Главная страница
qrcode

Сценарий математического вечера ". Математика царица наук


НазваниеМатематика царица наук
АнкорСценарий математического вечера "
Дата13.03.2017
Размер56 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаmc.doc
ТипМетодическая разработка
#51385
Каталог

С этим файлом связано 95 файл(ов). Среди них: buzina_nina_na_sajt.docx, zd.doc, vzh.doc, vyst_na_rmo.docx, vn.docx, vi.docx, v56.doc, urok_1_buzina_va.docx, uravn.doc, uchitelskij_potencial.doc и ещё 85 файл(а).
Показать все связанные файлы

Муниципальное образовательное учреждение Вазьянская

средняя общеобразовательная школа


Методическая разработка математического вечера

для учащихся 8-11 классов

«Математика – царица наук»

Автор: Бузина Валентина Александровна,

учитель математики МОУ Вазьянской

средней школы, стаж работы –22 года,

тел 32-1-71

С. Вазьянка

2007 год

Цели:

  1. Обновление традиционных форм внеклассных мероприятий.

  2. Развитие познавательных процессов у детей, воспитание интереса к предмету.

  3. Развитие инициативы и самостоятельности детей.


Пояснительная записка.

Данное внеклассное мероприятие проводилось в рамках недели математики в 2006 году в вечернее время. Закончилось мероприятие танцевальной дискотекой. Вечер понравился не только учащимся, но и педагогам. В дальнейшем эстафета предметных вечеров была продолжена учителями истории и немецкого языка.
Оформление

В актовом зале вывешивается программа вечера, плакаты с высказываниями о математике, портреты учёных, математические газеты, вывешивается классная доска.
Участники

В игре участвуют учащиеся 8-11 классов, разделённые на три команды, каждую команду поддерживают зрители. Каждая команда придумывает название и выбирает капитана. Ответы команд оценивает жюри. В данном мероприятии не предусматривается специальная подготовка к нему.

Девиз вечера:

«Ситуации в жизни такие: либо сложные, либо простые!»

Ведущие:

Учителя математики: Бузина В. А., Девочкина Т. Н.

Ход мероприятия


  1. Вступление

Ведущие

Почему торжественно вокруг?

Слышите, как быстро смолкли речи?

И явилась гостья – царица всех наук
Оценить нам нужно радость этой встречи.
Есть о математике молва,

Что она в порядок ум приводит,

Потому хорошие слова

Часто говорят о ней в народе.

Ты нам, математика, даёшь

Для преодоленья трудностей закалку,

Учится с тобою молодёжь

Развивать и волю и смекалку.
И за то, что в творческом труде

Выручаешь в трудные моменты

Мы сегодня искренне тебе

Посылаем гром аплодисментов!




  1. Разминка

1а Если в 12 часов ночи идёт дождь, то можно ли через 72 часа ожидать солнечную погоду? (Нет, так как будет ночь).

1б Если рассмотреть угол в 30º в лупу с двукратным увеличением, то каким угол увидим? (Таким же).

1в 5 ворохов сена и 7 ворохов сена. Сколько будет вместе? (Один).

2а Спутник делает оборот вокруг Земли за 1ч40 мин, а следующий – за 100 мин. Как вы это объясните? (Это равные величины).

2б В двух карманах поровну денег. Из левого кармана переложили в правый 1 руб. На сколько рублей в правом кармане стало больше, чем в левом? (на 2 руб).

2в Одно яйцо варят 3 минуты. Сколько минут варить 5 яиц? (3 мин).

3а Сколько варёных яиц можно съесть натощак? (одно, остальные уже не будут натощак).

3б На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? (50).

3в Пять в квадрате –25, шесть в квадрате – 36. А угол в квадрате? (90º)

  1. «Сложи слово»

Пример: ЛУНА + СТРИЖ= ЖУРНАЛИСТ

    1. САНИ+ ТИП= ? (пианист)

? + ? = КУЛИНАР (уран +лик)


    1. ИВА + РОТА= ? (авиатор)

? + ? = ЭЛЕКТРИК (эклер+ тик)


    1. СИТО + ТРЕЛЬ = ? (строитель)

? + ? = ПИСАТЕЛЬ

  1. «Математические софизмы»

1.Докажем, что длина спички равна длине телеграфного столба.

Пусть а – длина спички, в – высота столба

Обозначим в-а=с, в=а+с. Умножим обе части равенства на (в-а)

в(в-а)=(а+с)(в-а)

в²-ав=ав-а²+ св- ас

в²-ав –вс= ав- а² -ас

в(в-а-с)=а(в-а-с). Разделим обе части равенства на (в-а-с)

в=а!!!!!

2.Дважды два равно пяти!

Пусть 2х2=а, 5=в

Обозначим(а+в)/2=х, а+в=2х

а=2х-в, 2х-а=в. Перемножим эти равенства

а(2х-а)=в(2х-в), 2ах-а² =2вх- в²

или: а²-2ах=в² -2вх, прибавим х²:

а²-2ах+х²= в² -2вх+х², (а-х) ² =(в-х) ²

Или: а-х=в-х, т. е. а=в, значит, 2х2=5!!!!!

3.Расстояние от Земли до Солнца равно толщине волоса.

Пусть а –расстояние от Земли до Солнца, в – толщина волоса

а² - 2ав + в²=в² - 2ав +а²

(а-в) ² =(в-а) ²
а-в =в-а, 2а=2в, а=в!!!!!!!

  1. «Угадай мелодию и спой песню»

1.Песня про пересечение множеств, в результате которого происходит атмосферное явление, пугающее детей. («А на небе туча»)

2.Песня про рисунок шара, удалённого от нас на 1 астрономическую единицу. («Солнечный круг»)

3.Песня, в которой многократно повторяется числительное, соответствующее греческой приставке «мега». («Миллион, миллион алых роз…»)

  1. «Докажи-ка!»

Пример: Доказать, что если у квадратного уравнения положительный дискриминант, то нет проблем.

Доказательство: Метод «От противного». Пусть проблемы есть. Следовательно, настроение на нуле. Значит, умственные способности снизились. Поэтому допускаются вычислительные ошибки. А поэтому у квадратного уравнения в формуле корней получается под корнем отрицательное число. Значит, дискриминант меньше нуля. А это противоречит условию. Значит, предположение не верно. Поэтому проблем нет. Что и следовало доказать!

1.Если в четырёхугольнике диагонали в точке пересечения делятся пополам, то у всего народа прекрасное настроение.

2.Если в треугольнике углы при основании равны, то нам разрешат работать в Интернете.

3.Если на улице идёт снег, то дробь равна нулю.


  1. «Великие математики»

На сцене портреты:

№ 1 – Архимед
№ 2 – Пифагор

№ 3 – Евклид
№ 4 – Декарт

№ 5 – Лобачевский

№ 6 – Ковалевская

№ 7 – Виет

Ведущий читает факт биографии учёного, учащиеся поднимают табличку с номером портрета (номер ноль, если портрета нет).

1.Человек, который хотел быть и юристом, и офицером, и философом, но стал математиком. Он первый ввёл прямоугольную систему координат (№4).

2.Автор книги, которая называется «Начала». В этой книге он сформулировал основные принципы построения геометрии (№3).

3.Учёный, который известен как создатель школы математиков. Он открыл замечательное свойство прямоугольных треугольников (№2).

4.Учёный, который нашёл отношение длины окружности к её диаметру (№1).

5.Знакомство этого учёного с математикой произошло в 8 лет, так как стены комнаты были оклеены листами с записями лекций по математике профессора Островского (№6).

6.Учёную степень магистра он получил в 16 лет. Он продолжал работать даже когда ослеп. Формулы он писал мелом на доске, а друзьям диктовал работы. Его гений и творчество развивались до глубокой старости (№0 - Эйлер)

  1. Конкурс капитанов.

1.Знакомство с капитанами

Продиктовать капитанам анкету (записывать им нельзя, только слушать)

1.Возраст.

2.Рост.

3.Цвет глаз.

4.Походка.

5.Характер.

6.Цвет волос.

7.Костюм.

8.Вес.

Затем дать капитанам листочки, по памяти они отвечают на вопросы. Их ответы зачитываются в соответствии с порядком анкеты.

2.Блиц-опрос.

Капитан первой команды:

1.Результат сложения.

2.Сколько цифр вы знаете?

3.Наименьшее трёхзначное число.

4.Сотая часть числа.

5.Прибор для измерения углов.

6.Сколько см в метре?

7.Сколько секунд в минуте?

8.Результат деления.

9.Сколько лет в одном веке?

10.Сколько нулей в записи числа миллион?

11. Сколько см составляет 1% метра?

12.Величина прямого угла.

Капитан второй команды:

1.Результат вычитания.

2.На какое число не делят?

3.Наибольшее двузначное число.

4.Прибор для построения окружности.

5.Сколько граммов в кг?

6.Сколько минут в часе?

7.Результат умножения.

8.Сколько часов в сутках?

9.Сколько дней в году?

10.Наименьшее натуральное число.

11.Сколько нулей в записи числа миллиард?

12.Величина развёрнутого угла.

Капитан третьей команды:

1.График квадратичной функции.

2.Направленный отрезок.

3.Угол, меньший прямого.

4.Утверждение, принимаемое без доказательства.

5.Самая большая хорда в круге.

6.Ромб, у которого все углы прямые.

7.Сколько центнеров в тонне?

8.Сколько сотен в тысяче?

9.Наименьшее простое число.

10.График обратной пропорциональности.

11.Единица измерения углов.

12.Когда частное равно нулю?


3.Заморочки из бочки.

1.Ученик спрашивает, как в общем виде записать число, которое при делении на 5 даёт остаток 7. (При делении на 5 остаток не может быть равен 7).


2. Заработок со сверхурочными составляет 130 рублей. Основная плата на 100 рублей больше, чем сверхурочные. Каков размер сверхурочных? (15 рублей).

3. В воде оказалась десятая ступенька пароходной лестницы. Начался прилив, вода в час поднимается на 30 см, расстояние между ступеньками 15 см. Через сколько часов вода скроет шестую ступеньку? (Ступенька будет подниматься вместе с водой).

  1. «Логогрифы»

Нужно догадаться, о каком слове идёт речь. Затем в нём нужно вставить требуемые буквы и получить другое слово.

1.Арифметический я знак,

В задачнике меня найдёшь во многих строчках

Лишь «о» ты вставишь, зная как

И я – географическая точка.

(плюс –полюс)

2.Я приношу с собою боль,

В лице – большое искаженье.

А «ф» на «п» заменишь коль,

То превращусь я в знак сложенья.

(флюс- плюс)

3.С «о» во мне уроки учишь,

С «а» нужна при измеренье,

«Ш» на «с» смени – получишь

Горный выступ ты в мгновенье

(школа-шкала-скала)

  1. Шарады

Нужно угадать слово по частям.

1.К названию животного

прибавь одну из мер

получишь полноводную

реку в бывшем СССР.

(Вол-га)

2.За мерой ноту вставишь вдруг

И целое найдёшь среди подруг.

(ГА –ля)

3.Я храню сокровищ много,

Нелегко меня извлечь

Но прибавь меня к предлогу –

Превращусь я тут же в речь.

(До –клад)

Игры со зрителями.

Во время всей игры, пока команды думают над вопросами, проводятся игры со зрителями.


1.Почему парикмахер в Женеве охотнее подстрижёт двух французов, чем одного немца? (Потому, что двоих человек всегда выгоднее обслужить, чем одного).

2.Один господин писал о себе: «пальцев у меня двадцать пять на одной руке и столько же на другой, да на ногах 10» Почему он такой урод? (Надо правильно расставить знаки препинания).

3.Кирпич весит 2 кг и ещё полкирпича. Сколько весит кирпич? (4 кг).

4.Половина какой буквы даёт название предмету мебели? (Полка).

5.Какое слово состоит из 3 одинаковых букв? (трио).

6.В каком слове 40 гласных? (Сорока).

7.В каком слове 100 одинаковых согласных? (стог).

8.Как записать слово «ласточка» с помощью только трёх букв? (Лас. – лас-точка).

9.Сколько концов у трёх палок? А у трёх с половиной палок? (6, 8)

10.Что дороже: вагон, наполненный золотыми монетами по 5 рублей или половина вагона, наполненного золотыми монетами по 10 рублей? (Полный вагон золота всегда дороже половины вагона).

11.Сколько месяцев в году содержат 30 дней? (11 месяцев, все, кроме февраля).

12.Посчитайте хором до 30. Вместо чисел, кратных 3, нужно говорить «Ай да я!»

Литература


1.Предметные недели в школе. Математика. Гончарова Н. В., «Учитель», Волгоград, 2001

2.19 игр по математике Оникул П. Р., Союз, С.- Петербург, 1999

3.Математическая шкатулка. Нагибин Ф. Ф., Канин Е. С., М., «Просвещение», 1988

4.В царстве смекалки. Игнатьев Е. И., М «Наука»,1987


перейти в каталог файлов


связь с админом