Главная страница
qrcode

Добавить материал. Компетентностный подход к педагогической деятельности


НазваниеКомпетентностный подход к педагогической деятельности
АнкорДобавить материал
Дата08.01.2017
Размер56 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файла0-0-0-206-20
ТипДоклад
#7707
Каталогload

С этим файлом связано 165 файл(ов). Среди них: 0-0-0-96-20, 0-0-0-95-20, 0-0-0-89-20, 0-0-0-88-20, 0-0-0-86-20, 0-0-0-85-20, 0-0-0-82-20, 0-0-0-79-20, 0-0-0-78-20, 0-0-0-66-20 и ещё 155 файл(а).
Показать все связанные файлы



Доклад на тему:

«Компетентностный подход к педагогической деятельности»


Подготовил(а): учитель Есембаева А.Е.


г.Павлодар, 2014 уч.год.

Компетентностный подход к педагогической деятельности

Введение

Социально-экономические изменения привели к необходимости модернизации многих социальных институтов, и в первую очередь системы образования, которая напрямую связана с экономическими процессами через подготовку производительных сил. Та система образования, которая существует сегодня, сложилась в эпоху нового времени. Нашему обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, способные самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, быть мобильными, динамичными, конструктивными специалистами, обладать развитым чувством ответственности за судьбу страны.

Это и определило тему данной работы.

Объектом является компетентностный подход к построению педагогического процесса.

Предмет - ключевые компетенции и компетентности.

Цель - выявление основных аспектов и направлений педагогической компетентности.

Задачи:

- проанализировать литературу по данной проблеме;

- проанализировать особенности некоторых видов педагогической компетентности;

Педагогические аспекты формирования профессиональной компетентности педагога

Традиционно цели образования определялись набором знаний, умений, навыков, которыми должен владеть выпускник. Сегодня такой подход оказался недостаточным. Социуму (профессиональным учебным заведением, производству, семье) нужны не всезнайки и болтуны, а выпускники, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. А это во многом зависит как от полученных ЗУНов, так и от неких дополнительных качеств, для обозначения которых и употребляется понятия «компетенции» и «компетентности», и эти понятия более соответствуют пониманию современных целей образования.

Введение этих понятий в педагогическую практику требует изменения содержания и методов образования, уточнения видов деятельности, которыми должны овладеть учащиеся к окончанию образования и при изучении отдельных предметов.

В связи с этим одной из основных задач наряду с формированием гармонически развитой личности, является задача формирования профессионально компетентного специалиста. Определение выпускника, владеющего компетенциями, то есть тем, что он может делать, каким способом деятельности овладел, к чему он готов, - называют компетентностным подходом.

«Компетенция» в переводе с латинского означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом.

Введение понятия образовательных компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций.

«Компетенция - это общая способность, основанная на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены благодаря обучению».

Компетентность - владение, обладание учеником соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность - уже состоявшееся личностное качество (совокупность качеств) ученика и минимальный опыт деятельности в заданной сфере.

Таким образом, понятия «компетенции», «компетентности» значительно шире понятий знания, умения, навыки, так как включают направленность, ее способности преодолевать стереотипы, чувствовать проблемы, проявлять проницательность, гибкость мышления; характер - самостоятельность, целеустремленность, волевые качества.

Компетенции для ученика - это образ его будущего, ориентир для освоения. Но в период обучения у ученика формируются те или иные составляющие этих «взрослых» компетенций, и чтобы ему не готовиться лишь к будущему, но и жить в настоящем, он осваивает эти компетенции с образовательной точки зрения. В качестве примера можно привести следующий. Ученик в школе осваивает компетенцию гражданина, но в полной мере использует её компоненты уже после окончания школы, поэтому во время его учебы эта компетенция фигурирует в качестве образовательной.

Следует сказать, что не существует единого согласованного перечня ключевых компетенций. Поскольку компетенции - это, прежде всего, заказ общества к подготовке его граждан, то такой перечень во многом определяется согласованной позицией социума в определенной стране или регионе.

Для Казахстана тенденции европейского образования никогда не были безразличны. Но наше образование всегда выбирало «свой путь», обусловленный спецификой отечественных традиций и процессов. Не является исключением и тенденция усиления роли компетенций в образовании.

Содержание среднего образования с 12-летним обучением ориентировано на достижение каждым обучающимся, определяемых стандартом результатов образования в виде сформированных ключевых компетенции. Структурные составляющие ключевых компетенций: информационная компетенция, коммуникативная компетенция, компетенция решения проблем.

Компетенция разрешения проблем и самоменеджмента позволяет:

-определить проблему в различных ситуациях, принимать ответственное решение, оценивать последствия своего решения.

-ставить цель, определять условия необходимые для реализации, планировать и организовывать процесс ее достижения, осуществлять самооценку, оценку деятельности, результатов.

Информационная компетенция позволяет:

-принимать осознанные решения на основе критически осмысленной информации;

-самостоятельно находить, анализировать, производить отбор, преобразовывать, сохранять, обрабатывать, применяя логические операции( анализа, доказательства) интерпретировать и осуществлять перенос информации, в том числе при помощи современных информационно- коммуникационных технологий;

-использовать информацию для планирования и осуществления своей деятельности.

Коммуникативная компетенция позволяет:

-использовать разнообразные средства устной и письменной коммуникации на казахском и других языках для решения своих задач в конкретных ситуациях;

- отбирать стили и жанры, адекватные решению коммуникативных задач в конкретных ситуациях;

-выражать свою точку зрения в соответствии с нормами этикета;

-осуществлять продуктивное взаимодействие, вступая в диалогическое общение, разрешая конфликтные ситуации.
Общая цель образования – развитие основ базовых компетенций, представленных в виде следующих жизненных ролей:

доброжелательный человек

заботливый член семьи

творческая индивидуальность

ответственный гражданин

здоровая и совершенствующаяся личность.
Развитие ключевых и базовых компетенций происходит не изолировано от формирования предметных компетенций, а в контексте предметного содержания учебных дисциплин.

Очевидно, что существенные перемены в образовании невозможны без кардинальных изменений профессионального сознания учителя. Учитель должен не просто применять новую технологию, должен переосмыслить цели и ценности своей деятельности, освоить для себя позиции: тьютора, партнера, эксперта, организатора самостоятельной работы.

Компетентностный подход, в процессе реализации которого и формируются ключевые компетенции, не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на способность использовать полученные знания.

Памятка для педагогов

по реализации компетентностного подхода в образовании

  1. Помогайте ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно- познавательной деятельности, учите их учиться.

  2. Необходимо чаще использовать вопрос «почему?», чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей является обязательным условием развивающего обучения.

  3. Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике.

  4. Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно.

  5. Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.

  6. Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний.

  7. В процессе обучения обязательно учитывайте индивидуальные особенности каждого ученика, объединяйте в дифференцированные подгруппы учеников с одинаковым уровнем знаний.

  8. Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.

  9. Поощряйте исследовательскую работу учеников. Найдите возможность ознакомить их с техникой экспериментальной работы, алгоритмами решения задач, обработкой первоисточников и справочных материалов.

  10. Учите так, чтобы ученик понимал, что знание является для него жизненной необходимостью.



Определение уровня сформированности ключевых компетенций, необходимых педагогу в профессиональной деятельности.

(Рабочая тетрадь к курсу для учителей русского языка и литературы

2012 год. Руководитель курсов - Ашимбетова Р.Д.)

Прочтите ряд суждений. После каждой фразы даны три ответа. Пожалуйста, подчеркните те ответы, с которыми Вы согласны.
1.Вы способны работать самостоятельно без постоянного руководства.

1). Да, всегда.

2). Смотря, в каких ситуациях.

3). Изредка.

2.Вы проявляете инициативу, не спрашивая других, следует ли это делать.

1). Делаю так постоянно.

2). Да, если меня просят.

3). Никогда, т.к. инициатива наказуема.

3. Вы берете на себя ответственность по собственной инициативе.

1). Да, всегда

2).Только тогда, когда мне что-то поручают

3). Стараюсь избегать этого.

4. Вы определяете проблемы в собственной деятельности и ищите пути их решения.

1). Да, готовы к этому процессу.

2). Да, когда меня об этом просят.

3). Не считаю это важным

5. Вы анализируете новые ситуации и применяете имеющиеся знания и опыт для такого анализа.

1). Да, умею это делать.

2). Делаю это на уровне интуиции.

3). Нет, на это никогда не остается времени.

6. Вы можете работать в команде, контакты, понимаете других, уживчивость.

1). Да, считаю это важным качеством.

2). В зависимости от ситуации.

3). Не обязательно.

7). Вы осваиваете какие –либо знания, особенно профессиональные, по собственной инициативе.

1). Регулярно

2). Изредка

3). Нет, на это не остается времени.

8). Вы принимаете решения на основе здравых суждений.

1). Да, всегда

2). Не всегда, порой переполняют эмоции.

3). Практически это недостижимо.

Анализ результатов анкетирования

Сумма баллов является количественным показателем оценки профессиональных качеств и ключевых компетенций, необходимых в педагогической деятельности.

До 7 балловнизкий уровень сформированности профессиональных качеств, следует целенаправленно работать над собой

Сумма 7-13ключевые компетенции сформированы, но следует подумать над их совершенствованием

Сумма 14-16высокий уровень сформированности профессиональных качеств.

Практически идеал!


Список использованной литературы:

  1. Рабочая тетрадь к курсу для учителей русского языка и литературы 2012 год. Руководитель курсов - Ашимбетова Р.Д.

  2. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результатов образования // Высшее образование сегодня. – 2003.

  3. Толипов У.К. Сейтхалилов Э.А. Ключевые компетенции – новая оценка результатов образования, 12-летнее образование № 12 2008г.

перейти в каталог файлов


связь с админом