Главная страница
qrcode

Методические рекомендации по физике для подготовки к ГИА. Методические рекомендации для учителей по подготовке учащихся основной школы к государственной (итоговой) аттестации в независимой форме по Физике


Скачать 323.5 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации для учителей по подготовке учащихся основной школы к государственной (итоговой) аттестации в независимой форме по Физике
АнкорМетодические рекомендации по физике для подготовки к ГИА
Дата20.02.2017
Размер323.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файла0-0-0-91-20
ТипМетодические рекомендации
#42884
страница1 из 6
Каталогload

С этим файлом связано 185 файл(ов). Среди них: 0-0-0-96-20, 0-0-0-95-20, 0-0-0-92-20, 0-0-0-91-20, 0-0-0-89-20, 0-0-0-88-20, 0-0-0-87-20, 0-0-0-83-20, 0-0-0-82-20, 0-0-0-808-20 и ещё 175 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6



Методические рекомендации для учителей по подготовке учащихся основной школы к государственной (итоговой) аттестации в независимой форме по Физике


Автор-составитель: А.С. Спирин – методист

кафедры естественнонаучного образования

ГОУ ДПО «СарИПКиПРО»

Содержание

Пример 6 8


Введение


В 2008 году впервые в ряде регионов государственная (итоговая) аттестации выпускников IX классов по физике проводилась в новой форме. Контрольные измерительные материалы (КИМ) для проведения экзамена представляли собой письменную работу, которая оценивала общеобразовательную подготовку учащихся по физике за курс основной школы и обеспечивала необходимую дифференциацию выпускников при отборе в профильные классы.

Содержание экзаменационной работы для девятиклассников разрабатывалось на основе государственного стандарта основного общего образования по физике (приложение к Приказу Минобразования России от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»). При этом раздел стандарта «Обязательный минимум содержания основных образовательных программ» являлся основой для составления Кодификатора элементов содержания по физике для составления КИМ, а раздел «Требования к уровню подготовки выпускников» — для формирования перечня видов деятельности, на проверку которых ориентированы задания экзаменационной работы для выпускников IX классов общеобразовательных учреждений.

Разработанная на основе образовательного стандарта модель экзаменационной работы по физике предусматривает проверку понимания учащимися основных теоретических положений школьного курса физики, выявление уровня сформированности умения решать задачи и освоенности экспериментальных умений.

При разработке документов для новой формы экзамена соблюдалась преемственность как с традиционной системой итогового контроля (сдача устного экзамена по билетам), так и с экзаменационной моделью единого государственного экзамена по физике (в первую очередь с форматом представления заданий и системой оценивания).

Отличительной чертой новой формы экзамена является использование специальных серий заданий на основе текстов физического содержания. Эти задания направлены на проверку сформированности различных информационных умений (понимание смысла использованных в тексте физических терминов, перевод информации из одной знаковой системы в другую, применение информации из текста в измененной ситуации и т.п.) и являются хорошей основой для перехода в дальнейшем на широкое использование в экзаменационных материалах компетентностно-ориентированных заданий.


Особенности структуры экзаменационной работы в 2009 году



В 2009 году общая структура контрольных измерительных материалов предыдущего года будет сохранена. Изменения связаны с расширением спектра проверяемых видов деятельности.

Задания с выбором ответа, проверяющие методологические умения, будут содержать ситуации, требующие от экзаменуемого определить цели исследования, выбрать для его проведения измерительные приборы и оборудование (по рисункам и фотографиям), проанализировать результаты наблюдения или опыта и сформулировать выводы по результатам проведенного исследования. Ниже приведены примеры заданий, проверяющих умение анализировать экспериментальные данные и делать выводы.

Пример 1

На рисунке представлен график зависимости силы упругости (F), возникающей в металлической проволоке от степени ее растяжения (х).



По результатам проведенного опыта закон Гука выполняется на участке

1)

OA

2)

AB

3)

BC

4)

AC

Пример 2

Ученик проводил опыты с двумя разными резисторами, измеряя силы тока, проходящие через них при разных напряжениях на резисторах, и результаты заносил в таблицу:

U, В

0

1

2

3

I1

0

0,4

0,8

1,2

I2, А

0

0,2

0,5

0,9

Прямая пропорциональная зависимость между силой тока в резисторе и напряжением на концах резистора

1)

выполняется только для первого резистора

2)

выполняется только для второго резистора

3)

выполняется для обоих резисторов

4)

не выполняется ни для какого из резисторов

Экспериментальные задания с развернутым ответом будут проверять не только умение проводить косвенные измерения, но и представлять экспериментальные данные в виде таблиц и графиков, а на основании полученных данных делать выводы о зависимости одной физической величины от другой.

При разработке модели экзамена по физике было решено (в силу сложности подготовки оборудования к проведению экзамена) вводить различные типы экспериментальных заданий постепенно. Такого типа заданий в перспективе будет четыре:

  • проведение прямых измерений физических величин и расчет по полученным данным зависимого от них параметра;

  • исследование зависимости одной физической величины от другой и построение графика или таблицы полученной зависимости;

  • проверка заданных предположений (прямые измерения физических величин и сравнение заданных соотношений между ними);

  • наблюдение явлений и постановка опытов (на качественном уровне) по выявлению факторов, влияющих на их протекание.

Экспериментальное задание в 2008 году контролировало только умение проводить косвенные измерения физических величин. В 2009 году дополнительно включаются задания, проверяющие умение представлять экспериментальные исследования в виде таблиц и графиков и на основании полученных экспериментальных данных делать выводы о зависимости одной величины от другой. Ниже приведен пример такого задания.

Пример 3

Используя штатив с муфтой и лапкой, пружину, динамометр, линейку и набор из 3-х грузов, соберите экспериментальную установку для исследования зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от степени растяжения пружины. Определите растяжение пружины, подвешивая к ней поочередно один, два и три груза. Для определения веса грузов воспользуйтесь динамометром.

В бланке ответов:

  1. сделайте рисунок экспериментальной установки;

  2. укажите результаты измерения веса грузов и удлинения пружины для трех случаев в виде таблицы (или графика);

  3. сформулируйте вывод о зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от степени растяжения пружины.

Полное правильное выполнение задания такого типа должно включать следующие элементы:

  • схематичный рисунок экспериментальной установки;

  • верно записанные результаты прямых измерений (в данном случае удлинения пружины и веса грузов для трех измерений);

  • правильно сформулированный вывод.

На экзамене каждому учащемуся выдается комплект оборудования, в котором собраны все необходимые и достаточные для выполнения экспериментального задания приборы и материалы. В связи с этим пока не предполагается оценивание умения самостоятельного выбора оборудования для заданной цели эксперимента. Основанием для конструирования системы оценивания становятся прямые измерения (правильное включение или установка прибора, определение его цены деления и выполнение правил снятия показания прибора или измерительного инструмента). Сформированность этих умений оценивается по результатам записи прямых измерений, которые должны укладываться в заданные в каждом случае границы, учитывающие погрешности измерений. Оценка погрешностей измерений при выполнении экспериментального задания не требуется.

Полный перечень комплектов оборудования, необходимый для выполнения экспериментальных заданий, указывается в приложении к спецификации экзаменационной работы и публикуется вместе с материалами для экспертов. Комплекты, необходимые для проведения экзамена в конкретном регионе, указываются в специальном приложении к КИМ для организаторов экзамена. Кроме того, организаторам предлагается Примерная инструкция по обеспечению безопасного труда в процессе проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы по физике.

Для каждого задания в текстах для экспертов приводятся следующие сведения:

  1. характеристика оборудования, в котором указывается перечень оборудования из соответствующего комплекта;

  2. образец возможного выполнения задания, в котором отмечены все элементы, подлежащие оцениванию, и приведены возможные границы измерений при использовании указанного оборудования, а также приведено указание экспертам по оценке границ интервала или комментарии по анализу полученных результатов;

  3. Критерии оценки выполнения задания, где описано полное правильно выполнение задания, указаны величины, для которых в данном случае проводятся прямые измерения, и перечислены условия выставления баллов (от 0 до 4).

В силу различных подходов в разных регионах страны к комплектованию кабинетов физики при проведении экзамена предусмотрена процедура возможной замены рекомендуемого оборудования на аналогичное с другими характеристиками. В этом случае представители региональной экзаменационной комиссии, участвующие в подготовке лабораторного оборудования, в разделе «характеристика оборудования» указывают изменения характеристик используемого оборудования, а в разделе «Образец выполнения задания» исправляют значения измерений и указывают новые допустимые границы. При проверке экзаменационных работ эксперты получают критерии оценивания экспериментальных заданий с учетом внесенных изменений.

В первой части работы планируется увеличить долю заданий, предполагающих обработку и представление информации в различных формах (с помощью графиков, таблиц, рисунков, схем, диаграмм), а также качественных вопросов на проверку понимания явлений, смысла понятий, величин, физических законов и т.п. Ниже приведены три примера заданий, для правильного выполнения которых, кроме соответствующих предметных умений, необходимо умение читать графики, таблицы и диаграммы.

Пример 4

На диаграмме для двух веществ приведены значения количества теплоты, необходимого для нагревания 1 кг вещества на 100С и для плавления 100 г вещества, нагретого до температуры плавления. Сравните удельные теплоемкости (с1 и с2) двух веществ.



1)

с2 = с 1

2)

с 2 = 1,5 с 1

3)

с 2 = 2 с 1

4)

с 2 =3 с 1


Пример 5

На рисунке даны графики колебаний для двух маятников. Сравните частоты колебаний маятников.



1)

ν1 = 2ν2;

2)

1 = ν2;

3)

1 = ν2;

4)

ν1 = 4ν2;
  1   2   3   4   5   6

перейти в каталог файлов


связь с админом