Главная страница
qrcode

Анализ деятельности ГМО за 2014-15 уч.г.. Внеклассное мероприятие 3-4 классы Одежда наших. Одежда наших предков (урок в музее)


Скачать 22.42 Kb.
НазваниеОдежда наших предков (урок в музее)
Родительский файлvneklassnoe meroprijatie 3-4 klassy odezhda nashik.rar
АнкорАнализ деятельности ГМО за 2014-15 уч.г
Дата05.02.2015
Размер22.42 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаВнеклассное мероприятие 3-4 классы Одежда наших
ТипРассказ
#55118
Каталогdocs/GMO

С этим файлом связано 54 файл(ов). Среди них: vystavka_prikladnykh_rabot_uchashhikhsja_moau_sosh.rar, vneklassnoe_meroprijatie_turnir_vesjolye_kraski-uc.docx, vneklassnoe_meroprijatie_3-4_klassy_odezhda_nashik.rar, trebovanija_k_sovremennomu_uroku_izo_v_uslovijakh_.doc, testy_po_muzyke-uchitel_muzyki_terekhova_i.v-moau_.rar, sposoby_sovershenstvovanija_analiticheskoj_kultury.docx, sovremennyj_urok_tekhnologii_v_svete_vnedrenija_fg.rar, sovremennye_obrazovatelnye_tekhnologii_na_urokakh_.docx, socialnoe_partnerstvo.docx, sistema_raboty_zavalishinoj_n.n-uchitelja_russkogo.doc и ещё 44 файл(а).
Показать все связанные файлы

Внеклассное мероприятие для учащихся 3- 4 классов

Тема: «Одежда наших предков» (урок в музее)

Цели: закрепить понятия «исторические источники», «крестьянин», «ремесленник»; сформировать понятие о домотканой одежде, об элементах одежды; развивать эстетический вкус, творческие способности, воспитывать аккуратность, скромность в одежде, понимание функционального назначения повседневной и праздничной одежды.

Оборудование: музейные экспонаты

Ход урока

Слайд 1.

1 Орг.момент.

Ой вы гости- молодцы

Длиннополые купцы

И бояре, и дворяне,

Горожане и крестьяне!

Кто в сорочках и штанах,

Кто в коротких зипунах.

И такие франты были:

Длинный охабень носили,

Рукавами до земли

Пыль по улице мели.

А зимой в мороз в Москве

Надевали шубу-две.

А боярыня бывало,

По три шубы надевала.

Любят в праздники рядиться

Наши русские девицы:

Ожерелья, серьги, бусы,

Ленты в косах до земли.

Подходим к сундуку

-Что это такое? (ответы детей)

Слайд 2.

-Сундук - большой ящик с откидной крышкой и с замком, для хранения вещей и ценностей. А каких вещей, мы узнаем чуть позже.

2.Объявление темы урока.

(на стенде пословицы)

Слайд 3.

*Без веретена пряжки не спрядёшь.

*Кривое веретено не оденет.

*Какова пряха, такова на ней и рубаха.

*Прялка не бог, а рубаху даёт.

- Сегодня на уроке узнаем, какой была одежда сельских жителей, чем отличались одежды богатых горожан и как одевались военные.

3.Введение в тему.

Рассказ учителя.

Слайд 4.

«Наши предки - славяне своими нравами производили выгодное впечатление; в них нет зложелательства, ни коварства, они любят свободу, не выносят ига рабства и повиновения.

Древние историки хвалят славян за гостеприимство к чужакам. Даже с пленниками своими они обращались мягко и человечно.

«Были славяне очень сильными, высокого роста, цвет ни тёмный, ни светлый, а рыжий» - описывают одни. У арабов славяне всегда именуются русыми.

4.Изучение нового материала.

- Зачем человеку нужна одежда? (ответы детей)

- Обобщим всё сказанное:

* Защита от холода и палящего солнца.

*Украшение.

*«От дурного глаза» - как вы это понимаете? (люди были очень суеверны.)

- Что первоначально служило людям одеждой? (шкуры животных, листья и кора деревьев)

- Что появилось у людей для того, чтобы создать одежду?

Загадки .

Хвост тащу, сама иду, петли рядышком кладу. (иголка)

Слайд 5.

Показываю старинную иголку.

Рассказ учителя

Появились костяные иголки, и шкуры начали кроить и сшивать (нитками были жилы животных и волокна растений). Одежда стала удобной, но по -прежнему оставалась очень грубой.

Постепенно люди научились плетению, прядению и ткачеству - шкуры сменились тканями. Теперь уже можно было говорить о красоте одежды.

Одежда может многое рассказать о человеке - нужно только уметь понимать, что она рассказывает.

- Какой была одежда сельских жителей? (ответы детей)

Поздняя осень и зима давали время для домашних хлопот. Рано утро, ещё затемно, хозяйка уже на ногах. Надо скотину напоить и накормить, воды наносить и печь растопить. Долгими зимними вечерами женщины пряли шерсть и лён. Ткали из нитей грубое домотканое сукно и холст. Холст делали из льна и конопли.

Слайд 6.

Показ старинных тканей.

А цветную материю получали так: смешивали в разных пропорциях зверобой, васильки, чернику, берёзовый лист, в этих смесях кипятили ткань и получали разные оттенки.

Подходим к стендам с изображениями русской одежды (сарафан, рубаха женская, рубаха мужская, штаны, косоворотки, головные уборы и т. д .)

Слайд 7.

Наиболее известной одеждой у женщин на Руси был сарафан. Это длинное безрукавное платье, чаще всего на лямочках. Все сарафаны были скроены так хитро, что про женщину нельзя было сказать, худая она или полная. Любая женщина в сарафане казалась стройной и гибкой.

Слайд 8.

Сарафан обязательно надевали на рубаху. Её сшивали из двух больших полотнищ. У женщин рубаха спадала мягкими складками до пят. Таких рубашек надевали, особенно в зимнее время, по несколько штук и подпоясывали их длинными поясами. Женские пояса представляли собой тканую или плетёную тесьму.

Мужскую одежду и богатых и бедных составляли рубаха и штаны. Мужчины носили рубашки до колен «навыпуск» , не заправляя в штаны. Люди победнее носили простую холщовую рубаху, а кто побогаче-шёлковую. Рубашки, как мужские так и женские, украшали вышивкой.

- Мужчины носили длинные, свободные рубахи. Как они называются? Почему? (косоворотки) Слайд 9.

Рубахи подвязывались поясами. На Руси пояс был самой нужной деталью любого костюма.

- Как вы думаете, почему? (ответы детей)

Также мужчины носили чёрного цвета или в полоску порты (штаны-брюки).

Слайд 10.

Обувь простого народа - лапти из древесной коры.

Показываю лапти. Можно потрогать и примерить.

Обувь людей с достатком - сапоги, чёботы, башмаки.

- Что объединяет женские праздничные одежды и головные уборы?

(они украшались орнаментом) Слайд 11.

Рассматриваем на стендах.

- Женские и мужские одежды украшали вышивкой на вороте, рукавах и подоле, так как считали, что вышивка – «оберег», она предохраняет и оберегает от злых сил.

Уже с шести лет девочки учились прясть, вязать, вышивать.

Подходим к прялке, веретену. Рассматривают. Учитель объясняет как на них работали. ) Слайд 12.

Они готовили себе приданое. Девушка-рукодельница пользовалась уважением в деревне. Она была первой помощницей матери. Ведь хозяйке дома надо наткать холста на всю семью, сшить на всех одежду.

Натканные полотенца летом расстилали по склонам горок: солнышко высушивало и выбеливало полотно. Становилось оно белее снега. Из отбеленного полотна и холста шили одежду.

За заботами быстро проходила длинная зима. И вновь подступали весенние хлопоты и непрерывная крестьянская работа. Слайд 13.

- Объясните пословицу: «Какова пряха, такова на ней рубаха».

(Чем лучше работница, тем лучше на ней и её родственниках вещи.)

- Теперь вы можете представить, сколько сил и труда уходило на то, чтобы сшить простую домотканую рубаху. Как же она в итоге выглядела? Помните, какая одежда была у женщин? (Сорочки, рубахи.) Слайд 14.

Вечерами зажигала славянка лучину, брала иголку, разноцветные клубни ниток, которые сама напряла и покрасила, и начинала вышивать. Женщина старательно покрывала узором ворот, разрезы, оплечья, манжеты и подол рубахи. Она вышивала круги – символ солнца, квадраты – символ земной силы, дерево – источник жизни, волнистая линия – вода, косые линии – дожди, точки – семена. Рождающиеся из крестиков и стежков орнамент-оберег должен был защитить владельца рубахи от злых сил и призвать на помощь силы добра.

Показ рушников, постельного белья с вышивкой. Слайд 15.

Большое значение придавалось поясу. Находиться без него считалось неприличным. Неслучайно, если человек вел себя развязно, про него говорили и до сих пор говорят, что он распоясался.

На пояс подвешивали необходимые предметы – кошель, расческу, ключ и другое.

Славяне одежду берегли и передавали по наследству.

У всех народов национальная одежда делится на повседневную и праздничную. Так, праздничную одежду всегда хранили в сундуках (подошли к сундуку), надевали по большим праздникам. Эта одежда была нарядная, с красочными узорами. Она передавалась по наследству от матери дочке, от отца к сыну.

Одежда людей, живущих в разных областях России, отличалась друг от друга по форме, цвету, орнаменту.

Но основу любого костюма составляла белая рубаха, которую носили и женщины, и мужчины.

Северные женщины носили комплекты, состоящие из блузки. И длинного платья без рукавов.

-Скажите как называется эта одежда? (ответы детей)

Это сарафанный комплект. А так как на севере погода капризная, прохладная, то женщины надевали поверх сарафана маленький сарафанчик на лямочках - душегрейку. Слайд 16.

Часто сарафаны подвязывали кушаками (поясами) или надевали красные передники (фартуки) Слайд 17.

- Какая одежда и обувь говорила о богатстве и знатности горожанина?

Богатые носили длинные одежды из привозных цветных тканей - сукна, атласа, парчи, бархата. Шубы и шапки им шили из дорогих мехов бобра, соболя, куницы. Одежду украшали золотым шитьём, бисером, жемчугом, драгоценными камнями. Женщины носили на голове богато украшенные кокошники. При раскопках старинных городов археологи находят женские и мужские украшения из серебра, золота, кости, драгоценных камней: это бусы, перстни, серьги, браслеты, пряжки, пуговицы. Слайд 18.

Царь и бояре носили богатые шапки. Одевались в старину тепло и ходили в шапках даже во дворцах, потому что было трудно отапливать дровами большие помещения. В XVIII веке вместо шапок дворяне в помещениях носили на голове парики с завитыми и напудренными волосами.

Слайд 19.

-Что такое валенки? (Самодельная обувь, валяная из шерсти).

-Что такое лапти? Из чего их делали? (Лапти плели из лыка, из веревки, из бересты. Надевали их на онучи из холстины, из меха).

Рассматриваем лапти.

Шили и кожаные тапки с одним швом на носке или на пятке. Обувь из липы считалась признаком бедности. Выражение «гору лыковое» говорило о крайней бедности человека. Выражение «не лыком шит» означало, что человек состоятельный, не «простак».

Лыко – волокнистое подкорье дерева. Особенно мягкое лыко у липы. Из липы плелись коробки, лапти, кошели.

Слайд 20.

Физкультминутка

Мелкие шажки – раз, два, три,

Легкие прыжки – раз, два, три,

Вот и вся зарядка – раз два, три,

Мягкая посадка – раз, два, три.

-Как одевались военные? (ответы детей)

Слайд 21.

- Почему необходима военная форма? (ответы детей)

(Отличать своих воинов от чужих, отличать род войск, звания военных).

VI. Закрепление изученного материала.

- Какие понятия обозначают орудия труда ткача? (Прялка, веретено).

- Покажи их.

- Почему одежды назывались домотканые? (Ткали дома.)

- Как определяли трудолюбие девушки? (По количеству ткани, вытканной ею.)

Одежда наших предков была удобной, чистой, красивой, соответствовала времени года. Что через одежду воспитывались и передавались из поколения в поколение нравственные принципы, обычаи, традиции народа. С детства прививали детям правила хорошего тона и воспитывали бережное отношение к одежде, труду старших. С детства учили всем премудростям жизни и умениям.

- Славяне носили (выберите правильный ответ):

1)Камзол. 2)Лапти. 3)Рубаху. 4)Меховую шапку. 5) Спортивный костюм. (2,3,4)

VII. Итог урока.

- Что сохранилось в одежде до наших дней? Что изменилось?

- Какие коллекции тканей появились? (рассматривают коллекции тканей)

- Рассмотрите свои рубашки, платья, костюмы. Подумайте, из какого материала они сделаны? (ответы детей)

-Как трудились над ними? (ответы детей)

Домашнее задание:

Придумать и нарисовать узоры для одежды с использованием старинных символов земли, воды, солнца, луны, растений, животных.
перейти в каталог файлов


связь с админом