Главная страница
qrcode

Введение глава теоретико-методологические подходы к формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности


НазваниеВведение глава теоретико-методологические подходы к формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности
Дата02.10.2019
Размер83 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаВведение.doc
ТипДокументы
#65474
Каталог

С этим файлом связано 858 файл(ов). Среди них: ОБНОВЛЕННЫЙ График ДКР_18-26 октября.doc, 1201360.ppt, -a-karl-raymund-popper.ppt, артикуляционная гимнастика.docx, 00108a0d-fb2c9e74.docx, ЗПР 8 класс русский.docx, Новый документ в формате RTF.rtf, Генезис рекламы как особого вида массового искусства.doc, Что такое преемственность.docx, Природа моей Удмуртии.pptx и ещё 848 файл(а).
Показать все связанные файлы

Введение

ГЛАВА 1. Теоретико-методологические подходы к формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности
Сущность и специфика формирования коммуникативных навыков дошкольников в процессе театрализованной деятельности
  • Модель формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности
    ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности

    2.1.Изучение сформированности коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста

    2.2.Организационно-педагогические условия формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности

    Заключение

    Список литературы

    Приложение



    Маленький ребенок становится человеком только в общении со взрослыми и сверстниками. Через общение он проходит инкультурацию и социализацию, становится представителем своего народа и культуры, а также учится соотносить свое поведение с действиями других людей, образуя вместе с ними единый общественный организм-социум. В процессах социально-культурного взаимодействия приобретают свою устойчивую форму нормы, ценности и институты той или иной культуры. Именно общение во всех своих формах, видах, типах наиболее полно раскрывает специфику человеческого общества.

    Актуальность формирования коммуникативных навыков дошкольников на педагогическом уровне определяется социальным заказом общества - формированием социально развитой личности ребенка. Достаточный уровень сформированности коммуникативных навыков, являясь одной из необходимых составляющих готовности ребенка к обучению, обеспечивает ему возможность успешного освоения школьной программы.

    Одной из важных исследовательских задач остается разработка средств формирования коммуникативных навыков, что связано с разработкой и внедрением эффективных технологий, при которых ребенок способен познать мир в тех формах деятельности, которые ему близки, доступны и способствуют продвижению в развитии. Причем решающее значение должно придаваться деятельности, в которой ребенок сможет полно раскрыть свои возможности и наиболее эффективно усвоить социально-культурный опыт.

    Коммуникативная сфера детей рассматривается в общем контексте его социализации с учетом особенностей выстраивания межличностных взаимоотношений, со сверстниками, а также со взрослыми (О.М. Дьяченко, Е.Е. Кравцова, М.И. Лисина, Т.А. Репина и др.).

    Театрализованная игра - деятельность необыкновенно эмоционально насыщенная, что делает ее привлекательной для детей и приносящей ребенку радость. Будучи по своему характеру синкретической деятельностью, театрализованная игра наиболее достаточно полно охватывает личность ребенка и отвечает специфике развития его психических процессов. Все это говорит об ее широком развивающем потенциале, который позволяет использовать театрализованную деятельность в образовательном и воспитательном процессе.

    Использование театрализованной деятельности в формировании коммуникативных навыков дошкольников является, на наш взгляд, одним из решений этой проблемы.


    В философских работах М.С.Кагана, В.М.Соковнина раскрывается природа общения, в трудах А.В.Резаева - парадигмы общения, И.А.Ильяевой, Е.П.Савруцкой, М.А.Чернышевой - культура общения, Ю.Д.Прилюка - проблема общения в историческом процессе и его значение для развития личности (Е.Г.Злобина), Т.М.Дридзе - общение как образ жизни, Б.А.Родионов - общение как процесс социального взаимодействия; этико- психологические основы общения (В.И. Бакштановский, Ю.В. Согомонов, В.А. Чурилов); в трудах Н.К.Иконниковой, В.П.Конецкой, А.В.Соколова, В.В.Сильвестрова - способы общения и деятельности через системный анализ социальной коммуникации.

    Отечественная психология изучает социальные проблемы общения (Г.М.Андреева, Л.П. Буева, А.А.Леонтьев,), исследует возможности общения для развития личности (Б.Г.Ананьев, А.А.Бодалев, И.С.Кон, А.А.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, В.Н.Мясищев и др.) В педагогике общение изучается, с одной стороны, как составная часть воспитательного процесса (А.В.Мудрик), с другой стороны, как характеристика профессиональной культуры педагога (И.И.Зарецкая, В.А.Кан-Калик, Л.А.Петровская, В.А.Сластенин, Г.С. Трофимова). Немногочисленную группу источников составили исследования по основам теории коммуникации (Р.Ф.Абдеев, Л.М.Землянова, Г.Г.Почепцов, А.И.Ракитов), межкультурной коммуникации (Т.Г.Грушевицкая, А.Б.Зверинцев, В.В.Знаков, П.Когделл, В.Д.Попков, A.B. Соколов, К.Ситарам, А.П.Садохин), в которых внимание сосредоточено на проблемах взаимоотношений культуры и коммуникации, культуры и поведения, этики и культуры (В.К.Белолипецкий, Г.Г.Воробьев, Л.Г.Павлова).

    Проблема формирования коммуникативной составляющей готовности к школе рассматривалась многими зарубежными и российскими учеными, среди которых выделяются труды Л.Ф. Берцфаи, Л.И. Божович, JI.A. Венгера, Г. Витцлака, В.Т. Горецкого, В.В. Давыдова, A.B. Запорожца, Е.Е. Кравцовой, Н.И. Непомнящей, Н.В. Нижегородцевой, Т.В. Пуртовой и др.

    Большое значение для данного исследования имеют труды в области теории социально-культурной деятельности М.А.Ариарского, Т.И.Баклановой, Г.М.Бирженюка, Е.И.Григорьевой, М.И.Долженковой, Д.Жаркова, А.С.Запесоцкого, С.Н.Иконниковой, Т.Г.Киселевой, Ю. Д.Красильникова, Е.В.Литовкина, А.П.Маркова, Е.Г. Нефедовой, Н.Орлова, Г.А.Романовой, Ю.А.Стрельцова, В.Я.Суртаева, В.Е.Триодина, Н.Н.Ярошенко и др.

    Таким образом, авторы с разных позиций рассматривали различные аспекты изучаемой проблемы, но, несмотря на имеющиеся достижения, проблема разработки средств формирования коммуникативных навыков дошкольников остается на сегодняшний день далекой от своего завершения.

    Исследование проблемы формирования коммуникативных навыков у дошкольников позволило нам выявитьсоциальным заказом общества на выполнение образованием функций, связанных с формированием коммуникативно-развитой личности дошкольника, способной к полному взаимодействию с окружающим, с одной стороны, и недостаточными возможностями образовательных структур к их реализации в дошкольном образовательном учреждении, с другой;
  • потенциальными возможностями театрализованной деятельности в формировании коммуникативных навыков дошкольников и недостаточным использованием ее возможностей в решении данной проблемы;
  • наличием несистематизированного практического опыта по формированию коммуникативных навыков дошкольников в театрализованной деятельности и отсутствием теоретических оснований построения педагогического процесса.
    Выявленные противоречия помогли обозначить


    Задачи исследования:
    Раскрыть сущность и обосновать специфику формирования коммуникативных навыков дошкольников средствами театрализованной деятельности.
  • Выявить организационно-педагогические условия эффективного формирования коммуникативных навыков дошкольников средствами театрализованной деятельности.
  • Разработать и экспериментально апробировать модель формирования коммуникативных навыков дошкольников на основе использования средств театрализованной деятельности.
  • Подобрать методики и с их помощью изучить сформированность коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста.
  • Разработать и апробировать педагогическую программу по формированию коммуникативных навыков дошкольников средствами театрализованной деятельности.
    В основу исследования была положена
    - организации предметно-развивающей среды в ДОУ, выступающей в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности, что будет способствовать формированию коммуникативных навыков;
    создания единого ценностно-смыслового сотрудничества педагогов и родителей на основе понимания сущности проблемы, форм и методов эффективного формирования коммуникативных навыков дошкольников в театрализованной деятельности;
  • создания коммуникативно-диалоговой основы взаимоотношений дошкольников со взрослыми и сверстниками как аспекта нравственного развития ребенка и становления личности ребенка-дошкольника при регулярной включенности в театрализованную деятельность.
  • осуществления систематизации средств и методов театрализованной деятельности, распределение их в соответствии с психолого- педагогическими особенностями детей.

    Теоретико-психологическую базу диссертационного исследования составили работы представителей отечественных психологических школ (Л.И.Анцыферова, Е.А.Климов, И.С.Кон, В.С.Мерлин, А.В.Петровский, С.Л.Рубинштейн, Е.В.Шорохова и др.); ученых, развивающих психолого- педагогическое направление педагогики (И.П. Иванов, И.А.Колесникова, Г.С.Сухобская, Л.С. Шишкина и др.).

    Анализ социальной сущности общения и его роли в развитии личности представлен в работах Л.П.Буевой, А.Ю.Борисова, И.А.Ильяевой, М.С.Кагана, Ю.Д.Прилюка, А.В.Резаева, В.М.Соковнина, культурологическую значимость достижения высокой духовной культуры раскрывает И.М.Орешников, Э.В.Соколов и др.

    В определении концептуальных основ исследования мы опирались на базовые положения:
    этических теорий социальной педагогики (Г.Коген, П.Наторп, Р. Штаммлер, К.Форлендер, Л.Нельсон и др.);
  • теории отношений (В.М.Бехтерев, А.А.Бодалев, A.A. Леонтьев, Б.Ф.Ломов, В.Н.Мясищев, К.Р.Роджерс, С.Л.Рубинштейн и др.); теории экзистенциальных отношений (Г.С.Батищев, М.М.Бахтин, К.Ясперс и др.);
  • этические теории деятельности (М.М.Бахтин, Л.И.Божович. М.К. Мамардашвили, С.Л.Рубинштейн, К.Д.Ушинский, Б.Д.Эльконин и др.);
  • теории коммуникативной лингвистики (Н.Д.Арутюнова, Ван Дейк, И.А. Зимняя, Е.В.Клюев, Р.Мэй, Дж.Остин, Дж.Серль, A.A. Потебня и др.);
  • диалогические концепции (Л.М.Баткин, М.М.Бахтин, В.С.Библер, М.Бубер, М.С.Каган, М.В.Каминская, А.Г. Ковалев, А.Ф.Лосев, Н.О.Лосский, Ю.М.Лотман, Т.К.Мухина, С.Л.Франк, А.У.ХараиГи др.);
  • теории потребностей (А.Маслоу, Л.В.Жучкова, Н.Н.Кузьминская, С.Л.Рубинштейн и др.);
  • теоретические положения, в которых обоснована человекотворческая роль культурно-образовательной среды (Г.А.Бордовский, А.А.Вербицкий, В.Г.Воронцова, Б.С.Гершунский, В.С.Леднев Т.С.Назарова, Н.В.Чекалева, В.А.Юрасов и др.);
  • идеи единства и взаимообусловленности развития человеческой деятельности и сознания, взаимосвязанного развития личности и общества, активной роли личности в процессе социального и индивидуального развития, обоснованные в трудах Л.И.Божович, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, А.Маслоу, К.Роджерса, СЛ.Рубинштейна и др.;
  • исследования, вскрывающие роль социальной среды в развитии личности (В.Г.Бочарова, Б.З.Вульфов, Л.Ю.Сироткин) и др.
    Методы исследованиятеоретический анализ философской, социологической, культурологической, педагогической, психологической литературы;
  • психолого-педагогическое обследование; констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты; математическая обработка данных.

    В исследовании приняло участие 136 человек: 60 детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет), 60 родителей (законных представителей), 16 педагогов.






    -уточнено содержание понятия «формирование коммуникативных навыков дошкольников средствами театрализованной деятельности», под которым понимается усвоение знаний и норм взаимосвязей ребенка с другими людьми, воспитание чувства взаимоуважения, взаимодоверия; обучение искусству общения в различных формах и ситуациях в воображаемых, соответствующих роли, сюжету и реальных ситуациях;

    - раскрыта педагогическая специфика формирования коммуникативных навыков дошкольников средствами театрализованной деятельности, которая определяется необходимостью создания особой культуротворческой и образовательной среды, где ребенок использует различные символические средства (мимики, пантомимы, пластики, речи, пения и т.п.) в различных сферах познания, передачи и воспроизведения информации, реализуемые в межличностных отношениях, повышающих степень социальной компетентности ребенка в процессе взаимодействия с окружающим;

    - обоснован комплекс организационно-педагогических условий формирования коммуникативных навыков дошкольников средствами театрализованной деятельности, включающий: организацию предметно- развивающей среды в ДОУ; создание единого ценностно-смыслового сотрудничества педагогов и родителей; создание коммуникативно- диалоговой основы взаимоотношений дошкольников со взрослыми и сверстниками при регулярной включенности в театрализованную деятельность; осуществление систематизации средств и методов театрализованной деятельности, распределение их в соответствии с психолого-педагогическими особенностями детей по формированию коммуникативности;
    разработана педагогическая модель формирования коммуникативных навыков у дошкольников средствами театрализованной деятельности, способствующая реализации методов, приемов, средств, принципов, форм и этапов организации процесса с целью развития не только психических функций личности ребенка, творческий потенциал, но и общечеловеческую способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области, помогают адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным;
    - разработанная педагогическая программа «Ступеньки творчества», направленная на формирование коммуникативных навыков дошкольников в процессе использования средств театрализованной деятельности способствует самопознанию и самовыражению личности; создает условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности.


    Выявленные сущностная характеристика и специфика формирования коммуникативных навыков дошкольников средствами театрализованной деятельности дополняют теорию социально-культурной деятельности конкретизированной информацией о возможностях театрализованной деятельности, что позволяет проводить целенаправленное воспитание подрастающего поколения.

    Разработанная педагогическая модель формирования

    коммуникативных навыков у дошкольников средствами театрализованной деятельности, представляющая собой совокупность взаимосвязанных компонентов, позволяет эффективно организовать педагогическую работу, результатом которой будет повышение уровня сформированности коммуникативных навыков дошкольников.

    Подробно рассмотрены виды педагогического сопровождения, способствующие формированию коммуникативных навыков дошкольников средствами театрализованной деятельности.


    Результаты проведенного исследования позволяют сделать научно- обоснованные выводы и рекомендации по организации процесса формирования коммуникативных навыков дошкольников в театрализованной деятельности.

    Разработанная авторская педагогическая программа «Ступеньки творчества», направленная на формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности может послужить основой для разработки образовательных программ для дошкольников. Материалы диссертационного исследования могут использоваться: в работе центров по организации детского досуга; при разработке педагогических систем и образовательных программ по организации социально-культурной деятельности детей на федеральном и региональном уровнях; в системе переподготовки и повышения квалификации кадров сферы образования и культуры.


    На защиту выносятся следующие положения:

    Формирование коммуникативных навыков у дошкольников представляет собой крайне актуальную проблему, поскольку представляет собой один из компонентов психологической готовности к обучению в школе - коммуникативный.
  • Сущность формирования коммуникативных навыков дошкольников средствами театрализованной деятельности представляет собой педагогический процесс, в котором организованно, постепенно и непрерывно в воображаемых, соответствующих роли, сюжету и реальных ситуациях, осуществляется усвоение знаний и норм взаимосвязей ребенка с другими людьми, формирование умения воспринимать и обмениваться информацией, устанавливать и поддерживать контакты со взрослыми и сверстниками; формируется адекватная оценочная деятельность, направленная на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
  • Специфика формирования коммуникативных навыков дошкольников средствами театрализованной деятельности заключается в том, что в процессе театрализованной деятельности ребенок использует различные символические средства (мимики, пантомимы, пластики, речи, пения и т.п.) в различных сферах познания, передачи и воспроизведения информации, реализуемые в межличностных отношениях, повышающих степень социальной компетентности ребенка в процессе взаимодействия с окружающим.
  • Формирование коммуникативных навыков дошкольников средствами театрализованной деятельности происходит при следующих организационно-педагогических условиях:
    организация предметно-развивающей среды в ДОУ, выступающей в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности, что будет способствовать формированию коммуникативных навыков;
  • создание единого ценностно-смыслового сотрудничества педагогов и родителей на основе понимания сущности проблемы, форм и методов эффективного формирования коммуникативных навыков дошкольников средствами театрализованной деятельности;
  • создание коммуникативно-диалоговой основы взаимоотношений дошкольников со взрослыми и сверстниками как аспекта нравственного развития ребенка и становления личности ребенка-дошкольника при регулярной включенности в театрализованную деятельность.
  • осуществление систематизации средств и методов театрализованной деятельности, распределение их в соответствии с психолого- педагогическими особенностями детей по формированию коммуникативности.
      Педагогическая модель формирования коммуникативных навыков у дошкольников средствами театрализованной деятельности,которая включает цель, основополагающие ориентиры, принципы, условия, этапы организации педагогической деятельности, функции, формы, методы, критерии оценки, предполагаемый результат деятельности.
    1. Педагогическая программа «Ступеньки творчества», направленная на формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности, которая направлена на целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов.

  • перейти в каталог файлов


  • связь с админом