Главная страница
qrcode

Урок по ОРКСЭ. Урок по орксэ (модуль осэ) Тема урока Православная молитва Новомосковск 2014г


Скачать 39.82 Kb.
НазваниеУрок по орксэ (модуль осэ) Тема урока Православная молитва Новомосковск 2014г
Дата06.10.2019
Размер39.82 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаУрок по ОРКСЭ.docx
ТипУрок
#65482
Каталог

С этим файлом связано 858 файл(ов). Среди них: ОБНОВЛЕННЫЙ График ДКР_18-26 октября.doc, 1201360.ppt, -a-karl-raymund-popper.ppt, артикуляционная гимнастика.docx, 00108a0d-fb2c9e74.docx, ЗПР 8 класс русский.docx, Новый документ в формате RTF.rtf, Генезис рекламы как особого вида массового искусства.doc, Что такое преемственность.docx, Природа моей Удмуртии.pptx и ещё 848 файл(а).
Показать все связанные файлы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»

Урок по ОРКСЭ (модуль ОСЭ)

Тема урока «Православная молитва»

Новомосковск

2014г

Цель: Формирование духовно-нравственных качеств личности у учащихся 4 класса средствами курса ОРКСЭ по теме «Православная молитва».

Задачи:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; различать виды православных молитв; объяснять значение слов молитвы «Отче наш».

Развивать навык работы с текстом, умение анализировать нравственные проблемы, развивать творческие способности.

Воспитывать способность правильно оценивать себя и поведение других людей.

Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся


I этап. Подготовительный

(подготовка к активной познавательной деятельности)

Задачи этапа:

1.Мобилизация детей к активной деятельности.

2.Актуализация опорных знаний.

3.Формулирование темы урока.
1. Мобилизующая часть урока
-Поговорим?

- О разном и о прочем,

О том, что хорошо,

И хорошо не очень.

Поговорим?

-О том, что знаешь ты,

И то, что мне известно.

Поговорим?

-Нам будет интересно!


Перед вами высказывания, прочитайте их и определите, какие из них выражают позицию человека светской культуры, а какие – верующего православного христианина?

1.Не лги, чтобы тебе не лгали в ответ.

Не лги, потому что всякую ложь видит Бог.

2. «Любите врагов ваших»

Не отвечайте злом на зло.

3. «Не собирайте себе сокровищ на земле, но собирайте себе сокровища на небе».

Если человек болен, никакое богатство не принесёт ему радости.

4. «Поделись улыбкою своей, и она к тебе не раз ещё вернётся».

Душа становится тем богаче, чем больше она отдаёт людям.

5. Не зазнавайся – люди перестанут тебя уважать.

Гордыня – это грех.

6. Не груби, чтобы тебе не ответили грубостью.

Не груби, так как все твои слова слышит Бог.


Разминка «Поговорим?»

-О чем?


-Поговорим.


- Поговорим.

Учащиеся отвечают.

2. Актуализация опорных знаний

- Почему Бога называют Творцом?

Что значит быть православным человеком?

- Православие – правильно славить Бога, молиться (слайд 2)

Слово «славить» обозначает – «говорить слово»

Слово «говорить». Подберите синонимы к этому слову (слайд 3)

-Выберите слова, которые больше всего подходят для обращения к Богу.

Наши предки из всех слов, которые применимы для обозначения обращения к Богу, выбрали слово «молить», «молиться».

-Как вы думаете, почему?

Слово «молиться». Корень «мол» несёт в себе значение «суета, шум, тревога» и образует слово со значением «смущаться, тревожиться, заботиться, хлопотать» (молва, молвить, моление). Корень «молит», образованный от «мол», первоначально означал «умягчать, смягчать», то есть просить смиренно, покорно, усердно (слайд 4)

А к кому мы обращаемся смиренно с просьбой? К тому, кто может нам помочь, потому что имеет больше возможностей, больше власти.

Человек оказывался в трудном положении. Сам справиться с проблемой или бедой не в силах и обращался с просьбой о помощи к другому человеку – властелину, господину, который наделён большими возможностями, полномочиями. Приходил с поклоном, что означало его смирение и умаление себя, как не могущего справиться с данной проблемой Приносил дары, чтобы умилостивить и отблагодарить за помощь. Восхвалял за милосердие, т.е. славил. Вспомните русских князей, ездивших на поклон к ханам во время монголо-татарского ига (слайд 5)

Значит, слово «молиться» включает в себя и «просить», и «благодарить», и «славить». Именно поэтому наши предки для обращения к Богу выбрали такое ёмкое слово «молиться» (слайд 6)

Итак, слово «православие» означает умение правильно славить Бога, т.е. молиться.
-Как вы думаете, как человек общается с Богом?

-Как он это делает?



Учащиеся отвечают.

Выражать, высказывать, излагать, молвить, произносить, рассуждать, утверждать, вещать и т.д.

Просить, славить, благодарить, молить.

Учащиеся отвечают

3. Самостоятельное формулирование темы
-Какова же тема нашего урока?


Учащиеся формулируют тему урока

II этап. Усвоение нового

Задачи этапа:

1. Какие бывают молитвы - организация работы в группах

2. Молитва «Отче наш»

3. Молитва и магия.

4. Обобщение знаний.
1.1-Как вы думаете, что такое молитва?
- Христианская вера на Руси была принята в 10 веке, и с тех пор русские люди считаются православными верующими. День православного человека начинался и заканчивался молитвой. Утренняя молитва совершалась перед завтраком. У П.И. Чайковского есть пьеса, которая так и называется «Утренняя молитва». Послушаем её и потом ответим на вопросы.

- Какие чувства вызвала у вас эта музыка?

- Какой характер произведения?

Мы уже разобрались, что молиться – это значит просить, благодарить и славить. Поэтому и молитвы у православных людей есть трёх видов: просительные, благодарственные и хвалебные.

- Как вы думаете, чем эти молитвы отличаются друг от друга?

А теперь сверим ваши ответы с тем, как об этих трёх молитвах написано в учебнике.
-Давайте послушаем друг друга ( проверка заданий групп; по ходу высказываний групп показываю слайд 8 )

Самая распространённая молитва – это молитва-просьба. Молитва-просьба – это прошение у Бога помощи и разных благ. Чаще всего начинают с житейских благ: здоровья или успеха. Но, мудрея, человек начинает просить у Бога иных, духовных благ. Он просит избавить от трусости, уныния, лени, раздражительности… Это просьба о защите. Есть и просьба о духовных дарах: верующий просит у Бога прибавления ума и любви.

Более редкая молитва – молитва-благодарение. Редкая потому, что люди чаще просят, чем благодарят. Получив желаемое, мы часто забываем поблагодарить. Так и в отношениях людей между собой, и в отношениях людей с Богом.

1.2 Послушайте стихотворение Веры Кушнир «Благодарность»

Благодарю тебя, Творец,

За всё обычное, простое:

За небо звёздное, ночное,

Луны сиянье голубое,

За плеск волны, за солнца луч,

За пенье птиц. За гром из туч,

За дождь обильный, ветер буйный,

За освежающие струи

Воды в палящий летний зной,

За неба полог голубой

И облаков пушистых стаю,

За свежий хлеб и чашку чаю,

Что можем с другом разделить,

За детский смех, что наполняет

Мой дом и душу веселит,

За разум мой, хоть не учёный,

Но ясный, а не помраченный,

Способный истины Твои

Воспринимать с благоговеньем

И силы подкреплять свои,

Питая их Твоим ученьем.

За братьев и сестёр по вере,

Чьих душ распахнутые двери

Всегда готовы приютить

Несчастных, горе их делить

И щедрой мерой помощь мерить.

Благодарю за Дух Святой,

Который в жизни наставляет,

И на колени повергает,

И горько плакать заставляет,

В смиреньи сердца, гордецов.

За матерей и за отцов

Благодарю Отец Небесный,

За то, что душу новой песней

Наполнил в юности моей,

За то, что в милости Своей

Ты бил меня не так уж много,

Жить и в достатке и убого

Чрез испытанья научил,

Всегда во всём мне близок был,

Молитвам немощным внимая,

То обличая, то прощая,

Не покидал, не отходил.

Благодарю за кровь Христову,

Что за меня с креста текла,

За возрожденье к жизни новой,

За новый путь, за путь суровый,

Который, жизни став основой,

К добру ведёт меня от зла.

За всё прими благодаренье,

Ведь мне всего не перечесть,

За всё, что было и что есть,

За все грехи прошу прощенья

И приношу Тебе хваленье

Из уст и сердца славу, честь!

Когда креста нести нет мочи,

Когда тоски не побороть,

Мы к небесам возводим очи,

Творя молитву дни и ночи,

Чтобы помиловал Господь.

Но если вслед за огорченьем

Нам улыбнётся счастье вновь,

Благодарим ли с умиленьем,

От всей души, всем помышленьем

Мы Божью милость и любовь?
- О чём это стихотворение?

- Какие чувства вызывает?

Самая высокая молитва – молитва-славословие. В такой молитве человек просто переживает радость от своей встречи с Богом, ликует. Переходя к славословию, в православных храмах часто поют: «Аллилуйя!» (Слава Богу!). Произнося такую молитву. Человек не думает о своих интересах. Именно бескорыстная радость – самая сильная и чистая. Можно радоваться новой игрушке или вещи. Но есть такие поводы для радости, которые нельзя унести к себе домой. Разве можно унести красивый закат, радугу. Запах свежей зелени после дождя, соловьиную трель?
Есть и ещё один особый вид молитв – покаянные. Это когда человек осознаёт, что не всегда поступает по совести, раскаивается в этом и просит Бога о милости и прощении. (Господи, помилуй!)
Православный человек может молиться в одиночестве и вместе с другими людьми. Он может молиться про себя и вслух, в чтении и в пении. Он может молиться на любом языке, в любом месте и в разных обстоятельствах: как в радости, так и в беде (слайд 9, 10, 11)

1.3. Чтение стихотворения

М. Лермонтова «Молитва» по учебнику.

- Что вы чувствовали, когда читали стихотворение?

- Что означают слова «бремя скатится»?

2. Молитва «Отче наш».

Самая известная молитва христиан «Отче наш». Кто-нибудь знает её?

Обратимся к учебнику. Посмотрите в учебнике на текст молитвы. В ней много незнакомых слов. Давайте их разберем (слайды 12-21)

Разбор и объяснение непонятных слов:

ОТЧЕ- отец

ИЖЕ-который

ЕСИ - ты есть

НА НЕБЕСЕХ - на небесах - это указание на Бога или ангелов

ДАЖДЬ - дай

НАСУЩНЫЙ - необходимый

Почему некоторые слова повторяются? Например, «имя Твое», «царствие Твое», «воля Твоя»? Почему слово «Твое» написано с большой буквы?

. Что значат фразы: «И не введи нас во искушение», «Избави нас от лукавого»? Прочитайте.

Познакомимся со всем текстом молитвы.

Чтение текста молитвы на старославянском языке.

«Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; н не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго».

Все ли понятно в молитве? К какому виду она относится?
3. Молитва и магия – самостоятельная работа по учебнику. Беседа после прочтения.

- Чем отличается молитва от магии?
2.3 Неправильная молитва.

-Мы познакомились с несколько видами молитв, которые оказывают человеку помощь, но ещё есть молитва, которую называют неправильной. Что это за молитва? Это молитва, в которой желают другим людям зла и боли.

Учащиеся отвечают, а затем сравнивают свои ответы с тем, как об этом написано в учебнике – 1-ый абзац.


Учащиеся слушают и делятся впечатлениями о прослушанной музыке.
Музыка возвышенная, светлая, как будто человек ожидает хорошего дня.

Мелодия простая, приятная, спокойный, размеренный ритм.

Работа в группах – чтение по группам о трёх видах молитв с последующими высказываниями.

Учащиеся слушают.

Учащиеся высказывают каждый своё мнение.

Учащиеся самостоятельно читают по учебнику, а затем отвечают на вопросы.


Если кто-то из учеников знает эту молитву наизусть, то читает её.

Учащиеся отвечают.


Учащиеся самостоятельно читают по учебнику 2-ой абзац и затем отвечают на вопросы.

3 этап. Итоговая рефлексия

1.Закрепление полученных знаний.

2.Организация рефлексии собственных действий, их оценивание.
1. Вопросы и задания (учебник)
Ответы учащихся
2.Рефлексия

-Как вы думаете, можно ли прожить без испытаний и трудностей?

- Зачем они посылаются людям?

Ответы учащихся

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»

Урок по теме:

«Осторожно: дети. Законы улиц и дорог»

Подготовила:

Берестнева Татьяна Ивановна

Новомосковск 2014

Цель: Доступно и интересно рассказать о правилах дорожного движения, как правильно вести себя в транспорте, для чего нужен светофор и дорожные знаки.

Задачи:

Понимать учебную задачу.

Развивать навык работы с наглядным материалом, умение анализировать проблемы, возникающие на дороге, развивать творческие способности.

Воспитывать способность правильно оценивать себя и поведение других людей.

Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся


I этап. Подготовительный

(подготовка к активной познавательной деятельности)

Задачи этапа:

1.Мобилизация детей к активной деятельности.

2.Актуализация опорных знаний.

3.Формулирование темы урока.
1. Мобилизующая часть урока
-Поговорим?

- О разном и о прочем,

О том, что хорошо,

И хорошо не очень.

Поговорим?

-О том, что знаешь ты,

И то, что мне известно.

Поговорим?

-Нам будет интересно.
Разминка «Поговорим?»

-О чем?


-Поговорим.


- Поговорим.

2. Актуализация опорных знаний

- Тема нашего занятия такова: «Осторожно: дети!» Как вы думаете, о чём мы сегодня будем разговаривать?

- Послушайте стихотворение «Ты – пешеход».
Громкое званье твоё – пешеход!

Участник движенья дорожного – вот!

Правил немало надобно знать,

Чтоб по дороге безопасно шагать…
Зелёный сигнал светофора? Иди!

Стоят ли машины, ты убедись,

По зебре в полоску смело ступай,

Но и тогда, смотри, не зевай!
- О чём предупреждает вас автор стихотворения?

- Сейчас я загадаю вам загадки, попробуйте их отгадать.
1. Что за чудо – длинный дом!

Пассажиров много в нём.

Носит обувь из резины

И питается бензином (автобус)
2. Спозаранку за окошком

Стук, и звон, и кутерьма.

По прямым стальным дорожкам

Ходят красные дом (трамвай)
3. Я мчусь, держусь за провода

Не заблужусь я никогда (троллейбус)


Учащиеся отвечают.
Читает ученик.

Учащиеся отвечают.


4. Не собака, а с цепью,

Не лошадь, а с седлом (велосипед)
- Как назвать одним словом слова-отгадки?

- Что помогает нам правильно перейти проезжую часть? (работа с плакатами: «Знакомьтесь – транспорт», «Наш помощник – светофор», «Дорожные знаки»

Учащиеся отвечают.
Работа с плакатами.

3. Самостоятельное формулирование темы
-Какова же тема нашего урока?
Учащиеся формулируют тему урока



II этап. Усвоение нового

Задачи этапа:

1. Правила, которые должен знать каждый.

2. Работа в группах. Игра «Мозаика» - сборка дорожных знаков.

3. Дорожные «ловушки»

4. Основные правила дорожного движения для велосипедистов.

5. Работа в группах. Сборка пословиц из отдельных слов.
1. Правила, которые должен знать каждый (работа с плакатом)
Учащиеся рассматривают плакат. Беседа.
2. Работа в группах. Игра «Мозаика» - сборка дорожных знаков.

- Какие дорожные знаки вы собрали? Что вы можете про них рассказать?
Учащиеся отвечают. Работа в группах.
3. Дорожные «ловушки»:

А) Неожиданный выход на проезжую часть из-за стоящих автомобилей, деревьев, остановок.

Б) Обход транспорта.

В) Зелёный знак светофора – не гарантия безопасности.

Г) Дворы давно перестали быть безопасными.
Беседа.
4. Основные правила дорожного движения для велосипедистов (работа с плакатом «Велосипед и велосипедист»)
Работа с плакатом.
5. Работа в группах. Сборка пословиц из отдельных слов.

Пословицы:

А) Тише едешь – дальше будешь.

Б) Поспешишь – людей насмешишь.

В)Берегись бед, пока их нет.

Г) «Авось» да «как-нибудь» до добра не доведут.

Д) Близок локоток, да не укусишь.

- Как понимаете смысл этих пословиц? Подходят ли они к нашей теме? Объясните.
Работа в группах.
3 этап. Итоговая рефлексия.

1.Закрепление полученных знаний.

2.Организация рефлексии собственных действий, их оценивание.
1. Закрепление полученных знаний.

Игра- соревнование «Кто задаст самый интересный вопрос своим товарищам на заданную тему»
Учащиеся задают вопросы и потом определяют, чей вопрос интересней.
2.Рефлексия

-Как вы думаете, можно ли прожить без испытаний и трудностей?


Ответы учащихся

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»

Подготовила:

Берестнева Татьяна Ивановна

Новомосковск 2013

Цели: 1. Пропаганда знаний по вопросам охраны безопасности жизни.

2. Познакомить учащихся с причинами возникновения пожаров.

3.Систематизировать знания учащихся о причинах и последствиях пожара.

4. Активизация познавательной и творческой деятельности учащихся.

5.Воспитывать чувство самосохранения, формировать умения правильно вести себя в экстремальной ситуации, быстро реагировать на опасность.

Ход занятия.

- Сегодня мы поговорим о правилах безопасности при обращении с … А с чем, вы узнаете, отгадав загадку (слайд №1)

- Правильно. Но сначала узнаем, что оно означает. В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова слово «огонь» имеет несколько значений.

1.Горящие светящиеся газы высокой температуры, пламя.

2. Свет от ослепительных приборов.

3. Боевая стрельба.

4. перен. Внутреннее горение, страсть.

5. перен. О том, кто полон энергии, силы.

6. То же, что жар.

Нас интересует слово «огонь» в первом значении. Огонь с древнейших времён играл важную роль в жизни человека. Подтверждением этого служат пословицы, поговорки, загадки об огне. Какие загадки и пословицы вы знаете? На доске записаны загадки и пословицы, ребята их по очереди читают.
Без рук, без ног, а на гору ползёт (огонь)
  • Щиплет и злится, воды боится (огонь)
  • С языком, а не лает, без зубов, а кусает (огонь)
  • Огонь – не вода, схватит – не выплывешь.
  • Огню да воде Бог волю дал.
    - Об огне сложено много легенд и сказок потому, что он дорог и нужен человеку. В старину огонь был судьёй в сложных и запутанных делах. Подозреваемый должен был пройти между двумя расположенных близко друг к другу кострами. Если его одежда не загоралась, он считался невиновным. С тех давних пор о человеке, которому с двух сторон угрожает опасность, говорят, что он находится между двух огней. Говорят, что огонь – друг человека. С его помощью совершается много полезных дел. Знают все: человек без огня не живёт ни единого дня. При огне, как и при солнце, светло! При огне и зимою тепло! (файл №2).

    Но когда мы небрежны с огнём, он становится нашим врагом. При неосторожном обращении огонь нередко из верного друга превращается в беспощадного врага, который в считанные минуты уничтожает то, что создавалось долгими годами упорного труда. Он сметает всё на пути, и остановить его бывает трудно. (файл №3, 4)

    При пожаре, при пожаре

    Знает каждый гражданин:

    При пожаре, при пожаре

    Набирают ноль – один.

    И вот машины красные

    Спешат в места опасные.

    - Ребята, а кто же эти добрые друзья, которые всегда готовы прийти на помощь?

    На борьбу с пожарами направляются очень смелые, отважные люди, бросаясь в огонь для спасения людей, они часто забывают о собственной жизни. Но отвагой на пожарах отличаются не только пожарные, но и обычные люди. О таких героях пишут в книгах, газетах. (Стихотворение С.Маршака «Рассказ о неизвестном герое» читают заранее подготовленные учащиеся).

    - К сожалению, многие пожары происходят из-за детской шалости и неосторожного обращения с огнём, особенно, если дети остаются дома одни. (Чтение стихотворения С.Маршака по ролям «Мать на рынок уходила, дочке Лене говорила…»)

    - Пожары очень опасны. Самое страшное при пожарах – гибель людей. Чтобы не случилось беды, необходимо знать и соблюдать правила пожарной безопасности. (файл №5,6,7)

    - Ребята! Помните о том, что нельзя шутить с огнём.

    Кто с огнём неосторожен, у того пожар возможен.

    - А сейчас поиграем. Игра «Чем тушат пожар» (Если тушат пожар – хлопаем, если нельзя тушить – топаем).

    Вода, спички, пироги, бумага, песок, земля, блины, огнетушитель, резина. (файл № 8,9,10).

    Обсуждение конкретных ситуаций:
    У вас загорелся телевизор. Какими должны быть ваши действия?
  • На тебе загорелась одежда. Что будешь делать?
  • Ты вечером возвращаешься домой и чувствуешь сильный запах газа. Что ты сделаешь?
    Игра на внимание «Это я, это я, это все мои друзья!»

    Кто задорный и весёлый,

    Верность правилам храня,

    Бережёт родную школу

    От огня.

    Все: Это я, это я, это все мои друзья!

    Кто поджёг траву у дома,

    Подпалил ненужный сор,

    А сгорел гараж знакомых

    И строительный забор?

    Все: …

    Кто соседской детворе

    Объясняет во дворе

    Что игра с огнём недаром

    Завершается пожаром?

    Все: …

    Кто украдкой в уголке

    Жёг свечу на чердаке.

    Загорелся старый стол –

    Еле сам живой ушёл.

    Все: …

    Кто пожарным помогает,

    Правила не нарушает,

    Кто пример для всех ребят:

    Школьников и дошколят?

    Все: …

    - Вот теперь я вижу, что вы знаете, что с огнём шутить опасно.

    А теперь поработаем в группах. (Сбор пословиц из слов об огне, пожаре)

    - Против огня и камень треснет.

    - Дыма без огня не бывает.

    -Там не загорится, где огня нет.

    - И сырые дрова загораются.

    - Из искры возгорается пламя.

    Разгадывание чайнворда (файл №11)

    Итог.

    О чём сегодня вели разговор? Чем опасен огонь?

  • перейти в каталог файлов


    связь с админом