Главная страница
qrcode

(конспект и презентация).. Азбука Льва Толстого детям


НазваниеАзбука Льва Толстого детям
Анкор(конспект и презентация)
Дата29.01.2017
Размер51.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаazbyka-tolctogo.doc
ТипВнеклассное мероприятие
#17143
КаталогKonkurs/3/stasenko

С этим файлом связано 39 файл(ов). Среди них: zelapteka.doc, zdopovoe_pitanie.ppt, zdopoboe_pitanie.doc, zanim_matem.doc, xleb_1.doc, xleb.ppt, xleb.doc, volshebniza_ocen.doc, tolstoi.doc, smeshariki_trenazhjor.ppt и ещё 29 файл(а).
Показать все связанные файлы

Внеклассное мероприятие

по литературному чтению

с использованием метода проекта в ГПД 1-х классов.
Тема: «Азбука» Льва Толстого – детям.

Воспитатель ГПД 1-х классов

МОУ СОШ №3 г. Ртищево

Стасенко Галина Николаевна.

2010 г.
Внеклассное мероприятие по литературному чтению с использованием метода проекта в ГПД 1-х классов.

Стасенко Галина Николаевна

МОУ СОШ №3 г. Ртищево.

Тема: «Азбука» Льва Николаевича Толстого – детям».

Цели.

1. Познакомить детей с историей создания «Азбуки» Льва Толстого.

2. Формировать устойчивый интерес к чтению, историческую память; вырабатывать навыки грамотного человека.

3. Развивать интерес к прошлому своего народа; умение вчитываться в содержание произведения, анализировать его; развивать речь, обогащать словарный запас учащихся.

4. Воспитывать интерес к литературному наследию, чувство товарищества и коллективизма.

Ожидаемый результат.

1. Дети прочитают произведения Льва Николаевича Толстого, задумаются над тем, чему они учат.

2. Все дети подготовят пересказ или выучат наизусть одно из произведений, проиллюстрируют его.

3. Работая в группах, дети научатся прислушиваться друг к другу и к совместной работе.

Оборудование. Плакаты: «Азбука» Льва Толстого – это источник народной мудрости, это поистине азбука жизни» (Л. Н. Толстой); портрет Л. Н. Толстого; выставка книг Л. Н. Толстого; репродукции картин: Б. М. Кустодиев. «Школа в Московской Руси», Н. П. Богданов – Бельский. «Устный счёт. В народной школе С. А. Рачинского»; презентация; название мероприятия, рисунки детей.

Ход мероприятия.

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас гости. Поздороваемся с гостями.

- Дорогие ребята! Уважаемые гости! Приглашаю всех в «Литературную гостиную». Слайд 2.

2. Постановка темы урока.

Учитель. Сегодня на занятии в «Литературной гостиной», мы с вами поговорим о необыкновенном человеке и талантливом писателе. Его книги с огромным удовольствием читают и взрослые и дети. Он создатель «Азбуки», а как зовут его, узнаете, если расшифруете задание. Расставьте цифры в порядке возрастания.

1 2 3 4 5 6 7

Т О Л С Т О Й

Да, это Лев Николаевич Толстой. Слайд 3.

Наша задача, ребята, попытаться составить «Азбуку» Льва Николаевича Толстого.

И для начала я попрошу показать, с каким настроением вы начинаете наше занятие? Спасибо.

3. Основная часть.

Учитель. Под городом Тулой есть местечко Ясная Поляна, где в своей усадьбе жил и работал писатель Лев Николаевич Толстой (1828 – 1910). Слайд 4 и 5.

150 лет назад в стране было очень мало школ даже в городах, а в деревнях почти все поголовно были неграмотны. Осенью 1859 года писатель Лев Николаевич Толстой открыл в принадлежавшей ему Ясной Поляне школу для крестьянских детей. Он объявил, что школа бесплатная и что телесных наказаний (розог) в ней не будет.

Сперва крестьяне пожимали плечами: где ж это видано, чтоб бесплатно учить, и будет ли прок, если не посечь озорного да ленивого. Но скоро все увидели, что школа в Ясной Поляне не похожа, ни на какую другую – ни на убогие училища, ни на тягостные, с зубрёжкой, ругательствами и побоями уроки грамоты у сельского попа, дьячка или отставного солдата. Слайд 6.

Учитель показывает репродукцию картины Б. М. Кустодиева (1878 – 1927) «Школа в московской Руси» (1912).

Дети. В толстовской школе ребята учились читать, писать, считать, были у них занятия по русской истории, естествознанию, по рисованию и пению. Но главное – школа не отпугивала ребят от учения, они чувствовали себя в ней свободно и весело.

В классе ученики рассаживались, кто, где хотел: на лавках, на столах, на подоконнике, на полу. Каждый спрашивал учителя обо всём, о чём ни пожелает, разговаривал с ним, советовался с соседями, заглядывал к ним в тетрадки. Уроки превращались в общую беседу, а часто в игру. Слайд 7.

Учитель показывает репродукцию картины Н. П. Богданова – Бельского «Устный счёт. В народной школе С. А. Рачинского» (1895).

Дети. На дом уроков не задавали. Толстой знал, что в тесной, тёмной избе его ученики не сумеют их выполнить. К тому же деревенские дети много помогали родителям по хозяйству.

На переменах и после занятий Толстой рассказывал ребятам что-нибудь интересное, показывал им гимнастические упражнения, боролся с ними, бегал наперегонки, летом ходил на речку или в лес, зимой катался на санках с гор. Слайд 8.

Учитель. В то время книг для детей было мало, и вот известный всему миру писатель пишет для детей «Азбуку». Вышла она в 1872 г. В «Азбуке» Толстой использовал лучшие из сказок, басен, былин, пословиц, поговорок. Через три года появилось второе издание под названием «Новая азбука». Слайд 9. Несколько позже были изданы четыре тома «Русских книг для чтения». Слайд 10. Всего Львом Николаевичем Толстым написано для детей 629 произведений различных жанров. Это рассказы, сказки, были, очерки, басни и др.

Дома вы, ребята, проделали большую работу. Вы познакомились с произведениями Л. Н. Толстого. Для того чтобы попробовать подобрать такие произведения которые по вашему мнению могут войти в «Азбуку» Льва Толстого. Каждая группа готовила произведения одного жанра. И вы готовы познакомить нас с ними. Пожалуйста, слово первой группе.

Первая группа: «Новая азбука» учитывала возрастные особенности детей. Сначала шли небольшие рассказы всего в несколько строк. «Новая азбука» обучала родному языку, развивала художественный вкус, знакомила с бытом людей, жизнью природы.

Дети читают рассказы «Спала кошка на крыше», «Таня знала буквы», «У Груши не было куклы».

Вторая группа: Все учебные книги Толстого отличаются хорошо подобранным материалом для чтения.

Возьмём, например, книгу рассказов «Скучен день до вечера, коли делать нечего». Рассказы эти необычны, они написаны на русские пословицы, в каждом в образной форме раскрывается смысл той или иной пословицы.

Дети читают рассказы «Скучен день до вечера, коли делать нечего», «И пчела не на себя работает», «На сердитых воду возят».

- Лев Николаевич Толстой сочинял и загадки. Сейчас мы проведём конкурс загадок.

1. Маленький Ерофейка

Подпоясан коротенько,

По полу скок,

По лавкам скок-скок –

И сел в уголок.

(Веник).

Без ног, без рук.

Рубашки просит.

(Подушка).

На дворе горой,

А в избе водой.

(Снег).

Летит зверёк

Через божий домок,

Летит, говорит:

«Моя сила горит…»

(Пчела).

Лежит – ниже кота,

Встанет – выше коня.

(Дуга).

Скручен, связан,

По избе пляшет.

(Веник).

Один льёт,

Другой пьёт,

Третий растёт.

(Дождь, земля, трава).

Физкультминутка: Инсценировка заклички.

Третья группа: Толстой широко использовал всем понятный и доступный жанр басни. В них через иносказание, ненавязчиво, деликатно преподносят любое назидание, сложную мораль. Басни Льва Николаевича воспитывают трудолюбие, честность, смелость, доброту. Писатель добивается, чтобы мораль в его баснях была понятной детям, живой и конкретной. Басни Толстого описывают реальные условия жизни в крестьянской семье, заставляют задуматься над отношением к старшим и беспомощным.

Ученики рассказывают наизусть басни «Муравей и голубка», «Два товарища», «Старый дед и внучек».

Четвёртая группа: Значительное место в учебных книгах Льва Николаевича Толстого занимают сказки – русские, зарубежные, литературные. Угадайте, из какой сказки эти строки:

«В домике было две комнаты: одна столовая, другая спальня. Девочка вошла в столовую и увидела на столе три чашки с похлёбкой. Первая чашка, очень большая, была Михайлы Ивановича; вторая чашка, поменьше, была Настасьи Петровны; третья, синенькая, чашечка была Мишуткина. Подле каждой чашки лежала ложка: большая, средняя и маленькая».

Дети. Из сказки «Три медведя».

Учитель. В сказке «Три медведя» писатель изобразил русскую девочку – храбрую, любопытную и шаловливую.

Дети. Сказки, созданные писателем, часто имеют научно-познавательный характер. Одушевление предметов, волшебно-сказочная форма помогают усваивать географические понятия.

Ученик рассказывает сказку «Шат и Дон».

Инсценировка сказки «Лиса и тетерев».

Физкультминутка: Игра «Здравствуй, Дедушка Мазай».

Пятая группа: Учитель. Лев Толстой терпеливо перерабатывал свои произведения для учебных книг. Его сын вспоминал: «Он в то время составлял «Азбуку» и на нас – своих детях – проверял её. Он рассказывал и заставлял нас излагать эти рассказы своими словами».

Писатель стремился дать детям доступные им сведения о законах природы, советовал, как практически использовать эти законы в быту и хозяйстве.

Писатель учит всматриваться в явления природы, изображает их поэтически, используя меткие сравнения. Таков, например, рассказ «Какая бывает роса на траве».

Ученик читает рассказ «Какая бывает роса на траве».

Дети. Особенной поэтичностью отличаются рассказы Льва Николаевича о животных. Писатель учит детей дружбе и преданности на примерах из жизни животных, знакомит с повадками животных и птиц, очеловечивает их, наделяет индивидуальными чертами характера.

Ученик читает рассказ «Хотела галка пить…».

Дети. Считая детство важным периодом жизни, Толстой много внимания уделяет образам детей. Он отмечает их впечатлительность, отзывчивость, трудолюбие.

Ученик читает рассказ «У бабки была внучка…».

Дети. Крестьянские дети показаны в родной для них среде, на фоне деревенской жизни, крестьянского быта. Более того, деревня, её жизнь передаются часто так, что мы видим их глазами ребят.

Дети. Рассказы Толстого, посвящённые детям, ярко подмечают поведение детей.

Ученики пересказывают рассказы «Косточка», «Правду сказал».

Учитель. Ещё, ребята, Лев Николаевич Толстой собирал пословицы. Давайте попробуем их составить.

1. Терпенье и труд всё перетрут.

2. Слово не воробей – вылетит, не поймаешь.

3. Работай до поту, так и поешь в охоту.

4. Нет друга, так ищи, а найдёшь – береги.

5. Труд человека кормит, а лень портит.

6. Все за одного, один за всех.


- Как вы понимаете эти пословицы?

4. Заключение.

Учитель. С произведениями какой книги Льва Николаевича Толстого мы познакомились?

(С «Азбукой»).


- Для чего писатель создал эту книгу?

(Чтобы по ней учились читать дети).


- Кого и где Толстой обучал?

(Крестьянских детей в своей усадьбе «Ясная поляна»).


- Чем его школа отличалась от других школ того времени?

(Детей там не били).


- Произведения, каких жанров встречаются в «Азбуке»?

(Рассказы, басни, сказки, пословицы, были).

- Молодцы! Вы хорошо запомнили всё, что мы здесь рассказали. Произведения Толстого – это образец того, как нужно писать для детей.

Лев Николаевич Толстой внёс значительный вклад в развитие детской литературы, рассказы Толстого выходят почти на всех языках. Слайд 11. «Азбука» Льва Толстого – это источник народной мудрости, это поистине азбука жизни. Слайд 12.

Давайте соберём подобранные вами произведения вместе по жанрам. Создадим «Азбуку» Льва Толстого сами.

Собираем «Азбуку» Льва Толстого.


- Ребята, а где мы можем использовать собранную книгу?

5. Рефлексия.

На этом мы заканчиваем работу «Литературной гостиной».

А вас, ребята, я попрошу показать, с каким настроением вы заканчиваете занятие?
перейти в каталог файлов


связь с админом