Главная страница

Урок письма. Письмо. Зачем нужны письма


Скачать 0.79 Mb.
НазваниеПисьмо. Зачем нужны письма
Дата11.04.2019
Размер0.79 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаУрок письма.docx
ТипМетодическая разработка
#64888
Каталог

С этим файлом связано 321 файл(ов). Среди них: poyasnitelnaya_zapiska_k_tvorcheskomu_proektu.docx, гагарин.ppt, реферативный обхор.docx, Технологическая карта математика.doc, mohnatye_tyazhelovesy.docx, Рубежный контроль №1.docx, 0018169d-d791fc1a.docx, производственный календарь 2019.rtf, Джазовая музыка.pptx, Щелкунчик.pptx и ещё 311 файл(а).
Показать все связанные файлы
«ГКОУСОШ№2 г.Карабулак»

Методическая разработка проведения урока письма

на Всероссийский конкурс «Лучший урок письма - 2017»

____________________________________

https://www.facebook.com/rsrc.php/v3/y4/r/-paxp-deije.gif

Хамчиева Зарема Магомедовна, учитель русского языка и

литературы.

_________________________________________

Класс: 6

Тема: Письмо.Зачем нужны письма?

Тип урока: урок развития речи

Дидактическая цель: формирование новых знаний: зачем, о чем и как писать письма.

Цели:

1. возродить традицию эпистолярного жанра;

2. развивать навыки правильного написания письма;

3. Расширить представления учащихся о письме как о тексте.

4.Рассказать учащимся, как велась переписка с родными во время ВОВ ингушей, на тот момент, когда ингушский народ был жестоко репрессирован.

5. Воспитывать чувства патриотизма, уважение к авторам эпистолярного наследия.

6. Показать роль переписки в жизни человека.

Воспитательные задачи:

1 .Воспитывать интерес к эпистолярному жанру.

2. Воспитывать любовь к родному языку.

Средства работы: тетради, доска, конверты, стенд с картинами, раздаточный материал (карточки, тесты)


http://900igr.net/up/datas/239314/003.jpg
Ход урока
Большинство из нас уже забыли, как писать такие письма, как выражать чувства на бумаге. А ведь это настоящее искусство – эпистолярный жанр. 
Да, на дворе 21 век - век информационных технологий. Мы предпочитаем писать в «электронке», два-три предложения без всяких описаний и размышлений, порой без чувств. Без сомнения, есть огромные преимущества в общении через Интернет: быстро, удобно, какая экономия времени в наш сумасшедший век! 
Но!!! Всё равно практически у каждого наступает такой период, когда хочется взять ручку (так хочется сказать «перо»), бумагу и написать письмо родственнику, другу…


 Письмо – это не просто слова. Это кусочек души, который ты даришь адресату. Поэтому письмо – удивительное творение. Ведь бывают у человека такие моменты в жизни, когда нельзя даже довериться самому близкому человеку, трудно высказать, а написать легче. А когда письмо создано талантливым писателем или поэтом, оно удивительно вдвойне. 
Чтобы ответить на такой, казалось бы, простой вопрос, мы послушаем письма великих, познакомимся с разными точками зрения на проблему, выведем правила, как надо писать письма, послушаем афоризмы великих людей о письмах. И каждый придёт к выводу, нужно ему писать письма или нет. 




3)

Письмо с фронта Ю. Кодзоева
Написано на ингушском языке, используя арабские буквы. Был у нас такой вид письма.

http://img-fotki.yandex.ru/get/5903/magish.0/0_52474_2806101f_l.jpg


http://img-fotki.yandex.ru/get/4607/magish.0/0_52475_7a677a02_l.jpg


http://img-fotki.yandex.ru/get/5604/magish.0/0_52476_22646603_l.jpg


http://img-fotki.yandex.ru/get/4809/magish.0/0_52477_34cba41a_l.jpg


Расшифровка текста на ингушском языке 

Одессе ва со. Вайнаьхии нохчии саг вац соца.Массанега салам-моаршал да шуга. Сайга рузкъа дисса дале, цIавоагIаргва со. Бетта госпитале иллав со, чов хинна. ХIанза дикагIа хиннав со. Сагота ма де. Рузкъа хиннад укхаза вá везаш. Сагота ца дир бакъахьа да. Письмо ма язде, са хабар далцца. Рузкъано воалаваьв укхаза. Кхел яле рузкъано цIа а воалавергва, вуссе. Дийцача а хIама хургдац. ФуннагIа хуле а, Далла даьча хIаман раьза волаш ва со. Шо а раьза хила. Фронте юхадуг тхо. Хургдар Далла марахац. Гучахьара иштта да ер. Вай дезарашка а массанега а салам-моаршал ле. Шийна ца дайначоа бакъдергдоацаш хIама да укхаза. 

Перевод с ингушского 

Я нахожусь в Одессе. Ни вайнаха (ингуша – авт.) ни чеченца нет со мной. Всем салам-моаршал передаю. Если будет судьбе угодно вернусь я домой. Месяц лежал в больнице, раненый. Теперь мне лучше. Не переживайте. Судьбой мне было предназначено попасть сюда. Лучше не переживать. Письма не пишите, пока не получите от меня известий. Судьба привела меня сюда. Судьба и вернет меня домой, если останусь в живых. Не стоит об этом и говорить. Что бы ни случилось, решением Аллаха я доволен. И вы будьте довольны. Нас возвращают на фронт. Что будет – одному Аллаху известно. Это все, что я знаю. Нашим родственникам,всем знакомым передайте салам-моаршал. Тут твориться такое, что, не увидев своими глазами, не поверишь.


Трогательное письмо дагестанца ссыльному ингушу. 1944 г.

1

Хочу рассказать одну историю, которой много лет. 
История эта о добрых людях, о толерантности и невероятном человеколюбии. Люди с такими большими сердцами всегда были среди нас (людей), но милосердие их особенно проявляется в дни бедствия. Это письмо одного дагестанского ученого-богослова ссыльному ингушу. К сожалению, мы уже не сможем узнать, в каком селении жил этот добрый человек, кто является его потомками (конверт утерян, а Дада уже нет в живых (Дала гешт долда цох))... Но письмо это до сих пор живое! Оно живое и заставляет меня плакать каждый раз, когда я его перечитываю (в переводе).
Прежде, чем привести перевод, я расскажу предисторию этого письма. 
Много лет назад..., в 44-ом, к ингушскому алиму Цицкиеву Муссе Адиевичу 1922 г.р., жившему в годы ссылки в с. Улькен-Барак, совхоза Первомайский Федоровского района Кустанайской области Казахстана, пришел офицер-дагестанец, откомандированный с фронта в качестве коменданта из-за ранения в ногу. Он сказал, что знает, о том, что Мусса читает и пишет на арабском и просил написать письмо его отцу, который также владеет арабским письмом и является ученым-богословом у себя в селе. Как он и просил, Мусса написал на арабском под диктовку коменданта.
Спустя время, пришел ответ, в котором отец этого молодого коменданта писал, что ему не интересно, как дела у сына, который ушел на фронт оставив его одного. Но ему очень интересно, кто писал это письмо. 
Мусса от себя написал ему короткое письмо, в котором сообщал вопрошающему, что он ингуш, ссыльный. 
Через некоторое время пришел ответ. Алим-дагестанец писал, что письмо Муссы несколько раз промокало насквозь от его слез, и что Всевышний ответил на их мольбы, облегчил их горе, страдания и переживания по вайнахам, про судьбу которых они до сих пор ничего не знали. Он в своем письме просил рассказать, как у них обстоят дела с едой, жильем, с настроем людей, их верой и т.д. Он сообщал, что все в их селе читали письмо Муссы, плакали и благодарили Аллаха за то, что они все же живы и с нетерпением ждут ответа от Муссы. 
Мусса в своем письме написал следующее: «хвала Аллаху, живы, здоровы. Мы знаем: все от Аллаха, и мы смиренно принимаем все от Него. Мы молимся. Мы- едины. Держимся вместе, вместе решаем наши проблемы». 

http://ic.pics.livejournal.com/tanzi_dzaurova/68063704/76166/76166_900.jpg
Цицкиев Мусса Адиевич (Дала гешт долда цох).


Вскоре пришел ответ из Дагестана. 
http://ic.pics.livejournal.com/tanzi_dzaurova/68063704/75728/75728_900.jpg
http://ic.pics.livejournal.com/tanzi_dzaurova/68063704/76631/76631_900.jpg

Это трогательное письмо Цицкиев Мусса бережно хранил всю свою жизнь и теперь оно хранится в их семье. (Перевод Цицкиева А.М., свободный, смысловой). 
«Моему дорогому брату, далекому гостю, по воле Всевышнего, разлученного с любимой Родиной, Муссе, рабу Всевышнего, а также его семье благородной и братьям родным и семьям их, всем родственникам и всем мусульманам далеким, Ассаламу алейкум! Да убережет вас Аллах от фитны в Дунье и Ахирате, а также от всех действий, после которых приходит сожаление о содеянном! Амин! Амин! О, Отвечающий на мольбы! После всего написанного и сказанного мое самое большое желание и самая большая надежда на Всевышнего, Щедрого, чтобы сложилось все как можно лучше для вас в обоих мирах! И этого мы просим у Владыки Всесильного! Брат мой, разлученный с Родиной, Мусса, после того, как я получил твое сияющее нуром (светом) письмо, и как только я прочитал и узнал, что вы живы, здоровы и не сломлены печалями и горем, и вы благодарите за все Всевышнего, я сказал твоему письму: «Мархьаба! Мархьаба! Здравствуй долгожданное письмо! (точнее переводится на ингушский «Марша доаг1илда хьо, сий довла каьхат!») И, обняв его (письмо), обрадовался ему радостью большой, огромной, и ушли от меня скорбь, горе, переживания и страдания, и стал я как птица, парящая в небе. А когда я узнал, что вы обуты, одеты и не голодны, я благодарил Всевышнего, многократно Его восхваляя. Не будьте, мои братья, в печали и горе из-за увиденного и перенесенного. Все это по воле Всевышнего, и не в силах мы Его хьукм (предопределение) изменить. И нам остается лишь быть ему покорными в тягостях и довольствии. Все это предначертано, и вам награда огромная в Судный день, и обережение от Ада и гнева Аллаха, и награда Раем. Если вы думаете, что мы тут в хорошем состоянии, и в довольствие, то нет. Непомерные налоги, давления, притеснения и преследования. Но нет нужды в еде и питье, на что хвала Всевышнему! Я был в ожидании прибытия твоего письма каждый день, также надеюсь ты напишешь еще, разъясняя ваше положение и положение вашего народа, чтобы успокоить мое сердце. Пиши, как получится, хоть на снегу – я все прочту. Мусса, брат мой, пишите, в чем ваша нужда, пусть это будет больше горы, но я постараюсь всеми своими силами вам помочь, хотя у меня и мало, но из малых частей состоит большое. Вы известны своей щедростью, адабом (эзделом) и это благо Всевышнего, которое дается Аллахом избранным. И народ ингушей известен с древних времен мужеством, храбростью и вышеперечисленным. И не иссякнет до Судного дня. И вашему народу большая благодать и ниамат Всевышнего в Судный день. Ведь сказал же пророк (СалаЛлаху алейхьим ва саллим): «Щедрость- дерево из Рая и тот, кто схватил его ветвь, она непременно затащит его в Рай».
Я пишу это письмо, и оно сближает нас, и мы становимся ближе, и оно увеличивает нашу дружбу, родство и любовь друг к другу. Мусса, веревка на моей шее под твоими ногами, чтобы ты не пожелал, и чтобы Аллах усилил наше братство, хотя мы и далеко друг от друга, и не можем навестить друг друга, это не станет препятствием для нашей дружбы и братства. Ва ссалам алейкум и мой васият к Вам. Делайте дуа за нас. Я твой брат, чье имя известно, но не известны мои недостатки (ший ц1и йовзаж йовлаж, дег1 довзаж доацаш), Абдул- Хамид, сын Мухамеда, сына хаджи и алима Умара. Также вам салам и всем вайнахам от моей семьи, соседей, родственников, братьев, а также тем, кого вы любите и тех, кто любит вас».


http://ic.pics.livejournal.com/tanzi_dzaurova/68063704/76487/76487_900.jpg
Старики. Дагестан.

Спустя 70 лет, оно радует наши сердца! Я представляю, как же оно взбодрило и порадовало в те дни ингушей!



4. Практическая работа «Как оформить конверт»

(дети получают по конверту,  учитель диктует правила оформления конверта, а ученики его подписывают)

Адрес отправителя пишется в левом верхнем углу.

Адрес получателя помещается в нижнем правом углу.

Следует начинать не с “куда”, а с “кому”.

Физминутка

Почтальон принес вам загадки. Подойдите к столу и возьмите себе одну загадку, отгадать которую вы должны за 1 минуту, например,

       Без крыльев, а летает.

Без языка, а говорит. (Письмо)

У нас рубят,

А в Москву щепки летят. (Письмо)

Дом из жести,

А жильцы в нём – вести. (Почтовый ящик)

Голубочка бела  в избу влетела,

Что на спеете видала,  про всё рассказала.

Языка не имеет,   а у кого побывает,

Тот многое знает. ( Газета)
Пишем письма (конкурс).
Учитель: Ребята, в рассказе К.Д.Ушинского «Сумка почтальона» почтовые пакеты( так автор называет письма) в сумке почтальона болтали между собою о том, что они несут людям. Один пакет нес «известие бедной, дряхлой старушке» о том, что ее сын «жив, здоров и скоро будет в отпуск»; другой – грустную новость; третий – «забавные пустяки». А письмо, которое послал своей бабушке мальчик Коля, было пустым листом: он забыл написать письмо или случайно вложил в конверт не тот листок.
Сейчас каждая группа получит конверт с пустым листом.Попробуйте сочинить, что бы вы могли написать в ответ письму с фронта.
Когда письма сочинены, представители групп зачитывают их всему классу. Дети определяют, чье письмо получилось самым интересным.
В конце урока – обсуждение: анализируются ошибки, определяются наиболее активные ребята, выставляются отметки.

5. Сообщения обучающихся.

ПО СТРАНИЦАМ ИСТОРИИ

ДРЕВНЯЯ ЭПИСТОЛА

Современные формы переписки сложились около двухсот лет тому

назад. Их родина – Англия. Оттуда ведут свое начало основные правила –

этикет составления корреспонденции.

Но эпистолярное искусство (от греческого слова «эпистола» - письмо,

послание) существует с древних времен. В форме писем сочинялись целые

романы, стихи, философские трактаты, памфлеты.

«ПИСЬМОВНИКИ»

В старину у нас существовали так называемые письмовники. В них

были образчики писем на самые разнообразные темы. Особенной

популярностью пользовались они у людей малообразованных,

малограмотных. Сейчас такие «письмовники» стали библиографической

редкостью, чтение их вызывает только улыбку.

ИЗ ЖИЗНИ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ

Исследователи эпистолярного наследия А.С.Пушкина обнаружили,

что стиль и даже почерк великого поэта и искусного мастера письма

менялись в зависимости от ситуации, от того, кому он писал.

Почерк его писем к близким – жене, брату, друзьям – небрежен и

шутлив. Зато совсем другим почерком, уж не говоря о стиле, написаны

письма шефу жандармов Бенкендорфу. Это почерк строгий, холодный, с

отточенными завитками. Словом, официальное письмо с соблюдением

правил этикета, нарушать который не мог себе позволить даже великий

поэт. Вот пример только подписи такого письма:

«С глубочайшим почтением и совершенной преданностью честь

имею быть, милостивый государь, Вашего сиятельства покорнейший

слуга

Александр Пушкин»

А вот примеры из писем Л.Н.Толстого.

АЛЕКСАНДРУ П

Ваше Величество!

В моем доме был произведен обыск. Он продолжался три дня. Ничего

подозрительного, по словам жандармского офицера, не было найдено.

7

Для того, чтобы знать, кого упрекать во всем случившимся со мною, я

решаюсь обратиться прямо к вашему величеству. Я прошу Вас, чтобы были,

ежели не наказаны, то обличены виновные в злоупотреблении своей

властью, коей они были награждены по Вашей милости.

Вашего величества верноподданный

Граф Лев

Толстой.

Дорогая, чудесная моя тетенька!

Тифлис.6 января 1852 г.

Только что получил твое письмо и в тот же день отвечаю. Вы всегда

подавали мне советы.

К несчастью, я не всегда им следовал. Ты всегда упрекала меня за

страсть к карточной игре, но живя в лагере, нельзя не пристраститься к

этому роду развлечения: ведь их так мало здесь! Я понимаю всю пагубность

такой слабости и уверяю тебя, что как только я вернусь в С-Петербург, я

тот час же все глупости брошу.

Прощай, дорогая тетенька.. Левочка тысячу раз просит прощения и

целует твои ручки.

P. S. Я все в Тифлисе сижу у моря. Жду погоды (то есть денег).

Твой любящий племянник.


7)Правила написания писем:
Необходимо отвечать на все полученные письма.
Ответ на письмо не следует писать сразу же: надо всё хорошенько обдумать, но нельзя слишком затягивать с письмом: рискуете испортить отношения с адресатом.
Если Вам нечего написать адресанту в ответ, следует послать ему почтовую открытку, чтобы он знал, что его письмо успешно доставлено.
Личную переписку необходимо хранить в недоступном для посторонних месте.
Если Вы набрали письмо на компьютере, следует добавить подпись или финальную строчку своим почерком.
Напечатанная подпись свидетельствует о невоспитанности человека. Ни в коем случае так не делайте!
Даже личное письмо обязательно должно быть композиционно выстроенным.
Прежде чем упаковывать письмо в конверт, его необходимо тщательно проверить.
Писать письмо надо тогда, когда Вы пребываете в хорошем расположении духа. Недопустимо отправлять письма, содержащие гневные высказывания или ироничные намёки.
Писать анонимные письма неприлично.
Если требуется сделать какое-то отвлечённое замечание или дополнение к письму, следует поставить перед ним обозначение PS (post skriptum). В конце этого дополнения необходимо указать свои инициалы.
Рукописное письмо следует писать разборчивым почерком, чтобы не огорчать и не злить адресата.
Личные письма следует писать тогда, когда Вы находитесь в одиночестве.

Правила написания писем:
Необходимо отвечать на все полученные письма.
Ответ на письмо не следует писать сразу же: надо всё хорошенько обдумать, но нельзя слишком затягивать с письмом: рискуете испортить отношения с адресатом.
Если Вам нечего написать адресанту в ответ, следует послать ему почтовую открытку, чтобы он знал, что его письмо успешно доставлено.
Личную переписку необходимо хранить в недоступном для посторонних месте.
Если Вы набрали письмо на компьютере, следует добавить подпись или финальную строчку своим почерком.
Напечатанная подпись свидетельствует о невоспитанности человека. Ни в коем случае так не делайте!
Даже личное письмо обязательно должно быть композиционно выстроенным.
Прежде чем упаковывать письмо в конверт, его необходимо тщательно проверить.
Писать письмо надо тогда, когда Вы пребываете в хорошем расположении духа. Недопустимо отправлять письма, содержащие гневные высказывания или ироничные намёки.
Писать анонимные письма неприлично.
Если требуется сделать какое-то отвлечённое замечание или дополнение к письму, следует поставить перед ним обозначение PS (post skriptum). В конце этого дополнения необходимо указать свои инициалы.
Рукописное письмо следует писать разборчивым почерком, чтобы не огорчать и не злить адресата.
Личные письма следует писать тогда, когда Вы находитесь в одиночестве.
Читать чужие письма без разрешения адресата или адресанта неприемлемо.


Информация о домашнем задании.

Напишите письмо. Не забудьте все правила написания писем! Для этого ещё раз прочтите внимательно памятку. Утром, по дороге в школу, бросьте его в почтовый ящик.

Подведение итогов урока.
Что интересного вы узнали на уроке и о чем бы хотели рассказать дома?
Как могут доставляться письма? Какие особенности имеет письмо в отличие от обычного рассказа?
Что можете сказать о своей работе на уроке? Как оцениваете себя за урок? Где могут пригодиться эти знания и умения?

перейти в каталог файлов
связь с админом