Главная страница
qrcode

русский 4марта. Гласные о и е в окончаниях имен существительных после шипящих и Ц


НазваниеГласные о и е в окончаниях имен существительных после шипящих и Ц
Дата24.03.2019
Размер1.35 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файларусский 4марта.docx
ТипУрок
#64688
Каталог

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ


«ВОЛГОГРАДСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Специальность 440202 «Преподавание в начальных классах»

Технологическая карта урока русского языка на тему:
«Гласные О и Е в окончаниях имен существительных после шипящих и Ц»

Класс 3 «В»

("Начальная школа XXI века")

Провела: студентка IV курса

Жиленкова Татьяна Васильевна

Учитель МОУ СШ № 33:

Кривенко Т.В. ______
Волгоград
2019 год

Технологическая карта урока по русскому языку

  1. Ф.И.О. учителя: Жиленкова Татьяна Васильевна

  2. Класс: 3 «В»

  3. Дата: 4.03.19

  4. Предмет: русский язык.

  5. Тема: «Гласные О и Е в окончаниях имен существительных после шипящих и Ц»

  6. Место и роль урока в изучаемой теме: урок ОТКРЫТИЯ новых знаний

  7. Цель урока: создать условия для знакомства с орфограммой «Буквы о/е после шипящих и ц в окончаниях существительных», для отработки правописания слов с данной орфограммой.

  8. Задачи

  • Образовательные: способствовать совершенствованию  умения применять правило при выборе букв о и е, графически объяснять условие выбора изученной орфограммы;

  • Развивающие: содействовать развитию речи учащихся; обогащению, уточнению словаря; монологической и диалогической речи; закреплению навыков чистописания, мыслительных операций: синтеза, анализа, обобщения, логического мышления, внимания,памяти.

  • Воспитательные: способствовать воспитанию чуткого  отношения к родному языку; внимательного, доброжелательного отношения к ответам одноклассников, личной ответственности за выполнение коллективной работы.

  1. Дидактические средства:

  • для учителя – учебник «Русский язык» (3 класс); наглядные пособия: алгоритм письма орфограмм, презентация;

  • для обучающегося – учебник «Русский язык» (3 класс), рабочая тетрадь.

  1. Характеристика этапов урока



Название этапа, цель

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма

работы

Результат

1

1.Мотивация (са-моопределение) к учебной деятель-ности. (1-2 мин)

Цель: включение в учебную деятель-ность на личност-но-значимом уров-не.


Приветствие
Психологический настрой на учебную деятельность

Орфоэпическая разминка


Здравствуйте, ребята!

Ребята, посмотрите на доску, перед вами 2 смайла, один веселый, другой грустный. Выберете смайл, с которым вы выполните все задачи, которые будут перед вами на протяжении урока.

732fa03e2e194caa6543d3069f9c0445--smiley-faces-emojis.jpgimage.jpg
Спасибо.
Я очень надеюсь, что на протяжении урока Вы будете плодотворно трудиться, после чего получите только положительные отметки.

Приветствуют.
Проверяют готовку к уроку.

Выбирают смайл с хорошим настроением


Фронталь-ная

Формирование УУД:

(Р) волевая саморегуля-ция;

(Л) смыслообразование


2

2.Актуализация и фиксирование ин-диивидуального затруднения в пробномдейст-вии. (8 - 10 мин)

Цель: готовность мышления и соз-нание потребности к построению ново-го способа дейст-вия

Наблюдение

Приём «Согласен – Не согласен»

Минутка чистописания

Словарная работа:

картинный диктант,

Проверка по алгоритму.

Взаимопроверка.

Мини-итог

Откройте тетради, от прошлой записи отступите 2 строчки. На третьей строчке запишите дату и классная работа.

-Прочитайте про себя Девиз сегодняшнего урока: «Красиво пишет тот, кто правильно сидит».

Давайте выделим ударение и орфограммы в дате.
На доске написаны буквы: Ж, Ш, Ч, Ц, Щ.

Сейчас я буду читать утверждения про эти буквы, а вы в свою очередь, если согласны с ним, показываете мне «открытые» ладошки, если нет, то «закрытые».

Звук [ш] – шипящий гласный.

Звук [ч] – всегда мягкий.

Звук [ц] – шипящий согласный.

Звук [ж] – шипящий согласный.

Звук [щ] – не является шипящим согласным, потому что мягкий.

Звуки [ж], [ш], [ч], [щ] – шипящие согласные.

Так что вы о них можете сказать?

Учащиеся:
- Какую букву, на ваш взгляд, и по какой причине можно исключить из этого ряда?


.
А сейчас проведём чистописание.

Какую букву будем писать?

Какую по размерам будем писать букву? Какие правила надо соблюдать при написании этой буквы? Смотрите на образец

Напишите строчку. Соблюдайте расстояние между элементами, форму ,высоту букв

Далее запишите строчку слогов и сочетаний букв.

-Какие слова запишем?

Назовите орфограммы по АЛГОРИТМУ в первом слове, во 2, в 3…

запишите строчку этих слов, обозначая орфограммы с буквой Ц Молодцы!
Урок продолжим словарной работой. Буду показывать предметные картинки, а вы будете отгадывать слово, а затем его записывать,соблюдая алгоритм:ударение,орфограмма.

К доске пойдет …..(имя ученика)

(Проверяем после написания всей работы по алгоритму

Итак,

https://tddomovoy.ru/upload/iblock/397/397505c7ca06e589312143a1015565a3.jpg

http://trucker2003.narod.ru/photos/spb-samara/spb_samara_30.jpg
https://ds01.infourok.ru/uploads/ex/0af6/0000a735-375af766/hello_html_m9710688.png

https://libs.ru/media/cache/bd/52/bd52a3a3f9e0b3b9573e54dbd68b1eed.jpg

https://historytime.ru/wp-content/uploads/2016/04/boloto.jpg

https://ds01.infourok.ru/uploads/ex/0af6/0000a735-375af766/hello_html_m9710688.png
https://zabavnik.club/wp-content/uploads/kartinki_s_aptekami_35_07161802.jpg
https://png.pngtree.com/element_origin_min_pic/17/03/07/4fc1c1a2a4fe0ab543be8522a84e9ba6.jpg

https://ds01.infourok.ru/uploads/ex/0af6/0000a735-375af766/hello_html_m9710688.png
(показываю алгоритм на доске).
-Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Если все верно, то карандашом ставим плюс, если есть ошибки, подчеркните их. Обменяйтесь тетрадями.

-Поднимите руки, у кого есть ошибки. Повторите написание данных слов.

-Для чего проводили словарную работу?


Четвёртое ма′рта

Кла′ссная работа′

Показывают

Они обозначают согласные звуки.

Они непарные по твердости-мягкости.

Среди них есть парные по звонкости-глухости

Исключить можно букву Ц, т. к. она обозначает не шипящий согласный звук, а остальные шипящие.
Букву Ц ц

Прописная и строчна

Ц ц Ц ц Ц ц Ц ц


це цо цы цв
цыпленок , цветы, царь


Ученик пишет на доске, подчеркивает орфограммы.

Алгоритм здесь написать


Кастрюля

Вагон

Восток


Метро

Болото

Запад

Аптека

Человек

Север


Дети говорят: Сначала ставим ударение, а потом называем орфограмму.
Для словарного запаса, чтобы правильно писать слова.

Индиви-дуальная

Фронталь-ная

Работа в парах

Формирование УУД:

(Р) учатся отличать вер-но выполненное задание от неверного.

(К) умение выражать свои мысли с достаточ-ной полнотой и точ-ностью; умение слушать и понимать речь других.

(П) формирование мыс-лительных операций: анализ, сравнение, обоб-щение.

3.

3.Постановка проблемы. Выявле-ние места и при-чины затрудне-ния. (5 мин)

Цель: выявление и фиксация места причины затруд-нения.



Игра «Поединок»

Постановка проблемы

Наблюдение

Беседа



Выполним задание:

На слайде:

пч . лка

ш . фёр

ш . рох                            о

ж . лтый

ч . рный                          ё

ш . рты

ш . колад                        е

свеч..й

с  товарищ..м

Были  ли затруднения при выполнении задания?
Какие слова вызвали затруднения? 

Почему возникло затруднение? 

А в какой части слово пропущены гласные?

Наблюдение над отличием слов, вызвавших затруднение, от остальной группы:

- Выпишем эти слова в тетрадь:   свечой,     с товарищем

- Давайте посмотрим, чем отличаются эти слова от других:

1.  К какой части речи относятся эти слова? 

2.  В форме какого падежа стоят эти слова? 

3.   Какие звуки обозначают пропущенные буквы? 

4.   После каких букв стоят пропущенные буквы? 

5.   В какой части слова затруднение? 


(выполняет 2 ряд, читая слова с объяснением по цепочке)

свечой, с товарищем


Эти слова не подходят к орфограмме        «Гласные о, ё после шипящих и ц в корне слова»

В окончании


1.( сущ.)

2.( Т.п.)

3.(гласные)

4.( после ч, щ)

5.( окончании)



Фронталь-ная


Формирование УУД:

(Р) волевая саморегу-ляция в ситуации затруд-нения; учатся работать по предложенному учи-телем плану; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.


(К)умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мне-ния.


4.

4.Проектирование и фиксация ново-го знания.Пост-роение проекта выхода из затруд-нения.

Цель: постановка цели учебной дея-тельности.
( 5 мин.)

Определение темы и цели урока

Учебный диалог


Составление плана работы

Работа в парах

Мини итог


Предположите, какая тема нашего урока?

-Предположите, Какие цели перед собой поставим? 


Правильно! Молодцы!
Какую проблему ставим?

Есть ли у вас какие – нибудь предположения, как разрешить проблему?

Чтобы решить проблему и не ошибиться, мы будем работать в парах.

На доске:

Свеч`ой – т`учей

Карандаш`ом – д`ушем

Уж`ом – пейз`ажем

Борц`ом – п`альцем

Плащ`ом – тов`арищем

Огурц`ом – з`айцем

Повторим еще раз тему урока и приступим к проверки задания.

Отвечают по выбору учителя.

Сделаем вывод.

Прочитаем правило в учебнике. Вы оказались правы?

Молодцы!

Можем ли мы теперь разрешить проблему? Как?

(вернемся к словам: свечой, с товарищем)

Сформулируйте правило правописания гласных в окончаниях имён существительных после шипящих и ц


Гласные О и Е в окончаниях имен существительных после шипящих и Ц

Познакомиться с орфограммой «Буквы О и Е после шипящих и ц в окончаниях существительных»,

научиться применять правило при выборе букв о и е
Когда в окончаниях сущ-х будем писать «Е» и «О»?


Выполняют

В окончании существительных после шипящих и Ц под ударением пишем О, без ударения – Е.

Да


( поставить ударение в словах и, если окончание  ударное, то пишем о...)


Фронталь-ная


Формирование УУД:

(Р) проговаривание пос-ледовательностьдейст-вий на уроке; форми-рование познавательной инициативы.

(П) умение делать пред-положения и обосновы-вать их.

Динамическая паузаПОвторяйте слова со мной)

Физминутка:

Мы сидели, мы сидели

Наши спинки занемели.

А теперь все дружно встали,

Ручки быстро вверх подняли!

Вот также будете поднимать ручки, если услышите ударное окончание, если безударное окончание – присядете.

Мячом, товарищем, птенцом, чижом, глупцом, шалашом, душем, ландышем, душой, врачом, страницей, свечой.

ТИХО сели девочки, затем мальчики

5.

5.Реализация пост-роенного проекта.

Цель: фиксация но-вого знания( 5 мин)


Работа над текстом.

Просмотр видео ролика

Обсуждение


Откройте учебник на странице 70, выполним 1 задание.exviofg_y88.jpg

Вы большие молодцы!

Ребята обратите внимание на словарное слово, давайте прочтем его и запомним его написание.
Выполним задание №2

Выполним задание 3.exviofg_y88.jpg

exviofg_y88.jpg


-о-

-е-

Кирпичом

Сердцем

Лапшой

Пшеницей

Овцой

Ученицей

Ножом

Певицей

Свечой

Умницей

Кольцом

Крышей

Концом





2. Слова с пропущенными буквами: свечой, птицей, ключом, концом, плюющем, задачей, крышей.
3.Калачом, малышом, Наташей, Машей, душем, царевичем, королевичем, карандашом, врачом, Сашей, тучей, рощей, сердцем.

Фронталь-ная

Формирование УУД:

(К) адекватно использо-вать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

(Р) волеваясаморегуля-ция в ситуации затруд-нения; учатся работать по предложенному учи-телем плану.

6.

6.Самостоятель-ная работа

Цель: способство-вать использование алгоритма самос-тоятельноосущес-твлятьсамопровер-ку.

(3-4 мин)

Работа по слайду, по вариантам

Проверка

  1. Найди слову нужное окончание.безымянный.png

1 столбик- 1вариант, 2 столбик- 2 вариант.

  1. Найди и исправь ошибки в словах.

1 вариант.

Кожой,  задачей,  борщём,  гаражом ,  бойцём,  душем,

 2 вариант.

обручем, мечём, лучём, маршем, ключём, товарищом.

Самопроверка по слайду.

1.Карандашом, ландышем, зайцем, огурцом, концом, ключом.

2.Крышей, тучей, лапшой, дачей, овцой, мельницей.

1.Кожей, борщом, бойцом.

2. мечом, лучом, ключом, товарищем.

Индиви-дуально

В команде

Формирование УУД:

(Л) умение оценивать се-бя на основе критерия успешности.

(Р) волеваясаморегуля-ция в ситуации затруд-нения; учатся работать по предложенному учи-телем плану.

8.

8. Рефлексия учеб-ной деятельности на уроке.

Цель: зафиксировать новое содержание, изученное на уроке, организовать рефлексию и самооценки учениками

( 3-4 мин.)

Подведение итогов

Рефлексия

Самооценка
Оценивание с коммен-тированием

Дом.задание

Завершение урока

-Подведём итог урока.

-Вспомните, Какая тема урока?

Что нового узнали?
-Оцените свои успехи, продолжите предложения:

-Какое открытие вы сегодня сделали?

Я узнал…

Я хочу…

Я умею..

-Сегодня на уроке отлично работал(и) «5»(имена)…, хорошо работал(и) «4»… .

Домашнее задание: стр.53,упражнение . УРОК окончен!

Спасибо за урок!

«Гласные О и Е в окончаниях имен существительных после шипящих и Ц»

Узнали в каких случаях нужно писать е, а в каких о.


Фронталь-ная

(П)рефлексия способов и условий действия; конт-роль и оценка процесса и результатовдеятельнос-ти.

(Л) самооценка на осно-ве критерия успешности.

(К) выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.



перейти в каталог файлов


связь с админом