Главная страница
qrcode

Кубанские игры 3. Использование Кубанских народных игр на музыкальных занятиях, праздниках и развлечениях


Скачать 371.62 Kb.
НазваниеИспользование Кубанских народных игр на музыкальных занятиях, праздниках и развлечениях
Дата27.03.2019
Размер371.62 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файлаКубанские игры 3.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#64716
Каталог
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №27 «ЧИПОЛЛИНО» ПОСЕЛКА ПРИГОРОДНОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН
Мастер-класс по теме Использование Кубанских народных игр на музыкальных занятиях, праздниках и развлечениях »
Составил
Музыкальный руководитель
Дыба Светлана Николаевна г
Интерес к традиционной культуре народов, к их языкам, обычаям, обрядам, истории за последние годы необычайно возрос не только у нас в стране, но и во всем мире. Это явление безусловно закономерно и имеет самые разнообразные социальные, культурные, политические, национальные, религиозные и иные причины. Мысль о том, что без всестороннего знания прошлого не может быть понято настоящее тем более будущее, сегодня становится актуальной. Дошкольный возраст- это важный этап в жизни каждого человека. Именно в этот период происходит приобщение к родной культуре, к традициям, обычаям своего народа, к общечеловеческим ценностям. Глубокий, духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Очень важно пробудить у ребенка чувство любви к Родине, именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение. Следует приобщать детей к богатейшему наследию кубанской культуры прежде всего через кубанские игры. Использование Кубанских игр на музыкальных занятиях, праздниках и развлечениях обогащают знания ребят о своей малой Родине, расширяют кругозор дошкольников, обогащают и словарный запас, приобщают к здоровому образу жизни. Родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребѐнка, началом становления личности. Исходя из вышеперечисленного строятся следующие задачи Повысить интерес детей к истории своего народа Знакомить и приобщать дошкольников к традициям народной культуры, традициям народных праздников. Расширять знания о кубанском фольклоре, народных играх, песнях, танцах. развивать физические качества Давать доступные сведения о жизни казаков Знакомить с богатым образным родным языком. Способствовать развитию познавательных способностей, любознательности детей. Ведущее место на музыкальных занятиях, утренниках ив развлечениях занимают различные виды музыкальной деятельности, к ним относятся песни, танцы, игры на музыкальных инструментах, музыкальные игры, и могут проводится с детьми всех возрастов. Игры бывают двух видов 1. Под инструментальную музыку. 2. Под пение. Под инструментальную музыку разделяются на сюжетные, где выступают определѐнные персонажи, развѐртывается действие и решается основная задача- передать игровой образ. И несюжетные (разновидность подвижных
игр, правила которых связанны с музыкой, решается задача- двигаться в соответствии с содержанием, характером и формой муз.произведения. Игры под пения включают хороводы инсценировки песен и тесно связаны между собой. Существует игры-забавы с оттенком юмора, занимательности, чаще всего проводятся с самыми маленькими детьми (игры Ладушки,
«Сорока-белобока» т.д.), различные варианты пряток, где прячутся дети или сам воспитатель. Игры-забавы помогают собрать,переключить внимание детей, внести определѐнную разрядку, снять утомление, создать приподнятое настроение на празднике. С этой целью они проводятся с младшими средним дошкольном возрастом.
Музыкальные игры более развѐрнуты по содержанию чем игры- забавы, в развлечениях чаще всего театрализованы, дополнены новыми моментами по сравнению с занятием, где они обычно разучиваются. Именно элементы новизны повышают интерес, активизируют детское исполнение и создают приподнятое,радостное настроение. Игры требуют быстрой реакции на внешний раздражитель, своевременного переключения с одного движения на другое умение быстро и точно его тормозить например, в момент соревнования ребятам достаточно услышать первые музыкальные звуки, как они организуются на определѐнные заданные темой движения. Знакомя детей с движениями и музыкальным оформлением педагог для каждой игры определяет, как он будет объяснять детям данное задание выбор зависит от педагогической направленности самого материала и задач которые ставит педагог перед собой. Перед упражнениями, играми в которых дети самостоятельно должны найти движения, выражающие музыкальные образы педагог ограничивается либо кратким изложением содержания, либо проводит беседу направляющую воображение детей,но нив коем случае не подсказывать им движения. Если материал построен на основных движениях, на подражательных действиях то педагог называет их и предлагает действовать соответственно характеру музыки. Если нужно чтобы дети сразу поняли и почувствовали точную форму движения, педагог чѐтко показывает его детям. При работе над разучиванием игры одинаково важны и словесные и показ движения. Словесные объяснения должны быть краткими, конкретными, недопустимо путать термины или искажать значения слов (пример говоря о галопе надо говорить скакать как лошадки, а не бежать как лошадки дети должны привыкать к терминами условным обозначениям, неправильное или небрежное их употребление мешает образованию связи между словом и движением. Говорить о содержании двигательного-музыкального надо всегда образно, активирую движение детей. Хорошо сопровождать слова отдельными
движениями, выразительными жестами. Показ играет в работе огромную роль, рекомендуется иногда показывать движения с 1-2 успевающими детьми. Ребѐнок,легче схватывает и понимает движение, его связь с музыкой, когда его выполняет ровесник. Во всех случаях, показывая педагог должен двигаться с полной эмоциональной выразительностью, в полном единстве с музыкой, правильно и точно исполняя движения. В младшей гр.-Игры на подражание показу взрослого,совместные с ним действия, сопровождаемые короткими указаниями, одобрениями удачных действий. Для активизации применяют игровые примы внесение игрушки, действия с предметами погремушки, флажки, платочки. Вторая младшая гр- Игры с пением содержат простые игровые движения догонялки, прятки или движения продиктованные текстом и музыкой. Часто в играх применяются музыкальные игрушки, инструменты
(колокольчики,барабан,бубен,металлофон) Средняя гр- В несюжетных играх-момент соревнования, ловли (Жмурки Найди пару. Сюжетная игра имеет яркий музыкально-игровой образ, здесь действуют различные персонажи (ласковая кошка, важный петухи т.д.) дети прислушиваются к музыке и приобретают умение выразительно передавать образы. Старшая гр- Дети этого возраста легко ощущают изменение темпа, динамическое настроение. В играх развитие сюжета направляет музыка,определяя изменения и характер движений. Содержание сюжетных игр диктуется название музыки, литературным текстом. В несюжетных играх имеются чѐткие указание на определѐнные движения Ищи игрушку Будь ловким Подготовительная гр- Двигательные навыки детей этого возраста несложны, музыкальная игра предполагает своевременное начало движений в соответствии с музыкальными фразами, резкую смену характера. Важна хорошая реакция на определѐнные сигналы, умение быстро, ловко рассчитывать свои движения по отношению к товарищем.
Таким образом использование музыкальных игр вовремя праздников и развлечений даѐт возможность активно включать детей в творчество. Игра подбирается с учѐтом программы утренника,она должна быть связана с отдельными номерами и создавать единое целое всего сценария.
Приложение 1 Сценарий музыкально-спортивного занятия Кубанские игры для детей старшего дошкольного возраста. Цель Закрепление навыков игры в кубанские казачьи подвижные игры Сон казака Золото, «Безвин», Гуси, « Кто быстрее напоит коня, « Кто быстрее намотает клубок. Развитие увертливости в беге, умение действовать по сигналу воспитателя. Воспитание выдержки, внимания. Развитие интереса к кубанским казачьим играм. воспитывать гордость за культуру кубанского казачества, желание ее сохранять воспитывать патриотические чувства, уважение к прошлому, интерес к истории своей Родины развивать связную монологическую речь и диалогическую речь развивать память, мышление расширять знания о кубанском фольклоре, народных играх продолжать знакомить и приобщать дошкольников к традициям народной культуры, традициям народных праздников дать доступные сведения о жизни казаков продолжать знакомить с народными кубанскими ремеслами. Оборудование палочка или колечко, палка, 2 ведра, 2 палки с головами коня, клубки с нитками. Под кубанскую песню «Распрягайте, хлопцы, коней дети входят в зал. Садятся на стулья.
Выходит ведущая в костюме казачки. Ведущая Ребята, среди просторов нашей большой страны есть, край, где ты живѐшь, где твой родной дом, твоя родная земля – Кубань. Ребенок Когда говорят о России,
Я вижу родную Кубань. Ребенок Могучие горы, степные просторы,
Приморского берега грань.
Леса и поляны, сады и лиманы -
Всѐ это – родная Кубань. Ребенок Родные станицы, разливы пшеницы,
Плывѐт за комбайном комбайн.
Огни городские, гудки заводские -
Всѐ это – родная Кубань.
Ребенок Это речка Ея – нитка голубая.
Вот зелѐный бережок, даль за ним степная. Ребенок Здесь трава всегда густа, лошади пасутся.
Эти тихие места Родиной зовутся.
Песня « У Кубани нашей Ведущая Все вы должны знать, что мы – потомки кубанских казаков, которые 200 лет назад пришли с берегов Чѐрного моря на кубанскую землю. Взрослые хранят в своей памяти старинные казачьи песни и частушки, сказки и легенды о кубанских казаках. Кубанские подвижные игры. Сегодня, дети, мыс вами поиграем в Кубанские детские казачьи игры.
Вы хотите поиграть, свою удаль показать Выходят дети и играют в игру Сон казака Ведущая Молодцы дети Играть вы умеете А частушки знаете Так спойте женам Частушки й ребѐнок
: Рассыпайся горох
С грядочки на грядочку.
Раздайся народ,
Я пойду в присядочку. й ребѐнок: Ой, гоп сударики,
Поев дид сухарики,
Осталыся калачи
Вин их жуе на печи. й ребѐнок: Топала я топала -
Ботиночки растопала.
Стою я и дивуюся:
Во что же я обуюся? й ребѐнок: У нас песенки поют
Поют и припевочки
У нас ребята боевые,
Бедовые девочки.
Ребѐнок: Мы и пели и плясали,
А в игру ведь не играли Входят девочки старшей, подготовительной группы, становятся вкруг и начинается игра Золото. Одна из играющих берѐт какую-нибудь вещь (палочку, колечко, остальные становятся вкруг, держа перед собой руки сжатые в кулаки. Первая, стоя в кругу, приговаривает нараспев
Я золото прихораниваю! Я чистоеприхораниваю!
Моѐ золото пропало, чистым порохом запало,
Метелицей замело. Угадывай у кого
Все Гадай, гадай, девица,
В какой руке перица?‖ Стоящая в кругу девочка опускает руку с золотом в руки играющих стем, чтобы оставить его в какой-нибудь руке. На ком остановится рука хоронящей золото при словах Угадывай у кого- та выступает вперѐд и угадывает. Если угадает, то следует женитьба, которая обыкновенно состоит в том, что у девочки спрашивают, в какой стороне живѐт жених, как его зовут и прочее, после чего она снова хоронит золото Ведущая Хороши наши девчата, умеют играть.
Ну- ка хлопцы, не отставайте, выходите вкруг Начинается игра ―Безвин‖ Играющие меряются на палочке, верхний называется ―безвином‖, другие образуют замкнутую цепь, в середину которой входит ―безвин‖, он должен прорываться сквозь цепь, но делает это не сразу, а сначала ходит по кругу и пробует крепость ворот, те. налегает на руки стоящих в круговой цепи. Все играющие поют в это время
Безвинбыв,
Хмари разбив,
Пишли хмари
На татары.
А сонечко
На хрестьяни. Пение продолжается всѐ время, пока ―безвин‖ не перепробует все ворота затем он обращается к одному из играющих с вопросом Пане, пане Скажи, на яки ворота И не дожидаясь ответа.бросается в намеченные ворота, чтобы прорваться. Если ему удастся прорвать цепь, то он старается убежать, все играющие его ловят, кто поймает ―безвина‖, тот делается сам
―безвином‖. Игра повторяется несколько раз. Ведущая Хорошо вы, детки, играете Садитесь, отдохните. А я сяду рядышком на лавке вместе с вами посижу.Загадаю вам загадки, кто смышленей погляжу.
1. Мэнэбьють, колотять, рижуть, ворочають, а я всэтэрплю и добром отдаю. (Пахотная земля)
2. Малэнький, горбатэнький Всэполэ проскакав. (Серп)
3. Шов сковородку налывають, Та вчетверо сгынають. (Блин)
4. Овсом ни кормлять, кнутом не гонять,А як пашэ – сим плугивтаще.
(Трактор)
5. Смастрювалы с досок и надилы поясок,сохраняеця посуда огырочкив хоть два пуда. (Бочка)
6. Хвист с узорами, сапогы со шпорами. Писниспивае – время считае.
(Петух)
В сыньой чащи красный мяч, Вин свыркучий и горяч.
(Солнце)
Ведущая Хорошо вы загадки отгадываете, а теперь песню шуточную споѐм
Песня « Грыцю, грыцю, до роботы
Мы шутили, песни пели. А, пожалуй, интересней будет новая игра.
Давайте-ка поиграем в игру “ Гуси Играющих допускается неопределѐнное число. Все они изображают собой гусей, за исключением х, из которых один играет роль ―матки‖.а другой - волка. Эти роли считаются главными. Но к роли волка допускается более сильный и ловкий. Водном углу помещается матка с гусятами, а в другом углу располагается волк. Игра начинается так Матка прогоняет гусей и говорит Геля, геля, гуси пастись- гуси убегают. Далее матка зовѐт гусей домой Гуси, до дому- Чего - отвечают гуси - Волк за горою- ―Щоробить?‖ ―Гускускубэ!‖ - Яку - ―Сиру, билу, волохату‖- Тикайте дити в хату При последнем слове волк бросается на гусей и ловит кого- нибудь, а гуси стараются убежать к матке, где он уже ловить не имеет права. Пойманный гусь отводится волком к себе, а других матка снова прогоняет пастись, игра продолжается до тех пор, пока все гуси не будут переловлены волком. Может случиться, что некоторые гуси окажутся ловчее волка и не поддадутся ему, то чтобы игра поскарее кончилась, матка подковывает гусей.т.е. бьѐт по падошвам их ног кулаком, после этого гуси скачут уже туда и обратно на одной ноге, а потом скорее переходят к волку. Когда все гуси будут переловлены, матка, как бы не зная причины пропажи гусей, отправляется на поиски и находят их спящих вместе в это время волк отсутствует. Мать спрашивает Где волк - ей отвечают
―Пишов меха драть - ―Велив вин мениоцюгусочку взять- говорит матка и уводит одного гуся. Возвратившийся волк спрашивает Где ещѐ один гусь Ему отвечают Пошел пастись Успокоенный волк уходит опять, а матка таким образом уводит другого, третьего и всех гусей. Этим игра оканчивается. Ведущая Ребята, вам игра понравилась А сейчас мыс вами поиграем в игру –эствфету Кто быстрее напоит коня Дети строятся в две колонны. На расстоянии 5 м стоит ребѐнок с палкой с головой коня на конце. У первого игрока ведро. По команде игрок с ведром бежит к коню и поит его водой. Затем бежит назад и отдаѐт ведро впереди стоящему игроку, асам возвращается вконец колонны. Итак играют все участники. Далее проводится игра для девочек
Кто быстрее намотает клубок
Танец Люблю я казаченьку»

Ведущая С волнением мы повторяем вещие слова наших предков
―Нэма края найкращого, чим наш край,
Нэма края богаче и кращеридной Кубани.
Песня « Нам ли братцы песню не начать
Ну, вот и всѐ, пора прощаться, желаю мира, счастья вам.
Вам, ребята, и гостям.
До свидания
Приложение 2 КУБАНСКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ ПЕРЕДАЙ ПОДКОВУ На Кубани есть поверье старинное Кто найдет подкову, тому она счастье принесет. Звучит музыка, дети стоят в круге и под музыку передают подкову друг другу. Как только музыка замолкает, тот у кого осталась подковав руках, выходит вкруг и танцует. СБЕЙ ШАПКУ Под музыку мальчики скачут, имитируя езду на коне по кругу, друг за другом. С окончанием музыки должны быстро сбить шапку с помощью шашки. Выигрывает тот, кому это удается, тогда он приглашает казачку на танец и они пляшут. Затем игра повторяется. ПЛЕТЕНЬ Играющие стоят шеренгами у четырех стен комнаты, взявшись за руки крест- накрест. Дети первой шеренги подходят к стоящим напротив и кланяются. Отходят спиной на свое место. Движение повторяют дети второй, третьей и четвертой шеренги. По сигналу свисток играющие расходятся по всей комнате, выполняя определенные движения под звуки бубна подскоки, легкий бег, галоп и т.д.). Последующему сигналу свистка или остановке бубна все бегут на свои места и строятся шеренгами, соответственно взявшись за руки крест- накрест. Выигрывает та шеренга, которая первая построится. НАПОИ ЛОШАДКУ Ребенок становится за линию на расстоянии 2-3 мот игрушечной лошадки. Воспитатель дает ему в руки ведерко и завязывает глаза. Малыш должен подойти и напоить ее подвести ведро к морде лошади. КУБАНКА – ШАПКА КАЗАКА Ребята делятся на равные две команды. Играющие, по команде подбрасывают вверх шапку-кубанку. Надо попробовать ее вовремя падения одеть наголову или палку. Побеждает та команда, которая меньше уронит кубанок. ТЯНИ ВКРУГ Участники становятся вкруг и берутся за руки. Перед носками их ног в см от них чертится круг. Внутри этого круга чертится второй круг меньшего диаметра см. Пространство между внутренними наружным кругом считается запретной зоной.
По сигналу ведущего игроки идут по кругу вправо или влево. По свистку шли по команде тяни каждый игрок старается втянуть за черту большого круга своего соседа, находящегося справа или слева от него. Однако сам он может также в любой момент оказаться за этой чертой. Поэтому, спасаясь. Игрок может перешагнуть через запрещенное пространство или перепрыгнуть через него, чтобы попасть одной рукой (ногой или двумя ногами в меньшей круг. Это остров спасения, и вступивший внутрь этого круга не считается нарушившим правило. Игрок, вступивший хотя бы одной ногой в пространство между большими малым кругом, выбывает из игры. Та же участь постигает и тех игроков, которые расцепят руки. Когда играющих станет меньше, и они не смогут окружить черту большого круга, все становятся перед чертой малого круга, и тогда игра продолжается. Здесь уже острова безопасности нет, и каждый заступивший за черту круга выбывает из игры. ПЕТУХ СОН КАЗАКА Из играющих выбирается казак, который становится в середине круга. Казаку завязывают глаза, или он закрывает их сам. Дети двигаются по кругу со словами Кто сутра чертей гоняет, Песни звонкие спивает, Спать мешает казаку И кричит Кукареку Один из стоящих в кругу, кричит по- петушиному, стараясь изменить голос. Казак, открыв глаза, старается угадать, кто кричал. Если ему это удается, — забирает кричащего в середину круга. Игра продолжается Все коровы во дворе
Размычались на заре. Непонятно никому, Почему «Му-Му, Му-Му». Стоящий в кругу мычить, изображая корову. Казак угадывает его и забирает к себе вкруг. Игра продолжается Вот казак заснул опять, Ноне долго ему спать. Утка уточек не зря Учит крякать «кря-кря-кря». Действие повторяется – казак забирает утку. Надоело казаку
«кря-кря-кря» с Кукареку. Яне лягу больше спать
Вася буду догонять По окончании слов дети, образующие хоровод, поднимают руки –
воротники, а казак догоняет тех детей, которых он забирал вкруг. КАМЕШКИ Для игры нужно 5 небольших более или менее круглых камешков такой величины, чтобы все они уместились в ладони. Дети, желающие играть. В порядке очередности легким броском рассыпают эти камушки, потом, выбрав один из них, подбрасывают его вверх ив то время, пока он летит вверх испускается вниз, быстро берут одной рукой камешек и ловят в эту же руку тот, который опускается. Затем, отложив один камешек в сторону, снова бросают оставшийся в руке камушек вверх и берут со стола по одному камешку остальные. Затем камешки раскладывают по 2 штуки и, подбросив один вверх, и берут уже каждый раз по два камешка. После этого ребенок раскладывает камешки так три вместе и один в стороне. Снова бросает камешек вверх и, пока он летит, берет рукой один камешек, откладывает его, снова бросает находящийся на руке камешек и берет уже три камешка. Наконец он кладет все 4 камешка вместе, бросает пятый вверх ив это время захватывает все 4 камешка. Если ребенок роняет камешек или не успевает захватить лежащие на столе, игра передается следующему, который начинает игру стой фигуры, на которой он останавливается. Выигрывает тот, кто первый выполнит последнюю фигуру. ПЕРЕТЯЖКИ Участники делятся на две команды и становятся на крайних линиях лицом друг к другу. Затем они сходятся на средней черте и, не поворачиваясь, выстаиваются в одну шеренгу так, что каждый играющий одной команды занимает место между двумя играющими другой команды. Участники игры берут друг друга за руки. По сигналу начинают перетяжки. Каждая команда старается перетянуть всех противников за ту крайнюю черту, где они раньше стояли. Побеждает команда, которой удается это сделать. Если вовремя перетяжки цепь разорвется, то два человека, допустившие разрыв, выходят из игры. ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА Играющие, берутся за руки, образуя круг. В центре его встают двое играющих, берутся за руки и поднимают их вверх – делают золотые ворота. Рядом с воротами втыкают ветку. Один из участников игры – водящий. Он проходит через золотые ворота, подходит к кругу и ребром ладони разрывает руки одной из стоящих там пар. При этом все говорят
В золотые ворота проходите господа В первый раз – прощается, Второй – запрещается, А на третий раз не пропустим вас Играющие, руки которых разъединил ведущий, бегут в стороны по кругу к воткнутой в его центре ветке. Первый, выдернувший ветку, идет в золотые ворота, а проигравший встает в парус водящим вкруг. РАЗБЕЙ КУВШИН Ведущий кладет колесо в центре игровой площадки. На палку, вставленную в спицу колеса, надевается глиняный кувшин. Можно заменить кувшин воздушным шариком, картонной коробкой и др. игрок берет в руки палку, отходит от кувшина на 5-6 шагов. Ему завязывают глаза. Делает несколько оборотов вокруг себя на месте, а затем направляется к кувшину, чтобы его разбить. ЛИХИЕ НАЕЗДНИКИ Оборудование две детские лошадки и 12 резиновых колец. Игра – шутка, в которой участвуют 6-12 человек. Участники делятся на две команды и становятся лицом друг к другу на расстоянии 6-8 шагов. На линии старта, между шеренгами команд, устанавливают коней, к ним привязывают шнур длиной 6-7 метров. Шнур от тележки каждой лошадки идет к катушке, которую держит жокей на линии финиша. Остальным участникам раздают равное количество колец разного цвета- каждой команде свой цвет. По сигналу ведущего участники быстро ведут своих коней к финишу. Стоящие в шеренгах должны суметь набросить свои кольца на шеи коня противника. Побеждает команда, приведшая к финишу своего коня и набросившая наибольшее количество колец.
«БРЫЛЬ» СОЛОМЕННАЯ ШЛЯПА С ШИРОКИМИ ПОЛЯМИ Игроки сидят по кругу. В центре круга на расстоянии 5-6 см от края начерчен еще один круг. По команде ведущего солнце, — все руками закрывают глаза, одному из игроков ведущий надевает наголову брыль и сразу говорит тень. Все открывают глаза. Тот, у кого брыль на голове, по этой команде бежит к центру круга. Остальные игроки не должны пускать его во внутренний круг. Если забежал вкруг, он становится ведущим, если не успел
— выходит из игры.
КОННИКИ Игроки – конники верхом на палках наперегонки устремляются от старта по свистку атамана к плетню, который надо преодолевать с помощью палки, пользуясь ее как шестом. Затем перепрыгивают водное препятствие на коне, не замочив своих ноги коня, достать палкой с шеста кубанку. Победит тот, кто успешно достигнет цели. ПУТЫ Ноги завязываются платком или веревкой, примерно также, как спутываются ноги у лошади. Итак играющие прыгают до назначенного места. Кто первым прискакал, тот и выиграл. СТОРОЖЕВЫЕ На площадке выкапывают круглую яму – центральную лунку, а вокруг на расстоянии 5-6 мот центральной лунки маленькие ямки – лунки. В игре принимают участие 8-10 человек — сторожевые и один нападающий. сторожевые с палками выстраиваются по кругу возле каждой лунки. Находящий находится за кругом с палкой и резиновым мячом. Его задача загнать мяч в центральную лунку. Задача сторожевых этот мяч не упускать. Дается 3-5 попыток. Сторожевые отбивают мяч подальше от центральной лунки. При последней попытке нападающий может занять любую свободную лунку. Тот, чья лунка захвачена становится нападающим.
«ЛЯПТА» Один из игроков – водящий, его называют ляптой. Водящий бегает за участниками игры, старается кого-то засалить, приговаривая На тебе
ляпку, отдай ее другому Новый водящий догоняет игроков и старается кому-то из них передать. Водящий не должен преследовать одного итого же игрока. НЕ ЗАМАЙ (НЕ ТРОНЬ МЕНЯ В игре принимают участие 10-15 человек. Все участники игры, кроме двух водящих, разбегаются по площадке. Водящие держат один другого за руки. Они стараются поймать кого-либо из играющих. Игроки, убегая, кричат Не
замай!» Пойманным считается тот, вокруг кого ведущие сомкнули руки, тогда этот игрок присоединяется к водящим. Теперь ловят трое, образовав одну цепь. Так цепь водящих постепенно увеличивается. Когда все играющие окажутся водной цепи, игра заканчивается.
ДОСТАНЬ ПЛАТОК Играющие ходят по кругу, выполняя любые танцевальные движения. В центре круга стоит водящий с шестом в руке, на конце которого – платок. По сигналу воспитателя или по окончании музыки нужно подпрыгнуть и достать платок. Кому это удается, тот и победитель, который становится водящим. Игра продолжается. ПОДСОЛНУХИ Игроки стоят в несколько рядов
— это подсолнухи. Один земледелец стоит в стороне и запоминает порядок расположения подсолнухов. По команде ведущего Солнышко, земледелец уходит. Два «подсолнуха»меняются местами. К началу считалки земледелец появляется перед подсолнухами и до конца считалки должен определить перемещение. Вовремя считалки солнышко ходит по кругу, а подсолнухи постоянно поворачиваются лицом к нему. Считалка Солнце Солнце светит Все Дождь идет Солнце Семечко Все Растет Растет Солнце К солнцу тянется росток Все Тонкий, тонкий стебелек Солнце Небосвод весь обегая, Все Солнце светит не мигая. Солнце Земледелец, не зевай, Все Перемены отгадай ТОПОЛЕК В игре участвуют ведущий- тополь, игроки- пушинки, 3 игрока ветры. В центре площадки в кругу диаметром 2 м стоит ведущий тополь, вокруг него кругами пушинки за кругом на любом расстоянии. Ведущий На Кубани пришла весна, Распушила тополя Тополиный пух кружится, Нона землю не ложится. Дуйте, ветры, с кручи Сильные, могучие После этих слов налетают ветры и уносят, те. ловят пушинки. Пушинки устремляются вкруг к тополю. За чертой они недосягаемы. Пойманные пушинки становятся ветрами. Выигрывают те, кто остается около тополя.
ПТИЦЕЛОВ Играющие выбирают себе названия птиц, крику которых они могут подражать. Встают вкруг, в центре которого – птицелов с завязаннымиглазам. Птицы ходят, кружатся вокруг птицелова и произносят нараспев В лесу, во лесочке, На зеленом дубочке Птицы песни поют. Ай Птицелов идет Он в неволю нас зовет. Птицы, улетайте Птицелов хлопает в ладоши, играющие останавливаются на месте, и водящий начинает искать птиц. Тот, кого он нашел, подражает крику птиц, которую он себе выбрал. Птицелов угадывает название птицы и имя игрока. Угаданная птица становится птицеловом.
«МАЛЕЧЕНА – КАЛЕЧЕНА Играющие выбирают ведущего. Каждый игрок берет в руки небольшую палочку длиной 20-30 см. все произносят такие слова
Малена – Калена, Сколько часов осталось. До вечера, До зимнего После слов до зимнего дети ставят палочку на ладонь или любой палец правой или левой руки. Как только дети поставят палочки, ведущий считает Раз, два, три. десять. Выигрывает тот, кто дольше продержит палочку. Ведущий может давать дополнительные задания походить, присесть, поворачиваться направо, налево, вокруг себя. Детям желательно разойтись по всей площадке и встать как можно дальше друг от друга, чтобы удобнее было держать равновесие для палочки. ПОБЕГ Играющие (10 и более образуют круг, крепко взявшись за руки. Один игрок перемещается внутри, а другой вне круга. Тот, кто стоит внутри, пытается убежать, а сделать это сложно по-разному или перепрыгнуть через руки, или проскочить под руками, или же просто разорвать цепь. Находящийся вне круга держит его сторону и всячески помогает ему. Если игроку удается убежать, то водить идет пара, виновная в его победе.
ЗАЩИТИ КУРЕНЬ Подгруппа детей стоят вокруг импровизированного куреня на расстоянии 1, м, водящий в центре куреня, у него шашка. У каждого ребенка кольцо из полых резиновых трубок. По команде воспитателя В курень попади, дети быстро поочередно бросают кольца, стараясь попасть в курень. ЗМЕЙКА Дети садятся на коленки или на землю один за другим, нона небольшом расстоянии. Самый крайний прыгает через остальных, а последний сам садится на другом конце. Итак один за другим.
«ХВАТАЛКИ» Игроки должны выстроиться двумя шеренгами, одна против другой на расстоянии шагов. Между ними проводится черта на земле. В соответствии с количеством игроков по всей длине черты раскладываются какие-нибудь предметы камушки, палочки и др. По команде Раз, два, три игроки бегут к предметам, стараясь захватить их как можно больше. Та команда, которая захватила больше предметов, выигрывает. Игра заканчивается либо по соглашению, либо если набрало нужное количество очков. ЧУР У ДЕРЕВА Играли обычно в саду или там, где росло хотя бы несколько деревьев. Число играющих зависело от количества деревьев. Все, кроме водящего, становились каждый у своего дерева, водящий же – в середину между деревьями. Стоящие у деревьев начинали перебегать от дерева к дереву, в это время водящий должен успеть осалить бегущего, пока тот не подбежал к дереву и не выкрикнул Чур у дерева.
Осаленный меняется местом сводящим. КРИВОЙ ПЕТУХ Дети стоят по кругу. Одни – в центре. Дети
- Кривой петух на чем стоишь
- На иголочках
- А как тебе, не колко
- На подковочках Дети идут по кругу и поют Ступай в кут, там блины пекут, Там блины пекут, тебе блин дадут
Ребенок стучит об пол (3 раза Дети А кто там
- Это я Тарас
- Лови нас, не отрывая глаз Кого поймал должен угадать. Развитие слуха, ориентация в пространстве, упражняются в ритмическом хороводном шаге. ДОМОВОЙ ЗА ГРУБКОЙ?»
Если игра проходила в помещении, кто-нибудь из мальчиков становился в угол, а если во дворе – около дерева. Остальные бегали вокруг него и приговаривали Кто за грубкой? Домовой. Домовой бегает за ними и ловит их. Поймав кого-нибудь, ставит его на место домового, асам присоединяется к другим.
«ЧАПЛЯ» По жребию или по считалке выбирали водящего – «чаплю». Остальные –
лягушки. Пока «чапля» спит, те. стоит, наклонившись впереди опираясь на прямые ноги, лягушки прыгают на корточках. Проснувшись «чапля» издает крик о начинает ловить (салить) лягушек обязательно большими шагами и на прямых ногах не сгибая коленей и держась хотя бы одной рукой за голени ног. Лягушки должны спасаться от «чапли», прыгая на корточках. При нарушении условий, например, или если кто-то из лягушек встанет во весь рост или выпрыгнет за пределы площадки, а также при осаливании, они меняются местами. ГОРШКИ Играющие делятся на две команда. Одна команда становится горшками и садится на землю в кружок. Другая команда — хозяева. Они становятся за горшками. Один их играющих – водящий – изображает покупателя. Он подходит к одному из хозяев испрашивает- Почем горшок Хозяин отвечает
- По денежке
- А он нес трещиной
- Попробуй Покупатель легко ударяет по горшку пальцем и говорит
- Крепкий, давай сговор Хозяин и Покупатель протягивают друг другу руки, напевая «Чичары,
чичары, собирайтесь гончары, по кусту, по насту, по лебедю горазду! Вон
Со словом Вони Хозяин и Покупатель бегут в разные стороны вокруг горшков. Кто первым прибежит к купленному горшку, тот Хозяина опоздавший – Водящий. РОМАН, РОМАН Дети стоят в кругу лицом к центру. Говорят хором Роман, Роман — на первое слово, наклонившись, обеими руками вырывают воображаемый сорняк, на второе слово- отбрасывают его в правую сторону от себя Вырывай бурьян Повторяются те же движения Чтоб росла морковка Воспроизводится посадка семян Большая, как мутовка, Чтоб росла репка Сладкая и крепкая. Чтоб вырос бобок С большой горшок. На первое ударение на каждой строке правой рукой берут из горсти левой руки семечко, а на второе ударение втыкают его в воображаемую грядку. Берутся за руки и водят хоровод КАЗАЧЬЯ В игре участвуют только мальчики, они стоят в кругу. В центре круга стульчик – боевой конь, верхом на коне — командир с красным флажком. Дети скачут на воображаемых лошадках, ноги слегка пружинят в коленях. Левая рука каждого вытянута вперед, правая поднята вверх. По сигналу воспитателя командир соскакивает с коня, кладет флажок и становится в общий круг. Все остальные маршируют на месте, затем поворачиваются вправо и идут по кругу за командиром. Командир делает шаг внутрь круга, берет дудку, и, поворачиваясь кругом, дудит в нее. Двое мальчиков, около которых он остановился, поворачиваются спиной друг к другу и бегут в противоположные стороны вдоль круга. Каждый из них старается первым взять флажок и вскочить на коня. Выигравший становится командиром.
ЗАПЛЕТАЙСЯ ПЛЕТЕНЬ Выбирается водящий, который должен выйти в другую комнату или отвернуться от остальных играющих, чтобы не видеть их действий. Играющие образуют плетень — замкнутый руками круг. Кто – либо из участников хоровода проходит под руками детей противоположной стороны круга, затягивая за собой остальных, итак до полного «заплетения», запутывания. Затем играющие зовут водящего, который должен распутать хоровод. Причем соединенные руки игроков должны находиться в правильном не ломанном соединении. СТАДО Играющие выбирают пастуха и волка, а все остальные – овцы. Дом волка в лесу, ау овец два дома на противоположных концах площадки. Овцы громко зовут пастуха Пастушок, пастушок Заиграй во рожок Травка мягкая, Роса сладкая Гони стадо в поле Погулять на воле Пастух выгоняет овец на луг, они ходят, бегают, прыгают. По сигналу пастуха Волк — все овцы бегут в домна противоположную сторону площадки. Пастух защищает овец. Все, кого поймал волк, выходят из игры. КОЛЕСО Все участники игры строятся в один большой круги рассчитываются на шесть и семь. Ведущий выходит на середину круга и дает команду Направо Первые номера на меня, остальные за ними в затылок шагом марш Выполнив эту команду, участники выстраиваются колоннами лицом к центру круга, образуя как бы спицы большого колеса. Один игрок- водящий. Он не имеет своего места в спице и выходит за пределы круга. Его задача занять место в любой шестерке или семерке количество игроков в спицах необязательно должно быть равным. Чтобы занять место водной из колонн, водящий бежит по кругу, огибая спицы. Затем останавливается возле одной из них и дотрагивается до плеча игрока, стоящего в спице последним. Тот передает касание дальше игроку, стоящему впереди, и т.д. Когда первый игрок в колонне почувствует удар, он громко произносит Есть Водящий, услышав этот сигнал, может произнести слова беги, или за мной. Если он крикнул беги, то игрок, стоящий во
главе спицы, устремляется вправо или влево по кругу, огибая все спицы. Все остальные игроки, которые стояли сзади, бросаются за ним, стараясь не отстать, а по возможности и обогнать друг друга. Задача каждого игрока оббежать круги занять место в колонне, которая должна быть построена на том месте, где стояла раньше. Водящий тоже старается занять место в спице ближе к центру колеса. Тот из игроков, кто окажется последним, остается без места и идет водить. СЕЛЕЗЕНЬИ УТКА Играющие становятся рядом, рукав руке. Двое, стоящих на одном краю вереницы, отрываются от нее это селезеньи утка и бегут, подныривая под руки стоящих в ряду то спереди, то сзади, причем «селезень»догоняет «утку».Стоящие в углу приговаривают Догони, селезень, утку, Догони, молодой, утку. Поди, утушка, домой, У тебя семеро детей, Восьмой – селезень, Девятая – утка, Десятая – гуска. Та пара, под руками которой селезень поймал утку, заменяет их, а они становятся на освободившееся место. ЩЕЛЧКИ От круглой палочки диаметром 1 см воспитатели отрезают 10-15 маленьких кусочков в 1-2 см длиной, которые разрезают вдоль пополам получаются маленькие ровные кусочки дерева половинки, которые хранятся в коробочке. Дети в порядке очереди берут эти половинки в пригоршню и рассыпают их по столу. Затем играющий щелчком ударяет один кусочек дерева о другой, лежащий в одинаковом положении тоже берутся. Тот кусок дерева, в который он попадает, считается выбитыми берется как выигрыш. Половинки, упавшие друг на друга и лежащие в одинаковом положении тоже берутся как выигрыш. Если же вовремя щелчка половинка задевает за другие половинки или падает на лежащие в неодинаковом положении, то играющий передает очередь в следующем порядке, в том случае он не берет и половинки. Игра продолжается до тех пор, пока все половинки не окажутся выигранными.

перейти в каталог файлов


связь с админом