Главная страница
qrcode

литер 2. М. Пришвин Деревья в лесу


Скачать 100.51 Kb.
НазваниеМ. Пришвин Деревья в лесу
Дата27.03.2019
Размер100.51 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлалитер 2.docx
ТипУрок
#64713
Каталог

Тема урока М. Пришвин «Деревья в лесу»

Цель:продолжать учить детей  выразительному чтению, самостоятельности в суждениях;

Задачи: организовать деятельность учащихсяпо ознакомлению с творчеством  М. Пришвина;

формировать умения  высказывать свои мысли и чувства;  способствовать развитию

речи детей; создать благоприятный психологический климат для   возможности

раскрытия потенциала каждого ребёнка; воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: учебник,  мультимедиа  оборудование

Ход урока

I.Организационный момент. Психологический настрой.

II. Актуализация опорных знаний

III.   Проверка  домашнего задания

-Чтение сказки «Дети Деда Мороза» по ролям.

-Пересказ сказки  по плану.

IV. Работа над новым материалом

1.Знакомство с творчеством М.М. Пришвина

М.М. Пришвин родился в 1873 году, прожил долгую жизнь. Родом он был из бедной купеческой семьи, которая проживала в Орловской губернии. Он получил хорошее образование. Работал агрономом, в течение нескольких лет был сельским учителем, библиотекарем.

Писать он начал в 30 лет. Пришвин был влюблен в свою Родину, в ее красоту, в леса и поля, реки и озера, в птиц и зверей. Все произведения писателя проникнуты большой любовью к природе.

 Михаил Михайлович Пришвин посвящал свои рассказы и сказки неразрывной связи человека и природы. Он считал, что чудеса «совершаются везде и всюду и во всякую минуту нашей жизни. Важно только увидеть их, услышать, почувствовать сердцем»

Рассказы М. М. Пришвина не только увлекают занимательной историей, но и помогают познавать мир. В его рассказах даже растения, звери и птицы становятся живыми.

2.Чтение рассказа М.Пришвина «Деревья в лесу»(учитеем)

3.Словарная работа:Пороша- только что выпавший снег. Арка- дугообразное перекрытие в стене или пролета между двумя опорами

4.Беседа по вопросам:Какую картину рисует автор?Как Пришвин относится к природе? Найдите в тексте и прочитайте.-Рассмотрите рисунок. Как художник передал красоту зимнего леса?

5. Подготовка к выразительному чтению  рассказа

6.Чтение рассказа детьми по цепочке.

 7. ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ

 Какой красивый лес вокруг нас! посмотреть вправо, влево

Справа – ели, повесили свои лапы, посмотреть направо

Слева – березки склонились арками. посмотретьналево

Внизу, под деревьями– видны следы зверей, посмотреть вниз

А высоко на деревьями – виднеется солнышко. посмотреть вверх

А далеко – далеко, за лесом - посмотреть вдаль

Наша школа! закрыть глаза

8.Работа в тетради «Литературное чтение» с.62-63(коллективно)

V. Дополнительное чтение.

Немецкая сказка «Бабушка Метелица»

Слушание сказки

Словарная работа: веретено-приспособление для прядения, стержень для навивания нити.

Беседа по содержанию:

-Понравилась ли сказка, чем?

-Какую русскую народную сказку она напомнила вам?

-Чему учит она нас?

 Выполнение заданий в тетради с.64 (самостоятельно)

VI.. Рефлексия.

Продолжите предложения:

Я узнал для себя  новое.....

Мне понравилось ....

На уроке я всё время хотел…

Я могу себя похвалить ….

VII. Д\З:  по выбору: выучить текст с.142 наизусть

сочинить рассказ «Краски зимнего леса»

Тема урока Русская сказка «Дети Деда Мороза»

Цель и ожидаемый результат:   проанализировать новое произведение, подвести обучающихся к осознанному определению главной мысли сказки – служение людям и научить читать сказку выразительно по ролямЗадачи урока:

Актуализировать знания обучающихся по изученному из раздела «Снежок порхает, кружится»

Развивать умения работать с текстом, выделять главную мысль произведения

Развивать навык выразительного чтения по ролям

На материале урока формировать коммуникативные и личностные УУД: умение слушать товарища, прислушиваться к мнению другого человека, принимать точку зрения, отличную от собственной, отстаивать собственную точку зрения.

Ход урока.

  1. Организационный момент

  1. Повторение

- Сегодня мы побываем в гостях у сказки. Сказки бывают разные. Те, которые сочинили писатели, называются…

(Авторские)

-А есть сказки, которые сочинил народ, поэтому они называются...

(Народные)

-Сейчас я проверю, сможете ли вы отличить авторскую сказку от русской народной?

Улетела стрела и попало в болото.

А в том болоте поймал ее кто-то.

Кто, распростившись с зеленою кожей

Сделался мигом красивой, пригожей?

(«Царевна-лягушка» р.н.с.)

СЛАЙД 2

Ель растет перед дворцом,

А под ней хрустальный дом,

Белка там живет ручная,

Да затейница какая!

(«Сказка о царе Салтане», А.С.Пушкин) СЛАЙД 3

Нет ни речки, ни пруда, где воды напиться

Очень вкусная вода в ямке от копытца

(«Сестрица Аленушка и братец Иванушка», р.н.с) СЛАЙД 4

Носик круглый, пятачком,

Им в земле удобно рыться,

Хвостик маленький, крючком,

Вместо туфелек – копытца

Трое их – и до чего же

Братья дружные похожи

Отгадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?

(«Три поросенка» в обработке С.Михалкова) СЛАЙД 5

- Молодцы! Как вы думаете, много ли сказок на свете?

- Правильно. Можно ли сосчитать все звезды на небе, деревья в лесу, капли в море… Вот сколько сказок на свете.

III. Изучение нового материала

  Сегодня мы будем читать сказку о герое, возраст которого более 2000 лет. Он празднует свой день рождения 18 ноября и именно с этого дня ему можно писать письма. Его дом находится  в Великом Устюге.  СЛАЙД 6

  Мы с вами познакомимся со сказкой, а как она называется вы узнаете, если разгадаете кроссворд.

Разгадывание кроссворда

СЛАЙДЫ 7-20

  1. Появилась девочка в чашечке цветка,

А была та девочка чуть больше ноготка.

В ореховой скорлупке девочка спала,

Вот какая девочка, как она мала!

  1. Самоходка из р.н.с. «По щучьему велению»

  2. Главный сказочный врач животных

  3. Рыжая плутовка – кто это

  4. Среда, в которой вырос Маугли

  5. Запечный мудрец, наставлявший Буратино в сказке Алексея Толстого

  6. Знатный сеньор из сказки Д.Радари про Чипполино

  7. Кто и как доставлял доктору Айболиту телеграмму от Гиппототама

  8. Герой р.н.с., который поймал необыкновенную щуку

  9. Сказочный герой, который по поручению Лисы ловил хвостом рыбу в проруби

  10. Как называлась волшебная скатерть

  11. Мальчик, который сам пришивал заплатку к штанам.

  12. Жилище Бабы Яги

  13. Аппарат, на котором летала Баба Яга

Так как же называется сказка?

Как вы думаете, о чем будет эта сказка?

Какие дети могут быть у Деда Мороза?

Посмотрим, совпадут ли ваши предположения с прочитанным.

Чтение  сказки про себя

Какое настроение передано в сказке? (слова на листочках)

Ликующее

Восторженное

Шутливое

Печальное

Весёлое

Праздничное

Радостное

Спокойное

Мечтательное

Грустное

 Обоснуйте свой выбор.

Какие чувства возникли в вашем сердце?

Изумление

Радость

Восторг

Восхищение

Грусть

Спокойствие

Сожаление

Печаль

Ликование

Обоснуйте свой выбор.

Чтение сказки вслух

Проверка восприятия

СЛАЙД 21

1. Сколько детей было у Деда Мороза?

2. Что сделал Ветер?

3. Какую работу выполнил лед?

4. О чем говорил иней?

5. Что рассказала Снежинка?

6.Почему Снежинка помогла больше всех?

Работа с текстом

Как вы понимаете выражение «мосты построил»? Ответьте словами из текста

Зачем Дед Мороз собрал своих детей? Прочитайте

Сколько детей было у Деда Мороза (3 сына и дочь)

Найдите в тексте имена детей и запишите в тетрадь.

Что волновало Деда Мороза?

Зря или нет волновался Дед Мороз? Докажите (прочитайте)

Почему отец похвалил Снежинку?

Почему она пожалела землю?

Посмотрите, как художник изобразил это на иллюстрации

Понравилось вам? Кого мы видим? Каким мы видим Деда Мороза?

Физкультминутка СЛАЙД 22

                              Чтение по ролямКакова главная мысль сказки?

IV. Закрепление.

Творческая работа. Работа по группам.

1 группа. Мы послушали, как народ рассказал сказку, посмотрели, как художник нарисовал ее героев. Давайте покажем свое творчество. Представьте, что вы артисты. И нам надо эту сказку проинсценировать. Давайте назовем действующих лиц и распределим роли.

2 группа. Представьте себе, что к нам обратились работники телевидения с просьбой рассказать эту сказку детям в передаче «Спокойной ночи, малыши!»V. Итог урока. Рефлексия.

Тема урока В. Даль. «Девочка Снегурочка»
Цели:
 знакомство со сказкой, формирование навыка моделирования обложки, обучение  работе с текстом, выборочному чтению, умению работать в парах.1.Образовательные:

- формирование навыка беглого осознанного чтения;

- формирование умения работать с учебным текстом.

2. Развивающие:

- развитие мышления: учить сопоставлять, выделять главное;

- развитие монологической и диалогической речи;

- развитие выразительного чтения;

- развитие памяти;

- развитие эмоциональной сферы.

3. Воспитательные:

- воспитание трудолюбия, умения работать в паре;

- воспитание доброжелательности.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный момент.

Проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организовывают рабочее место

Проверка домашнего задания.

Предлагает детям послушать своих одноклассников и оценить их.

Чтение наизусть стихотворения «Детство» И.Сурикова

Изучение нового материала.

1. Учитель предлагает отгадать загадку:

Красна девица грустна:

Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко!

Слёзы льёт бедняжка.

-Как вы думаете, как эта загадка связана с темой нашего урока?

2. Слушание сказки В. Даля «Девочка «Снегурочка». Учитель читает сказку, выделяет голосом редко употребляемые слова:кокурочка, ветошка, пестовать, лобызала.

3.Беседа после первичного восприятия.

Учитель задает вопросы :

- Кому понравилось произведение?

- Что понравилось? Когда волновались, переживали?

- Какие необычные слова услышали?

Учитель записывает эти слова на доске.

4. Словарная работа.

-Как вы думаете, что обозначают слова, записанные на доске?

Кабы – если бы.

Ветошка – лоскут старой ткани.

Вешнего – весеннего.

Кокурочка – булочка, булка.

Кузовок – плетёная корзиночка для ягод и грибов.

Лобызала – целовала.

Пестовать – нянчить, лелеять, заботливо воспитывать.

Хлевушек (хлев) – помещение для животных.

5. Работа с произведением.

-Прочитайте  название произведения, фамилию автора;

Учитель рассказывает об авторе сказки.

В.И.Даль – русский учёный и писатель, военный врач-хирург. Прославился как автор

«Толкового словаря живого великорусского языка». Знал по меньшей мере 6 языков.

Этнограф, собиратель фольклора.

-Рассматрите иллюстрации на странице 146 и 148, подборите к ним подходящих отрывков из текста.

6. Моделирование обложки

- Давайте смоделируем обложку для сказки В. Даля «Девочка Снегурочка»

7. Самостоятельная работа со сказкой.

- Прочитайте сказку

 – Ответьте на вопросы: Кто спас Снегурочку? Как это случилось?

- Как старики относились к Снегурочке? Какие слова повторяются?

8. Упражнение в чтении: начало сказки; концовка; песенки стариков; просьба Снегурочки

Дети отгадывают загадку. (Снегурочка)

Пытаются найти ответ на вопрос

Дети слушают и выполняют задание: «Внимательно послушать, подготовиться к

моделированию обложки, обратить внимание на незнакомые, необычные слова».

Дети отвечают на вопросы, высказывают своё мнение

Называют слова

С помощью учителя объясняют значение этих слов.

Дети читают название « Девочка Снегурочка».

Называют автора Владимир Даль.

Знакомятся с информацией об авторе сказки.

Рассматривают иллюстрации. Находят в тексте отрывки, которые относятся к данным иллюстрациям.

Самостоятельно моделируют обложку:

Сверяют с образцом.

Читают сказку.

Отвечают на вопросы.

Находят ответы в тексте сказки. Зачитывают.

Зачитывают начало сказки, концовку, песенки стариков, просьбу Снегурочки.

6. Закрепление.

-Выполните  задания в тетради, с.65-66, задания 1-3.

Взаимопроверка в парах.

Выполняют задания. Записывают слова, которыми начинается сказка; указывают слова, близкие по смыслу слову ветошка; отгадывают загадку. Выполняют взаимопроверку.

7. Подведение итога урока.

- С каким произведением познакомились?

- Кто автор сказки? Что узнали об авторе сказки?

Задание на дом: подготовить краткий пересказ по картинному плану в тетради, с.66,

придумать сказочную историю о Снегурочке и сделать к своей сказке рисунок (по

желанию).

Отвечают на вопросы.


Тема урока русская народная сказка снегурочка

задачи:ввести в круг чтения новую русскую народную сказку;

включить обучающихся в эмоционально – творческую деятельность, связанную с читаемым произведением;

развивать творческое воображение;воспитывать творческое воображение;

воспитывать чувство взаимопомощи, взаимовыручки.

I. Организационный этап

II. Целеполагание и мотивация учебной деятельности

III. Постановка цели и задач урока

- Что мы будем сегодня читать? Предположите тему урока (Сказка)

- В этой сказке рассказывается о снежной девочке. Её имя начинается на букву “Эс”, там 10 букв.

Презентация.

2 слайд (Снегурочка)

- Озвучьте тему урока. (Русская народная сказка “Снегурочка” в обработке Л.Толстого)

- Сформулируйте задачи урока.

3 слайд

IV. Актуализация опорных знаний

- К какому разделу в литературе относятся сказки? (Устное народное творчество)

- Как по - другому называется Устное народное творчество? (фольклор)

- Какие ещё произведения Устного народного творчества или фольклорного жанра вы знаете?

(Составляется фольклорный цветок)

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%d1%81%d1%82%d0%b0%d1%82%d1%8c%d0%b8/636778/img1.jpg

- На какие две группы можно разделить сказки? (Народные и авторские, т.е. литературные)

- Народные сказки бывают ... (бытовые, волшебные, о животных)

- Какими словами начинаются сказки?

1. Жили-были старик со старухой

2. Жили-были дед да баба

3. В некотором царстве, в некотором государстве

4. В неком королевстве

5. Как слышал сказку, так и рассказываю

6. В тридесятом царстве, в тридевятом государстве 7. В стародавние времена (или годы)

8. В некоем царстве, не в нашем государстве

9. В то давнее время, когда мир был наполнен лешими, ведьмами и русалками, когда реки текли молочные, берега были кисельные, а по полям летали жареные куропатки, в то время жил себе, да был...

Это начало сказки или “зачин”, от слова “зачинать”, т.е. “начинать”

- А какими словами заканчиваются сказки?

1. Я там был мёд, пиво пил

2. Вот и сказке конец, кто слушал молодец

3. Стали жить - поживать, да добра наживать

4. На той свадьбе я был, вино, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало

5. Зажили припеваючи

6. Стали жить – поживать в любви и согласии

7. Стали жить да быть и хлеб жевать

8. Стали жить поживать, да добра наживать, лихо избывать, медок попивать

9. Тем сказке конец, а вам мёду корец

10. Устроили пир на весь мир

11. Тут ждать да рассуждать не стали - весёлым пирком да за свадебку

Начало сказки – зачин, а конец сказки -... (концовка)

- Итак, у сказки есть зачин и ... (концовка)

- Сказки бывают народные и ... (авторские, т.е. литературные)

V. Усвоение новых знаний

1. Чтение учителя и хорошо читающих детей

- Как надо читать сказку?

4 слайд

VI. Проверка первичного восприятия

- Какой момент в сказке показался самым интригующим?

- Почему? Что привлекло вас в нём?

- Когда вам было особенно грустно?

1. Чтение 1 части по абзацам. Озаглавливание

- Как можно озаглавить эту часть? (“Как дед и баба слепили Снегурочку”)

- Что такое зачин?

- Найдите и зачитайте зачин.

- Зачитайте какую Снегурочку слепили старики.

2. Физминутка. Игра в “Снежки”

дед – баба

слепили – Снегурочку

сначала – ручки

потом – ножки

глазки из светлых - льдинок

бровки – угольком вывели

хороша - Снегурочка

3. Чтение 2 части по абзацам. Озаглавливание.

- Что самое главное в этой части? (“Снегурочка боится солнышка”)

- Что значит “ растёт ни по дням, а по часам”? (моментально)

- Что купили Снегурочке?

5 слайд

“сапожки сафьяновые” - т.е. сапоги, сделанные из козловой кожи высокого качества;

“ленты атласные” - ленты из гладкой, блестящей шёлковой ткани

Обычно в сказках словосочетания произносятся таким образом:

6 слайд

“яблочки наливные”

“щёчки румяные”

“листья золотые”

“веточки серебряные”

“сапожки сафьяновые”

“ленты атласные”

- А теперь проведём несложный эксперимент.

Поменяйте слова местами так, как мы говорим в обыденной речи.

- Зачитайте, что получилось?

- Что изменилось в звучании сказки, после того, как поменяли слова местами?

(исчезла напевность, музыкальность, необычность)

- Этим и отличаются сказки от других произведений. Такая перестановка слов в литературе называется “инверсией”

7 слайд

Инверсия – изменение нормального порядка слов в предложении, сопровождаемое перемещением его интонационного центра.

- Что значит выражение “День и ночь – сутки прочь” ? (день и ночь – это сутки, а сутках 24 часа)

- Зачитайте последнее предложение.

“Молчит Снегурочка, а у самой по белым щекам слёзы катятся”

- А почему она плачет? Может быть ей не здоровится?

(Она понимает, что всё равно растает, так как наступает лето. Тихо страдает, ничего не говоря старикам. Она их жалеет, переживает за них. Ведь узнав её тайну, старики будут горевать, а они старенькие. Снегурочка милосердная.)

- Посмотрите на иллюстрацию на стр. 153.

-Опишите эту иллюстрацию.

- Найдите и зачитайте предложения, которыми можно подписать эту иллюстрацию.

- Какая же Снегурочка?

4. Чтение 3 части по абзацам. Озаглавливание.

- Как озаглавить эту часть? (“Растаяла Снегурочка”)

- Назовите главных героев сказки.

8 слайд

Герои

положительные

отрицательные

- Кто положительные герои сказки?- А отрицательные?

Внимание на экран. Что вы можете сказать про подружек Снегурочки?

- Найдите и зачитайте, как можно подписать эту иллюстрацию.

5. Инсценирование- Как в литературе называется разговор двух или более лиц? (диалог)

- Сейчас вы услышите диалог героев сказки.

К нам приехали артисты из Малого театра.

- Читая каждую часть, мы её озаглавливали, а по- другому это мы составили план.- Зачитайте его. По этому плану вы дома будете тренироваться пересказывать сказку.

VII. Первичное закрепление.1. Работа в РТ стр. 65, №1, №4- Напишите, какая Снегурочка?- Зачитайте свои примеры.Снегурочка (какая?)беленькаякругленькаясветлаяискристаянежнаярумяная

2. Работают с ромашкой

- Как называются слова, которые отвечают на вопрос какая? какой? какое?

1. существительные2. прилагательные3. глаголы

- А ещё их называют “эпитеты”

Эпитет - это яркое образное определение. Например: золотая осень, синее море, белоснежная зима, бархатная кожа, хрустальный звон

3. Групповая работа.

- Как дед и баба называли Снегурочку? (дочка)

- Сделать схему – модель слова “дочка”

4. Проблемный вопрос: “Что могло быть с девочкой – Снегурочкой, если бы она не прыгнула через костёр?”

(В любом случае она бы растаяла. Время снега не вечно. Последний снег тает в лесу позже, чем на открытой местности. Но и туда рано или поздно проникают солнечные лучи.)

5 .Работа со словарём Ожегова

- Что же такое сказка? Повествовательное, обычно народно – поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.

- От какого слова произошло слово “сказка”? (сказ)

- Придумайте родственные слова.

(Сказочник, сказочный, сказатель, сказать, сказание, рассказать.)

VIII. Рефлексия

IX. Оценивание. Домашнее задание.

Тема урока И. Соколов-Микитов. «Узоры на снегу»

И. Беляков. «О чем ты думаешь, снегирь?».

Цели  урока:  Продолжить  знакомить  детей  с  творчеством   И.Соколова –      Микитова; прививать  любовь  к  природе,  учить  понимать  природу;

работать  над  развитием  выразительной  речи,  мышления,  расширить                          кругозор   детей.

                                                   Ход  урока.

1. Организация класса

- Прозвенел уже звонок.
Ну, а ты проверь, дружок,
Все ль на месте?
Все ль в порядке?
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Должен помнить каждый:
Урок сегодня очень важный.

2. Актуализация знаний.

Вы попробуете сами определить тему, над которой мы продолжим работать.

                                              ( Слайд №1) - зима

Разминка  для  глаз.

Возьмите  таблицу  №1.

в

ж

а

н

г

л

с

ы




й

е

о

ц

к

ь

у

ъ

ю

з

д

е

б

я

ф

щ

ш




и

п

ч

х

м

р

э

т




Игра  "  Буквенное  поле".

Назовите  буквы  в  алфавитном  порядке?

Кто  назвал  все  буквы?

На  какой  букве  вы  остановились? ( За 1 мин)

Игра  "  Фотоглаз".

                   На  доске:          зима, лес, сугроб, узоры, снегирь,  снежинки.

Сколько  слов  вы  запомнили?

Назовите  эти  слова? (Слайд №2)

3. Проверка домашнего задания.

- Над каким произведением работали? ( Г. Скребицкий « Как белочка зимует»)

                                                        По рядам:

    1 – й ряд                                    2 –й ряд                                               3 – й ряд

Выразительное                      Пересказ                                  Рисунок к произведению

Чтение

4. Изучение нового материала

- И сегодня на уроке …. (Слайды № 3,4,5)

- Готовы? А теперь посмотрите в учебники  и скажите,  с каким произведением мы сегодня с вами познакомимся?

- Кто автор?  (Слайд №6)

-Кто из вас захотел оказаться там? Но ведь в лесу много снега, идти трудно, холодно.

(предположительные ответы: можно встать на лыжи)

-Именно это я хотела от вас услышать: свежий зимний воздух, прогулка на лыжах доставит вам много радости и взбодрит ваш организм.

-Скажите, а много зверей вы встретите в это время в лесу? Почему мы думаем, что они спят?

-Послушайте,как описал жизнь зверей зимой в лесу И.Соколов-Микитов

(учитель читает рассказ «Узоры на снегу» с.156-157)

Какие  узоры  на  снегу  увидел  автор?

Работа  по  учебнику  стр.145.

Работа в парах – чтение по абзацам

1 часть  "  Жужжащее  чтение".  1  абзац.

Вопрос:  Чтобы  вы  нарисовали  к  этой  части?

Чем  покрыта  земля?

Что  это  за  скатерть?

Какая  она?  Почему?

Найдите  и  прочитайте  эти  предложения  в  тексте.

Какие  сугробы  в  лесу?

Когда  они  могут  быть  глубокими?

Как  автор  говорит  о  лесе?

С  чем  он  сравнивает  снег?  Почему?

Чтение  за  диктором  2  абзаца.

Что  видят  на  снежной  скатерти  охотники?

Как  эти  узоры  можно  назвать  по-другому?  Прочитайте.

Как  вы  понимаете,  выражение  "  читать  следы".

Как  можно  озаглавить  эту  часть?

План.

Зима  в  лесу.

Узоры  на  снегу.

Лес – дом.

4. Физминутка. (Музыкальная зарядка)

Чтение по 1 предложению 3 абзаца

- Найдите  и  прочитайте,  как  передвигался  зайчик?

- Чем  питался  зайчик?

- Что  нам  рассказывает  автор  о  горностае?

- За  кем  он  охотился?

-   На  что  похожи  следы  старой  лисицы?

- Как  передвигались  по  опушке  волки?  Почему?

- Как  нам  автор  рассказывает  о  лосях?

- Почему  они  копытами  поднимали  снег?
Дом.зад. Выразительно читать

Тема урока В. Одоевский «Мороз Иванович».

Цель урока: обучать выразительному чтению, работать над художественным образом, показать авторскую позицию; выполнять мыслительные операции.Образовательные: формировать представление о творчестве В. Ф. Одоевского; совершенствовать умение анализировать, сравнивать, читать выразительно и по ролям; проанализировать содержание сказки; учить мыслить, рассуждать, правильно строить рассуждения.Способствовать развитию правильной речи, памяти, внимания, мышления,  творческой читательской активностиВоспитывать культуру речи, поведения, любовь к литературе.

Ход урока.

I.Организационный момент. Мотивация учебной деятельности.

1.Игра на внимание.  (Да, нет) (Регулятивные УУД)

Вы любите сказки?

Сказки бывают только волшебные?

Героями сказки могут быть только люди?

Сказки учат нас доброте?

Сказки это жанр литературы?

Можно ли Одоевского назвать сказочником?

          2.Психологический настрой. (Личностные УУД)

          3.Речевая разминка.

        Как у горки на пригорке жили 33 Егорки.  (Слайд 1)

       4.Объясни значение слов.  (Слайд 2)

           мух считать

             рукодельница

             ленивица

             студенец

              зазрит

              нянюшка

II. Проверка домашнего задания. Повторение. (Личностные УУД)

       1.Выставка рисунков.

       2.Викторина  по сказкам. (Назвать произведение и автора.)

Братья сеяли пшеницу да возили в град-столицу.

Знать столица та была недалече от села.

Жил старик со своею старухой у самого синего моря.

Мужик, давай репу делить, мою долю подавай.

Алёнушка, сестрица моя! Выплынь, выплынь, на бережок.

-На какие 2 группы делятся сказки? (Авторские и народные.)

-На какие жанры делятся сказки? (Волшебные, бытовые, сказки о животных.)

-К какой группе относится сказка, прочитанная на прошлом уроке? (Авторская и

волшебная.) (Слайд 3)

III. Подготовка к изучению новой темы. (Регулятивные УУД)

Продолжение знакомства с биографией В. Ф. Одоевского.

Прочитать текст на карточках. (У  каждого)

«Какой чудесный старик!»-написал об авторе книжки «Сказки и рассказы для детей дедушки Иринея» один из литературных критиков. А старика на самом деле не было. Дедушка Ириней- псевдоним Владимира Федоровича Одоевского, которому в год выхода книги не исполнилось ещё 40 лет. Владимир Фёдорович был необыкновенным человеком: знал философию и математику, физику и химию. Был музыкальным критиком и сам писал музыку. Собирал и изучал русские народные песни. Изобретал музыкальные инструменты. А ещё он очень любил детей. Написал много рассказов и сказок для детей. Он просто заканчивает сказки со словами: « А вы, детушки, думайте, гадайте, что здесь правда, что неправда; что сказано впрямь, что стороною; что шутки ради, что в наставление».

2. Вопросы после чтения.

1.Как литературные критики называли  Владимира Фёдоровича?

2.Какую книгу он написал? (Слайд4)

3.А был ли старик на самом деле? Сколько ему лет?

4.Какие предметы знал Владимир Фёдорович?

5.Кем ещё он был?

6.Что собирал он и изучал? А изобретал?

7.Кого он очень любил?

8.Какими словами он заканчивал все сказки?

IV.Объявление темы и цели урока. (Познавательные УУД)

-Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?

Дети: Постараемся ответить на вопросы автора.

-А для этого нам придётся обратиться к событиям, которые происходят в сказке. (Слайд 5)

Ф и з м и н у т к а

V. Работа над образами главных героев.(Коммуникативные УУД)

1.Назовите действующих лиц сказки. (Слайд 6)

2.Как вы думаете, что за человек Мороз Иванович, а может и не человек вовсе?

3.Что означает слово Иванович? А Мороз?

4.Мороз Иванович! Имя то, какое необычное! Что значит необычное? (Сказочное)

-Уже в самом названии сказки, именем главного героя, переплетается «правда и неправда».

5.Кто он Мороз Иванович? Как его можно назвать? (Волшебник)

6.Каким волшебником его можно назвать? (Добрым)

-Добрые волшебники в сказках всегда справедливы. Они помогают добрым людям и наказывают злых, нерадивых, ленивых людей.

7. А наш Мороз Иванович справедлив? (Как он вознаградил девочек?) (Слайд 7)

Работа над образом Рукодельницы и Ленивицы.

Что мы знаем об этих двух девочках? (Они сёстры)

Почему автор их назвал Рукодельница и Ленивица?

Какая была Рукодельница? (Умная, добрая, трудолюбивая, скромная,

почтительная)

А Ленивица? (Грубая, злая, ленивая, высокомерная, неуважительная)(Слайд8)

Для чего автор рассказал про Рукодельницу? (В наставленье)

Для чего автор рассказал нам про Ленивицу? Скажите его словами. (Шутки ради и в наставленье)

На кого бы вы хотели быть похожими?

VI.Работа над пониманием смысла текста. (Личностные УУД)

1.Можно ли все события ,которые происходят в сказке назвать правдой?

2.Что случилось с Рукодельницей?

3.Сколько чудес случилось с девочками? (3 чуда,3 дня,3 вопроса) Значит сказка какая? (Волшебная)

4.Какие волшебные предметы встречают девочки в волшебном мире? (Слайд 9)

5.Как отреагировала Рукодельница на просьбу пирожка? Яблони?(прочитать)

6.Как отреагировала на эту же просьбу Ленивица? (Чтение текста по ролям)

7.Что сказал Мороз Иванович, когда Ленивица обратилась к нему за наградой. (Прочитать)

8.Какой важный совет в наставленье, но как бы между прочим (стороною) даёт Мороз Иванович Рукодельнице. (Чтобы не забывали помогать людям)

9.Почему Мороз Иванович наградил девочек по-разному? (Какова твоя работа, такова тебе и награда.)

10.Можно ли на этот вопрос ответить эпиграфом?

(Нам даром без труда ничего не дается,-

Недаром исстари пословица ведётся.)

11.Какой вывод можно сделать?(Вся сказка дана нам автором в наставление, чтобы мы помнили: даром ничего не даётся.)

VII. Работа с пословицами. (Работа в парах)(Познавательные УУД)

-Соединить начало и конец пословицы.

Что посеешь                       такова и награда.

Какова работа                     не жди добра.

Сделав худо                        то и кушай.

Что испёк                             то и пожнёшь.

Проверка (Слайд 10)

1.Как понимаете пословицы?

2.Каякая из пословиц больше всего подходит к нашей сказке?

VIII. Итог  урока.

Чему научила вас эта сказка?

Рефлексия.

Тема Урока С. Михалков «В снегу стояла ёлочка»

Цели: Создать условия для моделирования обложки произведения на две темы – о природе и о детях

Результаты:

Личностные: 3.Принимать учебные цели, проявлять желание учиться.

Регулятивные: 1.Самостоятельно организовать своё рабочее место.; 3.Определять цель учебной деятельности с помощью учителя. 6: Осуществлять само- и взаимопроверку работ. 7: Корректировать выполненные задания.

Познавательные: 1.Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание); 5.Объяснять смысл названия произведения, связь его с содержанием; 7. Наблюдать и самостоятельно делать простые выводы.

Коммуникативные: 3.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых; 2.Читать вслух и про себя тексты учебников, художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное; понимать тему высказывания (текста) по содержанию, по заголовку. 6: Выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). 5: Выслушивать партнёра, договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.

Оборудование: презентация, учебник «Литературное чтение» (Л.А.Ефросинина), рабочие тетради.


Этапы урока

Содержание урока

Деятельность учащихся

1.Орг.момент

- Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь и скажите себе: «Я хочу учиться и узнавать новое».


Проверяют готовность к уроку

2 Проверка домашнего задания

- Сейчас вам предстоит работа в группах. Чтобы проверить, на сколько хорошо вы усвоили изученные произведения, вам надо выполнить задание:

- Соотнесите иллюстрации и отрывки, которые соответствуют одной сказке.

Работают в группе

Соотносят картинки и отрывки из изученных произведений



3. Актуализация

знаний и целеполагание


- А теперь посмотрите на экран. Что объединяет все эти картинки?

- Что такое Новый год?

- Вспомните, кто ввёл в России празднование Нового года?

В 1699 году Петр I издал указ, согласно которому началом года стали считать 1 января.

Царь неуклонно следил за тем, чтобы новогодний праздник был у нас не хуже и не беднее, чем в других европейских странах.

В Петровском указе писалось: "...По большим и проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед воротами учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых и можжевеловых... а людям скудным каждому хотя по деревцу или ветке на вороты или над храминою своею поставь...". В указе речь шла не конкретно о ёлке, а о деревьях вообще. Вначале их украшали орехами, конфетами, фруктами и даже овощами, а наряжать елку стали намного позднее, с середины прошлого века.

Люди веселились, пели, танцевали, поздравляли друг друга и дарили новогодние подарки.

- Посмотрите на опорные картинки и сформулируйте тему раздела, который мы сегодня откроем.

(Здравствуй, праздник новогодний!)


Новый год

Праздник встречи нового года

Пётр I

Слушают рассказ учителя, участвуют в беседе

Формулируют тему урока по руководством учителя

4.Работа по теме урока.

1.Введение в тему.

- Какие атрибуты являются неотъемлемой частью праздника?

- Как вы думаете, о каком из них пойдёт речь?

2 Чтение стихотворения.

- Откройте учебники на странице 162.

- Можете ли вы по структуре текста определить его жанр? Определите.(записывают в тетради)

- Послушайте произведение.

- К какому жанру относится произведение? Почему?

3.Моделирование обложки.

- Смоделируйте обложку.

- Проверьте, сличив с эталоном

4.Проверка первичного восприятия произведения.

- Какими словами назвал поэт лесную красавицу?

- Какое событие произошло с ёлочкой?

- Почему исчез страх?

5.Работа над выразительностью.

- Я предлагаю вам работу над выразительностью провести в паре. Каждая пара будет разбирать одно четверостишье по таким критериям:

Выбор интонации

Темп чтения

Постановка логического ударения

Знаки препинания

(работают в паре, далее предлагают на суд детей свой вариант чтения)

6. Выборочное чтение.

- Рассмотрите иллюстрации к стихотворению и найдите подходящие к ним слова из текста.


Называют

Высказывают предположения

Записывают жанр

Слушают

Называют и доказывают

Самостоятельно моделируют обложку

Отвечают на вопросы, участвуют в беседе

Работают в паре, затем обсуждается работа пары всем классом

5 Итог урока и рефлексия

-С какими произведениями мы познакомились?

-Какова тема произведения?

Красный -Я – молодец!

зелёный - Могу и лучше!

Синий - Надо постараться




Дома: Стр.162 – 163 по выбору: выразительное чтение или чтение
перейти в каталог файлов


связь с админом