Главная страница

Начальная школа XXI века". Рабочая программа Окружающий мир


Скачать 331.9 Kb.
НазваниеРабочая программа Окружающий мир
АнкорНачальная школа XXI века"
Дата13.03.2017
Размер331.9 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаrp_okruzhajushhij_mir-1-4-2.doc
ТипРабочая программа
#51755
страница1 из 17
Каталогprogramma

С этим файлом связано 55 файл(ов). Среди них: rp_zhivaja_priroda-zhivotnye.doc, rp_trudnye_sluchai_orfografii_i_punktuacii_5-7.doc, rp_tekhnologija-1-4-2.doc, rp_russkij_jazyk_5-9_klass_fgos.doc, rp_pravovaja_kultura_cheloveka_6-7_zhirnova.doc, rp_okruzhajushhij_mir-1-4-2.doc, rp_obshhestvoznanie_5-9_klass.doc, rp_matematika-1-4-2.doc, rp_literaturnoe_chtenie-1-4-2.doc, rp_literatura_5-9_fgos.doc и ещё 45 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

c:\users\user11\appdata\local\temp\finereader11\media\image1.jpeg
Окружающий мир: Рабочая программа начального общего образования (1 – 4 класс) / Авторы-составители: Кузнецова Д. Ф., учитель начальных классов, Скоринова О.А., учитель начальных классов, Бословяк Е.Н., учитель начальных классов, Коновалова Н.Л., учитель начальных классов;

Рабочая программа «Окружающий мир» предназначена для четырёхлетней начальной школы. УМК «Начальная школа XXI века». Соответствует требованиям Федерального государственного стандарта начального общего образования.

Окружающий мир (1-4 класс): Рабочая программа начального общего образования – Анжеро-Судженский городской округ: МБОУ «СОШ №3 с УИОП им. Г. Панфилова», 2015,-39 с.

Содержание

1. Пояснительная записка 4

2. Общая характеристика учебного предмета 6

3. Описание места учебного предмета 7

4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета 8

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

учебного предмета «Окружающий мир» 9

6. Содержание учебного предмета 16

7. Тематическое планирование с определением основных видов

учебной деятельности учащихся 23

8. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения

образовательной деятельности 38

  1. Пояснительная записка


Цель рабочей программы обеспечить достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для 1-4 классов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и программы формирования универсальных учебных действий, с учётом примерной программы начального общего образования «Окружающий мир».

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» является общеобразовательной.

Основная цель обучения предмету «Окружающий мир» в начальной школе — представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира. В данном контексте к общечеловеческим ценностям относятся: экологически ценные правила взаимодействия со средой обитания; нравственный портрет и духовное богатство человека современного общества; исторический аспект «складывания» общерусской культуры, развитие национальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур народов России.

В основе построения курса лежат следующие принципы:

1. Принцип интеграции — соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений. Реализация этого принципа особенно важна по двум причинам: во-первых, она дает возможность учесть одну из важнейших психологических особенностей младшего школьника — целостность, нерасчлененность восприятия окружающего мира, а во-вторых, обеспечивает познание отдельных сторон действительности в их взаимосвязи, так как ее отсутствие рождает «болезнь блуждания от одного предмета к другому и интеллектуальную бестолковость» (Г. Гегель). Интеграция затрагивает не только общий подход к отбору содержания в системе «человек-природа-общество», но и более частные составляющие этой системы: «человек и предметный мир», «человек и другие люди», «человек и его самость», «человек и творческая деятельность». Это обеспечивается представленностью знаний из различных предметных областей — природоведческие, географические, гигиенические, психологические, исторические и др.

2. Педоцентрический принцип определяет отбор наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального психического и личностного развития, а также последующего успешного обучения; предоставление каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты.

Актуализация содержания обучения предполагает его отбор с учетом специфики социальных ролей данной возрастной группы, социально значимых качеств, обеспечивающих успешное взаимодействие с различными сторонами действительности.

3. Культурологический принцип понимается как обеспечение широкого эрудиционного фона обучения, что дает возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию. Именно поэтому большое внимание в программе уделяется общекультурным сведениям — творчество выдающихся российских граждан, научных открытиях, истории развития техники, искусства, литературы и др. Для реализации этого принципа в программу введен специальный раздел «Расширение кругозора школьников».

4. Необходимость принципа экологизации содержания обучения Окружающему миру определяется социальной значимостью решения задачи экологического образования младших школьников. Этот принцип реализуется двумя путями: расширением представлений школьников о взаимодействии человека с окружающим миром (рубрики «Человек и растение», «Человек и животные», «Человек и природа»), а также раскрытием системы правил поведения в природе, подчиняющиеся принципу «Не навреди». Действие принципа распространяется не только на отношение человека к природным объектам, но и к другим людям (элементы социальной экологии).

5. Принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения, возможность успешного изучения соответствующих естественно-научных и гуманитарных предметов в основной школе.

6. При реализации регионального компонента используется краеведческий принцип. Он обязывает учителя при изучении природы и социальных явлений широко использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий музей и т. п. Все это обеспечивает обогащение чувственных представлений школьников и облегчает усвоение естественно-научных и обществоведческих понятий.


  1. Общая характеристика учебного предмета


Специфика учебного предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он имеет ярко выраженный интегрированный характер, соединяющий в равной мере природоведческие, исторические, обществоведческие и другие знания, что дает возможность ознакомить учащихся с некоторыми доступными для их понимания положениями естественных и социально-гуманитарных наук. Интегрированный характер программы, а также реализация межпредметных связей с литературным чтением, русским языком, математикой, технологией в УМК «Начальная школа ХХI века» обеспечивают в полной мере формирование у детей целостной картины мира, осознание места человека в этом мире, определение своего места в ближайшем окружении, в общении с людьми, обществом и природой.

Программа начального общего образования «Окружающий мир» ориентирована на ознакомление учащихся с некоторыми элементарными способами изучения природы и общества методами наблюдения и постановки опытов, на выявление и понимание причинно-следственных связей в мире, окружающем ребенка, с привлечением многообразного материала о природе и культуре родного края.

Предмет «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В школе этот материал будет изучаться дифференцировано на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены две задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, освоение программы создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.


  1. Описание места учебного предмета в учебном плане школы


Предмет «Окружающий мир» относится к предметной области «Обществознание и естествознание (окружающий мир)» изучается в течение 4-х лет с 1 по 4 класс. Реализуется за счёт часов обязательной части учебного плана начального общего образования. Общее число часов 270 ч, по классам:
1 класс – 66 часов (2 часа в неделю)

2 класс – 68 часов (2 часа в неделю)

3 класс – 68 часов (2 часа в неделю)

4 класс – 68 часов (2 часа в неделю)
54ч -20% рабочей программы составляет авторский компонент, который используется для реализации краеведческого принципа. Авторский компонент выделен в «содержании учебного предмета» курсивом. IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
«Окружающий мир» как учебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у учащихся формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника.

-Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

-Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.

-Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира и социума.

-Человечество как многообразие народов, культур, религий.

-Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой Родине, в осознанном желании служить Отечеству.

-Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности.


  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Окружающий мир»


Изучение учебного предмета «Окружающий мир» позволяет достичь личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, т.е. реализовать социальные и образовательные цели естественно-научного и обществоведческого образования младших школьников.

Личностные результаты представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника. Это:

  • готовность и способность к саморазвитию и самообучению,

  • достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;

  • личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;

  • воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;

  • понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

  • формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.


В соответствии с ФГОС НОО при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественнонаучного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия.
Познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции и умение перерабатывать информацию для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта:

  • Извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания, делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания, добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами

  • Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов.

  • Самостоятельно отбирать для решения предметных учебных задач необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски.

  • Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).

  • Выполнять универсальные логические действия:

  • - выполнять анализ (выделение признаков),

  • - производить синтез (составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием),

  • - выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов,

  • - устанавливать аналогии и причинно-следственные связи,

  • - выстраивать логическую цепь рассуждений,

  • - относить объекты к известным понятиям.

  • Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта и представлением их в пространственно-графической или знаково-символической форме, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

  • Использовать информацию в проектной деятельности под руководством учителя-консультанта.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую и выбирать наиболее удобную для себя форму.

  • Представлять информацию в виде таблиц, схем, в том числе с применением средств ИКТ.

  • Составлять простой и сложный план текста.

  • Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

Регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой:

Определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи)

  • Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления.

  • Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему проекта с помощью учителя.

  • Составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем.

  • Осуществить действия по реализации плана:

  • по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

  • Работая по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ).

Соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его

  • В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.

  • В ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов.

  • Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

Коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.

  • Доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи:

  • Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ.

  • При необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами.

  • Учиться критично относиться к собственному мнению.

Понять другие позиции (взгляды, интересы):

  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

  • Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом:

  • вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя);

  • все виды текстовой информации (фактуальную, подтекстовую, концептуальную).

Договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща:

  • Организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

  • Предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

перейти в каталог файлов
связь с админом