Главная страница
qrcode

СТИХОВЕДЕНИЕ. Министерство образования и науки РФ


Скачать 21.84 Kb.
НазваниеМинистерство образования и науки РФ
Дата01.04.2019
Размер21.84 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаСТИХОВЕДЕНИЕ.docx
ТипДокументы
#64768
Каталог

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВЛАДИМИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ А.Г. И Н.Г. СТОЛЕТОВЫХ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ КАФЕДРА РУССКОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ФИЛОЛОГИИ

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

Целостный анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Земля и небо»

Работу выполнила:

Алексеева А.С.

студентка 2 курса Педагогического института ВлГУ

Направление подготовки: 44.03.05 «Педагогическое образование»

Профиль/программа подготовки: «Русский язык. Литература»

Научный руководитель:

к. филол. н., доцент кафедры русской

И зарубежной филологии ВлГУ

Гарипова Г.Т.

Владимир-2018

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ

Земля и небо

Как землю нам больше небес не любить?
Нам небесное счастье темно;
Хоть счастье земное и меньше в сто раз,
Но мы знаем, какое оно.


О надеждах и муках былых вспоминать
В нас тайная склонность кипит;
Нас тревожит неверность надежды земной.
А краткость печали смешит.


Страшна в настоящем бывает душе
Грядущего темная даль;
Мы блаженство желали б вкусить в небесах,
Но с миром расстаться нам жаль.


Что во власти у нас, то приятнее нам,
Хоть мы ищем другого порой,
Но в час расставанья мы видим ясней,
Как оно породнилось с душой.

1830 г. (1831 г.)

Начиная анализ стихотворения «Земля и небо» невозможно не обратиться к историко-биографическим фактам его создания. Раннее стихотворение поэта, написано в 1830 (1831) году в период обучения Лермонтова в благородном Московском пансионе, когда ему было 16 лет. Произведение вобрало в себя многие мотивы русской и европейской романтической философской поэзии начала 1830-х годов.

Стихотворение молодого поэта отличает не только яркая образность, мелодичность и поэтическая красота, но и отраженная в нем глубина переживаний, чувств, удивительная зрелость мысли.

Ведущей темой является – тема противопоставления земли и неба, двух миров, как двух враждебных стихий.  Не случайно стихотворение начинается с вопросительного предложения, раскрывающего характер этого противопоставления. (Как землю нам больше небес не любить?). Данная тема является одной из центральных в Лермонтовской поэзии. В основе антитезы лежит принцип дуализма, учение о двух полярных началах: небе и земле, душе и теле. Душа человека — небесного, божественного происхождения, тело — земной прах.

Идея заключена в стремлении человека к высокому идеалу «небесному счастью» и невозможности его постижения.

Стихотворение написано в форме лирического монолога. Лирическим героем является лирическое «Я», которое спрятано за местоимениями «мы» (употребляется в тексте 4 раза), «нас» (употребляется в тексте 7 раз).

На протяжении всего произведения происходит внутренняя борьба личности. Герой мечется между идеальной высотой «небес» и чувственным («как …не любить?») обаянием «земли». Земное - нечто знакомое человеку («оно породнилось с душой»), это его настоящее с надеждами и страхами, муками и тревогами, печалями и радостями, это его жизнь. Лирический герой любит землю, но душа его стремиться познать небесное. В то же время небесное его пугает, так как оно темно и неизвестно. (Страшна в настоящем бывает душе…) Человек привык к земле, поэтому не хочет с ней расставаться. Земное ему подвластно. (Хоть счастье земное и меньше в сто раз…)

Стихотворение вызывает различные эмоции. В начале мы чувствуем уверенность и спокойствие в словах автора. Но затем, рассуждая, Лермонтов с каждым четверостишием заставляет читателя испытывать более сильные эмоции такие как: смятение, неуверенность, тревогу, сомнение:

О надеждах и муках былых вспоминать
В нас тайная склонность кипит;
Нас тревожит неверность надежды земной.
А краткость печали смешит.

В конце стихотворения мы ощущаем безысходность в рассуждениях лирического героя:

Что во власти у нас, то приятнее нам,
Хоть мы ищем другого порой,
Но в час расставанья мы видим ясней,
Как оно породнилось с душой.

Он приходит к выводу о том, что человеку невозможно постичь небесное- возвышенное, так как земное - обыденное породнилось с его душой.

Поэт использует художественно выразительные средства, которые усиливают настроение героя: олицетворения (склонность кипит, неверность надежды тревожит, краткость печали смешит), эпитеты (небесное счастье, земное счастье, темная даль, тайная склонность), риторический вопрос (Как землю нам больше небес не любить?)

Стихотворение Лермонтова «Земля и небо», написанное перекрестным катерном, строится на «неправильных» сочетаниях амфибрахия и анапеста.

Поэт соблюдает своеобразную симметрию в чередовании четырехстопных нечетных и трехстопных четных строк: в I строфе все четные стихи — анапестические, все нечетные — амфибрахические, во II строфе — наоборот; в III строфе анапест применен лишь в третьей строке, остальные строки — амфибрахические, а в IV строфе — наоборот, лишь третий стих амфибрахический, остальные — анапестические. При этом нерифмованная пара нечетных стихов сочетается с рифмованной парой четных (и та и другая имеют мужские клаузулы):

Как землю нам больше небес не любить?
       Нам небесное счастье темно;
Хоть счастье земное и меньше в сто раз,
       Но мы знаем, какое оно...

 Лермонтов один из величайших классиков мировой литературы, гений русского слова. Его стихи завораживают, заставляют чувствовать и размышлять.

Поэт стремился познать жизнь во всех ее сложных проявлениях. Увлекаясь мечтами о социальном будущем, он стал самым ярким творцом философско-психологического романтизма. Его творчество оказало большое влияние на виднейших русских писателей и поэтов XIX и XX веков. За двадцать семь неполных лет своей жизни Лермонтов создал столько, что навсегда прославил русскую литературу и продолжил дело великого русского стихотворца – Пушкина, став с ним вровень.

ПРИЛОЖЕНИЕ:

Грядущего – период времени, который следует за настоящим; будущее.

Блаженство – высокая степень счастья; наслаждение.

Вкусить – испытать, ощутить что-либо; изведать.

Былых - которые уже были; прошлых.

(МАС, Евгеньева А.П., г. Москва, 1957-1984)
перейти в каталог файлов


связь с админом