Главная страница
qrcode

Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности 07. 00. 02 Отечественная история


Скачать 433.5 Kb.
НазваниеУчебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности 07. 00. 02 Отечественная история
Дата05.10.2019
Размер433.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файла161.doc
ТипУчебно-методическое пособие
#65478
страница1 из 5
Каталог

С этим файлом связано 858 файл(ов). Среди них: ОБНОВЛЕННЫЙ График ДКР_18-26 октября.doc, 1201360.ppt, -a-karl-raymund-popper.ppt, артикуляционная гимнастика.docx, 00108a0d-fb2c9e74.docx, ЗПР 8 класс русский.docx, Новый документ в формате RTF.rtf, Генезис рекламы как особого вида массового искусства.doc, Что такое преемственность.docx, Природа моей Удмуртии.pptx и ещё 848 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5


Казанский государственный университет

Исторический факультет

Кафедра современной отечественной истории

Историческое краеведение

Учебно-методическое пособие для студентов,

обучающихся по специальности 07.00.02 – Отечественная история

Издательство Казанского государственного университета

2009

Печатается по решению Редакционно-издательского совета

ГОУ ВПО «Казанский государственный университет им. В.И.Ульянова-Ленина»

Утверждено на заседании кафедры современной отечественной истории

Протокол №9 от 6 марта 2009 г. и Учебно-методической комиссии исторического факультета

Составитель: к.и.н., доцент Телишев В.Ф.

Научный редактор: д.и.н., профессор, академик АН РТ Тагиров И.Р.

Рецензенты: д.и.н., профессор Р.В.Шайдуллин

к.и.н., доцент Н.А.Федорова

к.и.н., доцент КГТУ А.В.Морозов

Историческое краеведение: учебно-методическое пособие для студентов специальности 07.00.02 – Отечественная история. – Казань: Издательство Казанского государственного университета, 2009. – 45 с.

Учебно-методическое пособие содержит указания для выполнения студентами учебно-практической и самостоятельной работ по курсу «Историческое краеведение» в объеме, соответствующем учебному плану. В нем прослеживается становление и развитие данной дисциплины как части исторической науки и формы общественной деятельности. В пособии изложены технологический макет курса с учетом балльно-рейтинговой оценки знаний студента, содержание курса, представлен список обязательной и дополнительной литературы, тестовые задания, методологические рекомендации к выполнению самостоятельной работы, темы рефератов и вопросы для зачета.

Учебно-методическое пособие отвечает требованиям действующих образовательных стандартов и составлено с учетом многолетнего опыта преподавания курса «Историческое краеведение» для студентов, обучающихся по специальности 07.00.02 - Отечественная история.


© Казанский государственный университет
Введение
На современном этапе развития науки особенно важным представляется исследование проблематики становления исторической науки в российской провинции. Истоки провинциальной истории лежат в летописных сводах, литературных памятниках, в исторических преданиях и песнях. К первым провинциальным трудам можно отнести исследования XVI-XVII веков, такие как «История о Казанском царстве», «История Сибирская», «Большой чертеж», «Книга Большому чертежу» и др. Именно они позволяют составить общие представления об уровне и специфике провинциальных трудов. Дальнейшее поступательное развитие провинциальные исследования получили в XVIII-XIX вв., а на рубеже XIX-XX столетий эта специфическая форма научной традиции на местах получила наименование «Краеведение».

С помощью провинциальных краеведов был собран огромный массив исторических, археологических и этнографических источников и материалов, который, к большому сожалению, в основном оказался невостребованным в исторической науке ХХ в. Отсюда понятно значительное повышение интереса к историческому краеведению сегодня.

В советские годы отношение к краеведению было специфическим. Советские государственные и партийные деятели то заявляли о широкой поддержке краеведения, то устраивали гонения на активистов краеведческого движения, при этом постоянно используя его для повышения роста производительности труда с целью скорейшего построения социалистического общества.

На наш взгляд, важнейшей задачей исторического краеведения, как учебной дисциплины, является пробуждение в студентах профессионального интереса к истории той местности, в которой они обитают; к тем людям, с которыми им суждено общаться; к тем предметам, которые их окружают. Ведь квалификация историка определяется не только умением работать с архивными источниками и литературой, но и пониманием того факта, что история - это то окружающее пространство, в котором обитают люди, и они сами являются частью исторического процесса.

Предлагаемое учебно-методическое пособие разработано с учетом учебных программ, краеведческой литературы и опыта краеведческой работы. Оно позволяет составить целостное представление об этапах зарождения, становления и развития исторического краеведения в центре и на местах. Вместе с тем совокупность лекционного курса, реферативного сообщения, контрольно-тестовых заданий и зачета по дисциплине расширит и углубит представление об истории России, поможет преодолеть схематизм и упрощенное понимание прошлого.

Требования к уровню подготовки студента, завершившего изучение дисциплины «Историческое краеведение»

Студенты, завершившие изучение данной дисциплины, должны:
понимать специфику исторического краеведения как комплексной дисциплины исторического цикла и формы общественной деятельности;
  • представлять специфические формы научной традиции на местах, получивших наименование «краеведение»;
  • иметь представление об огромном массиве созданных и опубликованных исторических источников и материалов при умении их критического анализа и осмысления;
  • уметь разбираться в научно-практической значимости исторического краеведения;
  • приобрести навыки подготовки рефератов по краеведческой тематике и умелому использованию их в практической работе.

    Цель и основные задачи дисциплины
    Цель дисциплины – оказать помощь студентам в овладении основными научными знаниями по курсу «Историческое краеведение».

    Исходя из цели, необходимо решить следующие задачи:
    показать истоки и общественно-политические предпосылки возникновения краеведческого движения в России;
  • рассмотреть основные проблемы становления исторической науки в российской провинции;
  • сформировать представления о методах и методологии научного познания Исторического краеведения;
  • выявить основные направления историко-краеведческой деятельности государственных, научных, общественных организаций краеведческой направленности, а также краеведов-любителей в центре и на местах в последней трети XVII-нач. XX вв.;
  • сформировать научные представления о выдающихся краеведах-любителях и их роли в становлении и развитии исторического краеведения;
  • изучить влияние государственных органов СССР, краеведческих учреждений и обществ в становлении советского краеведения и определить основные этапы его развития;
  • показать результаты и изучать историко-краеведческой работы в Казанской губернии и Татарстане.


    Объем дисциплины и виды учебной работы
    Объем учебного курса – 60 часов

    Форма обучения – дневная и заочная

    Количество семестров: дневное отделение – 1, заочное – 2

    Форма контроля: контрольные задания (тесты), реферат, зачет.



    Виды учебной работы
    Количество часов
    Дневное отделение
    Заочное отделение
    1
    Общее количество часов по дисциплине
    45
    10
    2
    Консультация
    3
    2
    3
    Самостоятельная работа
    -
    -
    4
    Аудиторные занятия, в том числе:

    лекций

    семинаров
    45
    10
    30
    8
    12
    -


    Часть 1. Технологический макет курса «Историческое краеведение»

    Распределение баллов по видам занятий
    Текущая работа (лекции)
    20
    Проверочные (тестовые) контрольные работы
    3*5=15
    Выступление с рефератом
    15
    Зачет
    50
    Общее количество по курсу «Историческое краеведение» на одного студента
    100
    Рабочий план занятий с учетом балльно-рейтинговой системы оценки знаний студентов



    Неделя, месяц
    Темы занятия
    Часы
    Баллы
    1
    2
    3
    4
    5
    1
    1, 2 недели сентября
    Введение в курс «Историческое краеведение». Что такое историческое краеведение? Истоки краеведения. Его место в системе наук. Постановка и актуальность проблемы. Обоснование цели и задач, хронологических и территориальных рамок курса. Характеристика основной литературы и источников по изучаемой дисциплине.
    4
    2,7
    2
    З неделя сентября
    Роль государства в развитии экономико-географического изучения России на рубеже XVII-XVIII вв. Предпосылки к зарождению краеведения.
    2
    1,3
    3
    4 неделя сентября, 1 неделя октября
    Становление и развитие краеведения в XVII в.: основные направления, специфика и особенности.
    4
    2,7
    4
    2, 3 недели октября
    Основные этапы развития исторического краеведения в XIX в. Академия наук и университеты – центры краеведческой работы. Роль и место научных обществ в развитии краеведения. Школьное краеведение.
    4
    2,7




    Подготовка реферативных сообщений к защите:

    1 этап к середине октября;

    2 этап к концу октября




    5
    4 неделя октября
    Становление российской провинциальной исторической науки во второй трети XIX-начале ХХ вв.
    2
    1,3




    Проверочная (контрольная) работа по закреплению пройденного материала (в форме тестов)
    25 мин.
    5
    6
    переходная неделя и 1 неделя ноября
    Казанская губерния – один из центров провинциального краеведения в дореволюционной России.
    4
    2,7
    7
    2,3 неделя ноября
    Советское историческое краеведение: преемственность и развитие. Наивысший подъем в развитии исторического краеведения. Специфика краеведческой работы на местах.
    4
    2,7
    8
    4 неделя ноября
    Особенности развития исторического краеведения в 1930-е гг.
    2
    1,3




    2-я тестовая контрольная работа.
    25 мин.
    5
    9
    1 неделя декабря
    Вклад государственных учреждений в возрождение краеведения в 40-70-е годы.
    2
    1,3
    10
    2 неделя декабря
    Основные тенденции развития исторического краеведения в конце XX – нач. XXI века.
    2
    1,3




    3-я тестовая контрольная работа
    25 мин.
    5
    11
    3,4 неделя декабря
    Практические занятия по группам с заслушиванием рефератов (3 группы)
    12
    15

    О критериях оценок (баллов) за реферативное сообщение и проверочную (контрольно-тестовую) работу

    Курс «Историческое краеведение» предусматривает написание реферата. С этой целью студентам предлагается около 100 тем на выбор, но при этом они могут предложить и свою тему. Самостоятельная работа при написании реферата предполагает:
    хорошее знание материала, о котором идет повествование в реферате;
  • умение доступно излагать исследуемый материал;
  • выполнение всех требований при оформлении реферативного сообщения;
  • грамотную публичную защиту темы реферата на занятии и умение отвечать на вопросы студентов и преподавателя.

    Если все предъявляемые требования студент выполняет, то он за реферативное сообщение может получить высший балл 15. В то же время, когда в реферате отсутствуют те или иные составляющие (неправильно оформлен титульный лист, отсутствует оглавление или введение, нет ссылочно-справочного аппарата, заключения, неверно составлен список использованных источников и литературы и др.), то соответственно снижаются баллы за подготовленное реферативное сообщение. При неудовлетворительном отношении к написанию реферата баллы не начисляются. Однако студент имеет право написать новый реферат, и выполненная работа оценивается заново.

    При проведении проверочно-тестовой работы (за семестр не менее трех) студенту предлагается ответить на пять заданий. За каждый правильный ответ студент получает один балл. Таким образом, за три выполненных задания – 3 балла, а за пять – 5 баллов. Пропуск студентом контрольного опроса по уважительной причине служит поводом для выполнения работы в другое время, которое назначается преподавателем.

    Если за семестр студент набирает менее 26 баллов, то он не допускается к сдаче зачета.

    О критериях зачета
    Зачет проводится в соответствии с требованиями программы, содержание которой доводится до студентов в начале семестра. К зачету допускаются студенты, набравшие 26 и более баллов за текущую работу в семестре (посещение лекций), реферативное сообщение и контрольно-тестовые опросы (не менее трех в семестр). На зачете студент может набрать максимум 50 баллов. К этим баллам добавляются баллы, набранные студентом в течение семестра, после чего в ведомости и зачетной книжке делается запись «зачтено» (87 б.), т.е. проставляется общее количество баллов, набранных студентом за семестр (рейтинговый показатель).

    В случае неудовлетворительной оценки во время зачета студенту предоставляется возможность пересдать зачет в течение дополнительной сессии (но не более двух раз).

  •   1   2   3   4   5

    перейти в каталог файлов


    связь с админом