в процессе потребительского выбора. Реклама. Права потребителя и их защита

Знать основные понятия по теме

Уметь подбирать примеры к каждому понятию, разъяснить суть закона предельной полезности; знать сущность закона о Защите прав потребителя

Уметь делать оценку собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина







9

Доходы и расходы потребителей.


1

Доходы потребителей. Основные источники доходов. Реальные и номинальные доходы. Расходы потребителей. Основные статьи расходов семьи

Знать основные понятия по теме

Уметь подбирать примеры к каждому понятию; раскрыть суть понятия « семейный бюджет»;

выявить причины неравенств доходов населения







10

Сбережения и кредит.

1

Сбережения. Доходность и надежность сбережений. Потребительский кредит и его виды

Знать основные понятия по теме

Уметь подбирать примеры основных мер социальной поддержки населения и обозначать их цели.








Тема 4. Фирмы, рынки, конкуренция (7 часов)

11

Фирмы, капитал, прибыль

1

Фирма. Капитал. Физический капитал. Финансовый капитал. Инвестиции. Издержки. Выручка. Прибыль. Максимизация прибыли. Предельные издержки. Предельная выручка

Знать: понятия: фирма, предприятие, отрасль; понятие о добавленной стоимости , издержки (средние и предельные (маржинальные), постоянные, переменные) прибыль, выручка, доход, виды и цели, факторы
деятельности фирм







12

Конкуренция. Основные типы рынков

1

Конкуренция. Совершенная конкуренция. Монополия. Естественная монополия. Барьеры входа/выхода на рынок. Олигополия. Монополистическая конкуренция. Ценовая и неценовая конкуренция. Патенты и торговые марки

Знать основные понятия по теме








13

Различные виды фирм

1

Различные виды фирм. Индивидуальная фирма, товарищество, кооператив, акционерное общество (корпорация). Дивиденд. Банкротство. Ценные бумаги. Акция. Номинал акции. Контрольный пакет акций. Облигация

Знать основные понятия по теме Уметь выделять основные характерные черты организационно-правовых форм предприятий








14

Рынок ценных бумаг. Фондовая биржа.

1

Рынок ценных бумаг. Рыночная цена (курс) акции. Ликвидность ценных бумаг. Фондовая биржа. Биржевые спекуляции. Фондовый индекс. Рыночная цена фирмы

Знать основные понятия по теме, виды ценных бумаг и раскрыть их функции

Уметь раскрывать значение уставного капитала, описать основные внутренние и внешние источники финансирования предприятия







15

Деньги и банки.

1

Деньги. Рыночная цена денег (ставка процента). Банки. Безналичные расчеты. Вклад до востребования. Срочный вклад. Банковские резервы. Норма обязательных резервов

Знать: причины изобретения денег; функции денег; роль денег как средства обмена и сбережении, понятие о денежном обращении; закон обмена и его использование; ликвидность







16

Промежуточная аттестация. Итоговая контрольная работа

1

Повторение и систематизация знаний по курсу 10 класса

Знать основные понятия, уметь применять полученные знания на практике.







17

Анализ промежуточной аттестации

1








Литература

УМК

  1. Авторской программы для 10-11 классов В. С. Автономова, Л. Б. Азимова «Экономика» базовый уровень (М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010 г.)

  2. Экономика. Учебник для 10, 11 кл. общеобразовательных организаций. Базовый уровень образования / В.С. Автономов. – 17-е изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015.

Литература для учителя

  1. Экономика. Учебник для 10, 11 кл. общеобразовательных организаций. Базовый уровень образования / В.С. Автономов. – 17-е изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015.

Литература для учащихся

  1. Экономика. Учебник для 10, 11 кл. общеобразовательных организаций. Базовый уровень образования / В.С. Автономов. – 17-е изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015.

ЦОРы:

  1. Автоматизированное рабочее место (ПК, проектор, принтер, сканер, экран)

  2. Мультимедийные презентации.

перейти в каталог файлов


связь с админом