Главная страница
qrcode

Оздоровление . Как научить ребенка быстро и правильно читать. Навык чтения


НазваниеКак научить ребенка быстро и правильно читать. Навык чтения
АнкорОздоровление 
Дата27.01.2017
Размер57 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаkak_nauchit_rebjonka_bystro_i_pravilno_chitat.doc
ТипДокументы
#15940
КаталогDly_roditeley

С этим файлом связано 7 файл(ов). Среди них: sokhranim_zdorove_detej.doc, pravila_povedenija_za_stolom.doc, poznakomsja-podruzhis.rar, osobennosti_obshhenija_s_rebenkom_v_seme_sajt.doc, materialy_dlja_postupajushhikh.rar, kak_pomoch_svoemu_rebjonku_stat_chitatelem.doc, kak_nauchit_rebjonka_bystro_i_pravilno_chitat.doc, vypolnenie_matematicheskikh_zadanij.doc.
Показать все связанные файлы

Как научить ребенка быстро и правильно читать.

   Навык чтения - это комплекс умений и навыков. Это прежде всего умение понимать смысл текста, правильно прочитывать слова, читать выразительно, ориентируясь на знаки препинания и содержание, не забывая и о темпе чтения.

     Способ чтения является важным компонентом техники чтения. Выделяют 5 основных способов чтения. Побуквенное и отрывистое слоговое чтение относят к непродуктивным способам чтения, а  плавное слоговое, плавное слоговое с целостным прочтением отдельных слов и чтение целыми словами и группами слов относятся к продуктивным способам чтения.

     Скорость (темп) чтения находится в прямой зависимости от способа чтения и понимания.

     Правильность чтения выражается в том, что ученик избегает или, наоборот,  допускает:

-  замены

-  пропуски

-  перестановки

-  добавления

-  искажения

-  повтор букв или слов

-  ударение в словах

ошибки в окончании

     Выразительность чтения включает в себя умения правильно использовать паузы, делать логическое ударение, находить нужную интонацию, читать громко и внятно.

     Как же научить детей читать быстро, выразительно и в то же время правильно и сознательно? Процесс совершенствования техники чтения чрезвычайно трудный. Поэтому в процессе навыка чтения рекомендуется вводить тренировочные упражнения:

I.  Упражнения на развитие зоркости:

-  Какая буква, слог, слово лишнее?

* а, у, р, о, ы

*ма, ра, ла, ны, са

*река, речка, ручей, ручка, ручеек.

-  Что общего в словах и чем они различаются?

*мел - мель

*мал - мял, 

*мыл - мил 

 

II.  Артикуляционная гимнастика

     С целью совершенствования произношения необходимо проводить работу над дикцией и постановкой дыхания.

     Дикция - основа чёткости, понятийности речи.

1.  Чтение шёпотом и медленно:

     ра-ра-ра - начинается игра

     ры-ры-ры - у нас в руках шары?

2.  Чтение тихо и умеренно:

-  арка - арца

   арта - арда

   арла - арба

3.  Чтение громко и уверенно:

Моль - соль - толь - боль

-  Почка - почва - почта

-  Дверь - зверь - червь

4.  Игры на звукоподражание:

На птичьем дворе.

Наша уточка с утра...Кря, кря, кря!

Наши гуси у пруда...Га, га, га!

Наши курочки в окно...Ко, ко, ко!

А как Петя-петушок

Ранним утром поутру

Нам споёт ...Ку-ка-ре-ку!

5.  Скороговорки на проговаривание согласных звуков:

-  Коси, коса, пока роса.

-  На реке поймали рака, из-за рака вышла драка.

-  Шла Саша по шоссе и сосала сушку. И др...

Задание: прочитай скороговорку с интонацией удивления, весело, грустно.

III. Метод динамического чтения.

   Динамическое чтение - это когда читаются не буквы, слоги или слова, а целые группы слов, то есть блоки. Это чтение только глазами про себя.

1. Упражнения для развития "поля зрения" по таблицам.

А

У 

К 

 С

 О

 Т

 Д

 Е

И 

 С

 Т

 М

 Ф

 Я

 Э

 Ю

 Н

 И

 Г

 Ш

 Б

 В

 Л

 Ш

 Х

 Щ

 Ж

 Й

 Р

 Б

 Ц

 Е

 Ы

 Ю

 З

 К

 М

 Н

 П

 Ь

 Задание: прочитайте про себя, указывая буквы карандашом.

                 Памятка.

1.  Как можно быстрее назови все буквы, слоги по порядку, указывая карандашом.

2.  Старайся запомнить расположение сразу двух-трёх следующих друк за другом букв (слогов).

3.  Помни: глаза смотрят в центр таблицы и видят её всю целиком.

 

КУ

 МАН

ТУЗ 

 КАС

 ША

 ТА

 ТИН

 БОЛ

 ТО

 КАР

 ТОН

 НА

 ФЕЛЬ

 ЛИК

 КА

 НИЗ

 Задание: прочитай слоги про себя по порядку (сверху вниз, слева направо). Постарайся запомнить слоги. Составь  из данных слов слова.

IV.  Упражнения на развитие антиципации (смысловой догадки).

     При чтении текста, поймав боковым зрением контуры следующего слова, на основании смысла прочитанного, ученик может догадаться, какое слово будет следующим. Это предвидение следующего слова (слога, буквы) называется антиципацией. Развитию антиципации способствуют некоторые упражнения.

1.   Закончи пословицы.

Записаны 2 - 3 пословицы. Необходимо их закончить.

Дома стены _______.

Век живи, ______   ________.

Готовь сани летом, __   _______    _________.

2.  Восстанови слово.

 Написаны слова с пропущенными буквами и слогами.

 

М

 А

  

   

 Н

 А

(Машина, малина, Марина)

 

Р 

 Ы

   

   

 Л

О 

 В

 (рыболов)

V. Упражнения на развитие чтения без повторов.

1.  Чтение с закладкой.

 Закладка движется не под строкой, а на строке, закрывая уже прочитанный слог слева от ученика.

    На закладке нарисована стрелка, указывающая вправо. Закладка закрывает прочитанный слог, который также закрывается передвижением закладки левой рукой вправо. это исключает повторы уже прочитанного слога и ускоряет чтение.

2.  Чтение слов, записанных разновеликим шрифтом.

            ПЫлеСОС               СнеГИри

            ВоРОбьИ                 ТЕтерЕВочЕК

3.  Постоянное наращивание слова:

                ЛЕС

                ЛЕСОК

                ПЕРЕЛЕСОК

4.  Работа по таблицам:

 

 

 а

 е

 и

у 

ы 

 скл

 

 

 

 

 

 спр

 

 

 

 

 

 скм

 

 

 

 

 

 спл

 

 

 

 

 

 

 

 

а 

 о

 у

 ы

 е

 дл

 

 

 

 

 

 тр

 

 

 

 

 

 кт

 

 

 

 

 

 см

 

 

 

 

 

    В  данных таблицах слоги не прописаны, ученики составляют слоги самостоятельно при чтении таблиц.

VI. Упражнения для  развития темпа (скорости) чтения.

Указанные ниже упражнения проводятся с привлечением незнакомого текста, затем текст прочитывается вслух и идёт обычная работа над выразительностью и т.д.

     Выполнение каждого из этих упражнений занимает 5-7 минут.

1.  Чтение "канон".

 Один человек начинает читать абзац текста, другой читает этот же абзац вместе с первым, но опаздывая от него на 3-4 слова (как при пении канона).

2.  Чтение "Спринт".

     Учащиеся на максимальной для них скорости читают про себя незнакомый текст, плотно сжав губы и зубы, а после прочтения отвечают на сформулированные перед чтением вопросы. проводится такое упражнение перед чтением вслух каждого текста.

3.  Упражнение "Чтение-разведка"

   Оно используется с целью обучения детей вертикальному чтению. Дети на максимальной для них скорости просматривают текст и находят ответы на вопросы. Так дети учатся находить в тексте главное. На уроках русского языка Можно предложить поиграть в разведчиков, т.е. найти в тексте словарные слова или слова на какое-то правило.

4.  "Жужжащее" чтение.

    Ученик читает про себя, одновременно жужжит, как пчела.

5.  Чтение с простукиванием ритма.

Простукивая по столу карандашом заранее выученный ритм, ученик должен читать глазами незнакомый текст, а после прочтения ответить на вопросы по содержанию.

6.  Чтение со звуковыми помехами.

Например, при звучании музыки.

ЖЕЛАЮ   УСПЕХОВ!!!
перейти в каталог файлов


связь с админом