Главная страница
qrcode

круглый стол в чём смысл жизни. Круглый стол В чем смысл жизни Цель


НазваниеКруглый стол В чем смысл жизни Цель
Дата27.03.2019
Размер53 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлакруглый стол в чём смысл жизни.doc
ТипДокументы
#64714
Каталог



Круглый стол «В чем смысл жизни?»
Цель:

Вместе с детьми, на основе анализа своей жизни и жизни других людей, создать правильное представление о смысле человеческой жизни

Задачи:

— дать краткий анализ духовно-нравственного положения современного общества;

— показать необходимость смысла жизни;

— проанализировать ложные цели жизни человека;
Чаша жизни.

Мы пьем из чаши бытия

С закрытыми глазами,

Златые омочив края

Своими же слезами.

Когда же перед смертью с глаз

Завязка упадает

И всё, что обольщало нас,

С завязкой исчезает,

Тогда мы видим, что пуста

Была златая чаша,

Что в ней напиток был - мечта

И что она - не наша.

М. Лермонтов.
Учитель: В наше время - время научно-технического прогресса, улучшения благосостояния общества, когда, казалось бы, пришло для людей время счастливой жизни, психологом приходится ломать головы над новым явлением — катастрофическим обеднением духовных ценностей в обществе и, как следствие, умножением душевных болезней, самоубийств, тяги к наркомании и преступлениям. Как объяснить то, что врачи называют экзистенциальным неврозом? Им теперь страдают около 20% жителей Европы.

И среди самых разных ответов есть один достаточно интересный. Оказывается, многие недуги души связаны с тем, что человек переживает глубокую внутреннюю пустоту.

А любая пустота - это отсутствие чего-то.

Да, ведь сегодня многие люди, не исключая детей и подростков, страдают от потери самих себя, смысла и коренных ценностей своего существования. Жизнь становится тусклой и примитивной, а её тонус - инертным и вялым. Окруженный излишними материальными благами, человек теряет ответ на самый главный вопрос в своей жизни: «Зачем я живу?».

Этот вопрос неоднократно вставал перед поколениями разных времен.

Через духовную пустоту проходили и многие известные люди. Вспомним Александра Сергеевича Пушкина.

26 мая 1828 года, в день своего рождения, А. С. Пушкин особенно тяжело переживал гнетущую внутреннюю опустошенность. Это был глубокий личностный кризис, жалоба на слепой и жестокий рок, казалось бы, неотвратимо определяющий судьбу. В этот день поэт пишет свои знаменитые «Стансы» о том, что жизнь есть дар, однако совершенно ненужный, лишний, бессмысленный:
Дар напрасный, дар случайный,

Жизнь, зачем ты мне дана?

Иль зачем судьбою тайной

Ты на казнь осуждена?
Кто меня враждебной властью

Из ничтожества воззвал,

Душу мне наполнил страстью,

Ум сомненьем взволновал?..
Цели нет передо мною:

Сердце пусто, празден ум.

И томит меня тоскою

Однозвучной жизни шум.
Ученые считают, что все вещи видимого мира служат определенной цели, которая изначально им задана. Какой предмет мы ни возьмем, даже самый малозначительный, всегда сможем найти объяснение необходимости его существования.

Вот, например, дом. Для чего он существует?

Ответ детей

Учитель: Тем более должен существовать смысл в жизни человека, который является венцом всего творения. Немыслимо, чтобы у человека, наделенного сложнейшим и уникальнейшим организмом, духовными дарованиями, блестящим умом и таким чудом, как чувства, не было бы никакой цели и предназначения. Ведь не зря каждый человек, от ребенка до учёного, жаждет открыть неизвестное, разгадать законы бытия.

Жизнь человека похожа на дорогу. Только эта дорога пролегает во времени. День за днём, час за часом мы проходим, проживаем свой путь, вырастаем и изменяемся, расцветаем и стареем. Перед человеком, который стоит ещё только в начале этой дороги, возникает много вопросов. Какие это вопросы?

Учащиеся самостоятельно формулируют вопросы

- Что в жизни…

- Что для меня…

- Кем бы я…

- Какие качества…

- Смогу ли я…

- Как получить…

- Что мне…

- Что человеку…

- Как выбрать…

- Почему приходится…

Раздать карточки с началом вопроса, необходимо дописать.

На какие-то из них вы будете отвечать в течение всей своей жизни, на некоторые попробуйте ответить сейчас.

Ответы учащихся

Сам поиск человеком смысла жизни показывает, что смысл этот действительно существует.

—Ребята, давайте попытаемся его отыскать! Пожалуйста, ваши мнения. В чем, скажем, состоит смысл вашей жизни?

(Дети высказывают свои мнения)
Хорошо, теперь давайте разберем каждый случай отдельно.
Может быть, цель нашей жизни в удовлетворении пищей?

Ответы детей

Мнение отца Николая по данному вопросу
Может ли быть целью жизни человека только материальный достаток?

Ответы детей

Мнение матушки Валентины по данному вопросу

Может быть, для счастья и смысла жизни не хватает власти и славы?

Ответы детей

Мнение отца Николая по данному вопросу

Учитель: Вот мудрый ответ, который был дан однажды царю Египта Сесотру.

Царь Сесотр взял в плен пять других царей. Во время путешествия он вывел их из своей колесницы и вдруг увидел незнакомца, внимательно рассматривавшего знаки на колёсах.

«Что ты смотришь?» - спросил его царь. «Я смотрю, - ответил он, как значки на колёсах твоей колесницы то возвышаются вместе с колесом, то оказываются у самой земли. Это напоминает мне о том, что и я когда-то был на высоте, а теперь моё положение весьма скромное. Так же и ты, сегодня ты победитель. Но будь бдителен: как бы ни потерпеть поражение! Жизнь – это тоже катящееся колесо». Скажите, какой вывод можно сделать из данных слов?

- Можно добиться славы, но нелегко удержаться на её вершине.

Итак, стремление к славе мы не можем считать целью жизни.

А некоторые утверждают, что мы живем ради знаний. Так ли это?

Ответы детей

Учитель: У одного царя был поистине мудрый слуга. Однажды он не смог выполнить какое-то поручение. Тогда царь сказал ему: «За что же я тебе плачу?» «Ты мне платишь за то, что я знаю и умею, - ответил он. – Если бы ты платил мне за то, чего я не умею и не знаю, то тебе не хватило бы денег всей Франции».

- Как вы понимаете это высказывание?

Ответы детей

Учитель: - Некоторые люди целью своей жизни ставят наслаждения.

- Может лиудовольствие и наслаждение быть целью жизни?

Ответы детей:

. Мнение матушки Валентины по данному вопросу

Учитель: Многие люди тратят огромные усилия и время для сохранения своего здоровья. Может быть, оно и есть цель нашей жизни?

Один богатый человек заболел и был при смерти. Врачи ничего не могли сделать. Он попросил проводить его в помещение, где находился его сейф. По его просьбе сейф открыли. Он в последний раз с грустью взглянул на купюры и, сделав оскорбительный жест рукой, сказал: «Тьфу на вас! Я зарабатывал вас всю жизнь, а вы теперь не можете мне помочь!..»

Ответы детей

Мнение отца Николая по данному вопросу

Учитель: Итак, мы с вами обсудили, что же может и что не может и не должно быть целью жизни человека.

Одна из составляющих сущности человека – выбор своего предназначения в жизни.

И сейчас мы с вами попытаемся выбрать основные приоритеты для своей жизни. Выпишите 5 самых главных для вас из ряда следующих слов: образование, семья, здоровье, творчество, труд, мир, развлечения, любовь, успех, свобода, деньги, слава.

Учащиеся выбирают и аргументируют свой выбор.

Попробуем определить, какие цели стоят перед вами, исходя из этих приоритетов.

Сформулируйте ближнюю, среднюю и дальнюю цели:

- Через 5 лет я буду…

- Через 10 лет я буду…

- Через 50 лет я буду…

Итак, вы выбрали, какие вершины вы будете преодолевать на дороге вашего жизненного пути. Встретятся вам горы и овраги, пропасти и непроходимые ущелья, дремучие леса. Как быть? Как преодолеть ущелье над пропастью жизненных трудностей?

На нашем занятии мы можем принять помощь от тех, кто когда-то с честью преодолел все препятствия на жизненном пути.

Люди издавна придумывали себе правила жизни, моральные кодексы, нравственные заповеди, выполнение которых считали для себя делом чести.

Учащимся предлагаются карточки с текстами правил (целей) жизни великих людей. Им необходимо выбрать для себя самые главные, которым они тоже хотели бы следовать,зачитать и объяснить свой выбор.

Л.Н.Толстой

1. Программа исправления: важнее всего для меня в жизни исправление трёх пороков: бесхарактерности, раздражительности, лени.

2. Программа работы над собой:

- изучить весь курс юридических наук, нужный для окончания экзамена в университете;

- изучить практическую медицину и часть теоретической;

- изучить языки: французский, немецкий, русский, английский, итальянский, древнееврейский (чтобы читать Библию в оригинале);

- изучить сельское хозяйство;

- изучить историю, географию, математику;

- достигнуть средней степени совершенства в музыке и живописи;

- получить некоторые познания в естественных науках;

- написать диссертацию.

3. Что назначено, непременно исполнить; исполняй, несмотря ни на что. Что исполняешь, исполняй хорошо. Никогда не справляйся в книге, ежели что-нибудь забыл, а старайся сам вспомнить. Заставь постоянно ум твой действовать со всею возможною силою.

К.Д.Ушинский

1. Спокойствие совершенное, по крайней мере, внешнее.

2. Прямота в словах и поступках.

3. Обдуманность действий.

4. Решительность.

5. Не говорить без нужды ни единого слова.

6. Не проводить времени бессознательно: делать то, что хочешь (намечаешь), а не то, что случится.

7. Ни разу не хвастать ни тем, что есть, ни тем, что будет.

8. Каждый вечер добросовестно давать отчёт о своих поступках (самому себе).

Томас Джефферсон

1.Не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня.

2. Не бойся учиться у умных. У глупых тоже – они учат, чего не надо делать.

3. Ничего не делай против своей воли.

4. Не теряй времени зря. Каждый его кусочек должен быть наполнен чем-то (учением, трудом физическим, разумным развлечением), что чему-то учит, что-то создаёт.

5. Ничего не предпринимай во гневе. Если рассердишься, сосчитай до десяти, если очень рассердишься – до ста.

6. Систематически оглядывай пройденный путь: так ли сделал, всё ли сделал, что намечал.

7. Никогда не пасуй перед трудностями.

Подведение итогов. Игра «Продолжи фразу».

- Каким я буду…

- Чего я добьюсь…

- Кому принесу счастье…

- Кто будет рядом со мной через десять лет…

Напутствие матушки Валентины
Слово учителя: Наполни смыслом каждое мгновенье,

Часов и дней неумолимый бег,

Тогда весь мир ты примешь во владенье,

Тогда, мой сын, ты будешь Человек.


перейти в каталог файлов


связь с админом