Главная страница
qrcode

Инновационная деятельность 2014-2015 учебный год. Формирование толерантности у учащихся начальных классов были выполнены


Скачать 31.06 Kb.
НазваниеФормирование толерантности у учащихся начальных классов были выполнены
АнкорИнновационная деятельность 2014-2015 учебный год
Дата04.02.2017
Размер31.06 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаotchjot_po_innovac-dejat-za_1_polugodie_2014-15_uc.docx
ТипОтчет
#29913
Каталогopiteksperiment

С этим файлом связано 30 файл(ов). Среди них: vospitanie_tolerantnosti_u_uchashhikhsja-odno_iz_u.docx, vospitanie_tolerantnosti_u_obuchajushhikhsja_sredn.rar, vospitanie_tolerantnosti_na_urokakh_russkogo_jazyk.docx, vospitanie_tolerantnosti_na_urokakh_nemeckogo_jazy.docx, vospitanie_tolerantnosti_na_urokakh_literatury.docx, urok_tolerantnosti_v_3_klasse.rar, scenarij_meroprijatija_v_nachalnoj_shkole_vozmjoms.doc, razreshenie_konfliktnykh_situacij_s_detmi_i_rodite.docx, prazdnik_druzhby-tolerantnosti_i_dobroty_4_klass_k.docx, o_tolerantnosti_2_klass_smykova_l.a..doc и ещё 20 файл(а).
Показать все связанные файлы



Отчёт инновационной деятельности за I полугодие

2014-2015 учебного года.

Запланированные в I полугодии мероприятия по теме «Формирование толерантности у учащихся начальных классов» были выполнены.

На заседании МО изучена теория по темам: «Формирование толерантности у учащихся начальных классов», «Воспитание толерантности у учащихся - одно из условий перехода на ФГОС НОО».

Былы проведены минута молчания «Памяти жертв Беслана»,

диагностика « Определение уровня толерантности».

14 ноября проведены классные часы: «Международный день толерантности».

В декабре прошёл конкурс рисунков « Мой толерантный мир»

Работа учителя начальных классов Кравцовой М.В в 1 классе

В первом классе воспитание толерантности начинается с первого школьного дня. В традиции нашего класса проведение «Круга» перед началом уроков. «Круг» позволяет ребятам больше узнать друг о друге.

На первом родительском собрании просила родителей помочь детям приготовить небольшой рассказ о себе, принести фотографии, любимые игрушки, сувениры. Постепенно каждый ученик знакомит одноклассников со своими интересами.  В дальнейшем ребята с удовольствием будут делиться на «Круге» своими впечатлениями о выходных, каникулах, событиях своей жизни.

В классе часто случаются конфликты. Я стараюсь всегда подчёркивать мысль о том, что любая проблема разрешима. Для разрешения конфликтных ситуаций необходимо:

1. Определить проблему; обсудить с детьми, которых коснулась эта проблема, их поведение.

2. Оставаясь нейтральным, дать возможность высказаться всем участникам конфликта, никого не прерывая.

3. Продумать ряд решений, узнать у детей, как они смогли бы разрешить проблему.

4. Обосновать решения.

5.Добиться согласия по выбранному решению.

6.Выполнение решения.

Я стараюсь научить детей принимать друг друга такими, какие они есть. Критика не может быть направлена на конкретную личность, она должна быть обращена к трудной ситуации. Нельзя навешивать ярлыки: «ты неумеха», «ты лентяй» и т. п. Такая обобщенная критика унижает достоинство ребёнка, и он отказывается от решения трудных для себя задач.

В своей работе использую следующие методические и игровые приёмы.

«Утро начинается с улыбки».

Каждый день в начале первого урока предлагаю детям посмотреть друг на друга, поздороваться и улыбнуться (прекрасный заряд настроения, а с таким зарядом и работа спорится).

«Дружеская мойка».

Дети выстраиваются в два ряда на большом расстоянии друг от друга. Один ребёнок проходит между рядами (через «мойку»), другие дети поочередно пожимают ему руку, дружески похлопывают по спине, одновременно произносят слова похвалы, симпатии, поощрения (в результате такой «мойки» появляется сияющий, радостный и счастливый ребёнок). Можно пропускать через «мойку» 1-2 человек в день.

«Обида».

Каждый ребёнок имеет право на чувствование обиды. Используем правило:

«Ты обиду не держи, поскорее расскажи».

«Мусорное ведро».

Ставлю на середину класса небольшое ведёрко и предлагает детям порассуждать. Зачем человеку нужно мусорное ведро и почему необходимо постоянно освобождать его от мусора. Потом детям предлагается представить себе жизнь без мусорного ведра, кода мусор постепенно наполняет комнаты, становится тяжело дышать, передвигаться, люди начинают болеть. Но ведь также и с чувствами. У каждого из нас скапливаются чувства, часто ставшие ненужными и бесполезными. И некоторые любят копить эти чувства, например, копить свои обиды или страхи. Предлагаю детям выбросить ненужные обиду, гнев, страх в «мусорное ведро». Дети называют чувства, от которых они хотят освободиться, например: «Я обижаюсь на …», «Я злюсь на…», «Я боюсь…». Затем свои обиды выбрасывают в мусорное ведро, а дежурный выносит это ведро в мусорный ящик (таким образом, дети учатся справляться с чувством обиды, гнева).

На уроках математики в 1 классе предлагаю детям решать задачи с краеведческим содержанием. С помощью таких задач есть возможность познакомить их с природой Саратовского края, c  историей, устным народным творчеством.

В процессе обучения русскому языку и чтению я пытаюсь создавать условия для формирования толерантного сознания и поведения ребенка. Ведь речь идет не только о вопросах толерантности, но и о создании различных проблемных ситуаций, которые заставляют  ребенка проявить определенные качества толерантного сознания. Таким образом, ученик приобретает умения и навыки толерантного поведения в рамках «обычной», повседневной учебной деятельности, организованной на принципах личностно-ориентированного подхода. Богатый материал для воспитания толерантности дают пословицы и поговорки. Сравнение пар пословиц из разных языков на одну тему позволяет обратить внимание ребят на единство духовных ценностей представителей разных народов. Например, во всех культурах осуждается лень, халатность в труде, положительно оценивается трудолюбие, добросовестность в работе: русская пословица «Без труда не вынешь рыбку из пруда», английская «The cat would eat fish and would not wet her feet» (Кошка хочет и рыбку съесть, и ноги не намочить).

На уроках окружающего мира мы с детьми идем на экскурсию в парк. Ребятам даю задание - найти два одинаковых листочка, упавших с одного дерева (специально выбираю одиноко стоящее). Дети пытаются найти. Приносят одни, другие. Мы внимательно их рассматриваем. У одних форма не очень похожая, у других разные оттенки цвета. В конце концов, дети немного устают, энтузиазм снижается. Задаю вопрос: «Почему природа даже на одном дереве не создала одинаковых листьев?». Ребята задумываются. Потом начинают высказывать свое мнение.


-А можно ли было выполнить это задание?

Ответы детей - нет.

-Посмотрите друг на друга. Есть ли среди вас хотя бы двое похожих друг на друга? Ответы детей - нет. В результате коллективного обсуждения дети приходят к выводу: человек привыкает к родному дому, где ему всегда уютно и хорошо, где его ждут и скучают по нему. Родина – это тоже родной дом, поэтому человек не может долго жить без своей Отчизны.

Воспитанию доброго отношения к одноклассникам способствует участие в совместных делах класса (конкурсы, игры, которые развивают воображение). Обязательно участие во всех мероприятиях, как мальчиков, так и девочек.

Следует отметить, что в моём классе постоянно случаются драки, и ребенок может искать комфортную для себя группу вне класса. Чтобы этого не произошло, я стараюсь заинтересовать ребят каким-либо делом, как в классе, так и в общешкольном мероприятия. Дети приняли активное участие в праздниках, проводимых на общешкольном уровне: «День пожилого человека», «Путешествие в осеннее царство», «День Матери». Результативными были классные мероприятия на развитие толерантности: игровая программа: «Мы строим дом, где всегда солнце», урок нравственности: «Да здравствует вежливость и доброта!», классный час: «Трям! Здраствуй» (День приветствий).

Использую методы:  беседа,  пример, убеждение, внушение (самовнушение), требование, метод соревнования и т.д.

14 ноября в 1 классе был проведён классный час, посвящённый Всемирному дню толерантности «О пользе прощения»! Цель данного мероприятия – это помочь ребятам осознать важность, пользу прощения и то, к чему приводит неумение прощать.

Помимо занятий, бесед, экскурсий, прогулок большое внимание в реализации задач формирования толерантности у детей уделяла совместной деятельности взрослого с детьми.

На занятиях внеурочной деятельности знакомила детей с образом жизни, традициями, ценностями других народов. Использовала дидактические игры: «Кто в какой стране живет», «Иностранец», «Узнай наш герб» (флаг, гимн); настольные: «Чей хвост, чья голова», «С какого дерева листок»; сюжетно-ролевые: «Башня мира»; игры: «Друг всегда придет на помощь», «Как поссорились Солнце и Луна», «Как вести себя на улице». Все эти виды игр  помогают формировать соответствующие знания и навыки.

  В школе, как и везде, все разные: есть маленькие, большие, худые, полные. Почему мы иногда смеёмся над ними? Потому что мы боимся их, мы не хотим делиться или мы не уверены в себе. Быть толерантным, означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает.

Работа учителя начальных классов Смыковой Л.А. во 2 классе
В процессе инновационной работы ставлю перед собой следующие задачи:

- воспитание личности, которая осознаёт достоинство человека;

- воспитание терпимости;

- воспитание гуманности;

- формирование умения разрешать конфликты мирным путём.

Формирование толерантности на уроках. На уроке литературного чтения в большей степени можно сформировать толерантность посредством художественной литературы. Трудно переоценить значение рассказов, из которых дети извлекают уроки и нравственные выводы. Именно, читая, их мы обращаем внимание детей на добрые дела и поступки. Этот приём применим и на уроках русского языка и окружающего мира.

Проведение классных часов на эту тему также способствует формированию у детей толерантности. 14 ноября был проведён классный час по теме «Толерантность». Воспитанию доброго отношения к одноклассникам способствует участие в совместных делах класса (конкурсы, игры, соревнования, которые развивают воображение). Обязательно участие во всех мероприятиях, как мальчиков, так и девочек. Вместе с ребятами готовили осенний праздник, новогодний танцевальный номер «Шалунишки».

В классе нередко случаются конфликты. Классному руководителю необходимо всегда подчёркивать мысль о том, что любая проблема разрешима. Для разрешения конфликтных ситуаций необходимо:

  1. Определить проблему; обсудить с детьми, которых коснулась эта проблема, их поведение.

  2. Оставаясь нейтральным, дать возможность высказаться всем участникам конфликта, никого не прерывая.

  3. Продумать ряд решений, узнать у детей, как они смогли бы разрешить проблему.

  4. Обосновать решения.

  5. Добиться согласия по выбранному решению.

  6. Выполнение решения.

Необходимо научить детей принимать друг друга такими, какие они есть. Критика должна быть конструктивной. Данная критика не может быть направлена на конкретную личность, она должна быть обращена к трудной ситуации. Такая обобщенная критика унижает достоинство ребёнка, и он отказывается от решения трудных для себя задач.

Методические и игровые приёмы.

«Утро начинается с улыбки»

Каждый день в начале первого урока предлагаю детям посмотреть друг на друга поздороваться и улыбнуться (прекрасный заряд настроения, а с таким зарядом и работа спорится)

«Обида»

Каждый ребёнок имеет право на чувствование обиды. Совместно с детьми выработали такое правило (способ от избавления от чувства обиды): «Ты обиду не держи, поскорее расскажи».

«Сюрприз для победителя»

Ребёнок, победивший в каком-либо конкурсе, будет вдвойне рад, если его одноклассники поздравят его от души. Для этого ребёнка обязательно придумываем и исполняем какой- нибудь концертный номер.

Кроме того, в начальной школе родители ещё достаточно легко идут на контакт с классным руководителем. Поэтому, я организую, семейные вечера в классе, где в атмосфере человеческого тепла и взаимной щедрости воспитывается желание подарить людям радость.

Работа учителя начальных классов Ульяновой Н.В. в 3 классе

В 3 классе были проведены следующие мероприятия: классные часы «Что такое взаимопомощь?», «Загадки толерантности». Беседа: «Мой класс – моя семья».

Целью классного часа «Что такое взаимопомощь» раскрыть содержание понятия «взаимопомощь»; сформулировать качества, присущие человеку, готовому прийти на помощь; показать важность и необходимость наличия этого качества для человека; развивать коммуникативные навыки: умение слушать, формулировать и высказывать свои мысли, умение рассуждать; расширять кругозор; обогащать словарь, формировать умение анализировать, делать выводы.

16 ноября объявлен днем толерантности к этому дню был проведен классный час « Загадка толерантности». Познакомила с понятием «толерантность», его происхождением, значением и актуальностью его формирования, как нравственного качества личности, развитие устной речи учащихся. В ходе мероприятия:помочь учащимся понять, почему так важно уважать окружающих.Объяснить ученикам, почему очень важно уметь решать проблемы мирным путём.Развивать умения формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой, уважать чужое мнение. Воспитывать положительное отношение учащихся к себе, друзьям, одноклассникам, желание и умение прощать.

Во внеурочной деятельности провела беседу «Мой класс – моя семья». Цель беседы: способствовать формированию нравственной культуры учащихся, уважительного отношения к родителям, одноклассникам и учителям, взаимопонимания в отношениях, формировать добрые взаимоотношения между детьми в классе, показать одновременно индивидуальность каждого ребёнка и единство всего коллектива, развивать стремления быть терпимым в классе, воспитывать уважение к одноклассникам. На занятии использовалась презентация, дети выполняли различные задания.

Для сплочения классного коллектива проводилась творческая мастерская «Подарок в ладошке», где каждый учащийся для своего одноклассника изготовил маленький подарок.

Работа учителя начальных классов Корнеевой Н.Н. в 4 классе

Воспитание толерантности в начальной школе следует рассматривать в качестве неотложной важнейшей задачи. Сегодня наиболее актуальна проблема толерантности в общении между людьми. Нравственное воспитание младшего школьника происходит, прежде всего, в процессе обучения – главном виде деятельности в школе. Разнообразие предметов в начальной школе дает возможность так организовать деятельность учеников, чтобы помочь ему сформировать нравственное сознание. Ведь урок – это место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений, понимания ценности каждого человека. Я использую разнообразные формы работы на уроке.

Это:

- работа в диалоге (работа в паре, в группе). Именно на таких уроках младшие школьники учатся слушать друг друга, помогать, оценивать свою и чужую работу, отстаивать свое собственное время, не обижая при этом других, терпимо относиться к чужим ошибкам;

- использование на уроках естественных ситуаций или создание их искусственно для разъяснения характера возникающих между детьми взаимоотношений (отношение к учению, труду, дружбе, поступкам, отметкам);

- знакомство детей с такими художественными произведениями, которые помогут выработать у детей чувство сопереживания, сострадания, сформировать определенные нравственные позиции;

- использование игровой технологии (содержание игр обращает внимание детей на нравственную сторону взаимоотношений);

Так на уроке русского языка при изучении темы «Изменение имён существительных по числам» можно использовать следующее задание: записать слова в столбик, рядом записать другую форму числа. Над каждым словом указать число, поставить ударение. Выделить окончание.

Белорус – белорусы,

украинец – украинцы,

поляк – поляки,

китайцы – китаец,

вьетнамцы – вьетнамец.

Затем проводится работа с текстом, рассказывающим об одном из названных народов.

Выполняя проекты по математике мы расшифровываем названия русских городов, которые выросли из маленьких мануфактур, знакомимся со старинными единицами измерения длины, площади, решаем исторические задачи.

Уроки литературного чтения и окружающего мира позволяют расширить знания младших школьников об окружающем мире, экологических проблемах, помогают задуматься над тем, какую посильную помощь в сохранении природы они могут оказать.

Определённая роль в системе формирования толерантного сознания школьников принадлежит урокам художественного труда, изобразительного искусства.

Для уроков художественного труда и изобразительного искусства разработана система занятий по изготовлению поделок и рисунков. На уроках дети знакомятся с вышивкой, аппликацией разных народов, особенностями национальных орнаментов, костюмов.

Но не только на уроках учитель формирует толерантные отношения.

Большую помощь при формировании толерантного отношения оказывает проведение классных часов, экскурсий. Так 14 ноября был проведён классный час «Праздник дружбы, толерантности и доброты», целью которого формировать основы толерантного взаимодействия; готовить к жизни в условиях многонациональной, многокультурной среды. Совместно с учителем по ОРКСЭ Машковой Е.А. было проведено внеклассное мероприятие «Рождество Христово». Мы принимали участие в общешкольных мероприятиях: «Путешествие в Осеннее царство», «День Матери», «День пожилого человека». 28 декабря была организована экскурсия «Зимний Саратов».

Всё это способствует:

- углублению знаний учащихся о Родине, своем родном крае, месте рождения;

- более содержательному знакомству с историей своей семьи;

- углублению знаний об истории, традициях, культуре народов;

- воспитанию гражданского самосознания и причастности к родным истокам;

- пониманию учащимися их личной ответственности за будущее страны.

Рекомендации:

Во втором полугодии продолжить работу по формированию толерантности у обучающихся 1- 4 классов, так как проявлять толерантность - это значит бережно относиться ко всему живому на нашей планете, вместе бороться с насилием, понимать друг друга, строить мирное будущее.

Зам. директора по УВР: /Никулина Г.П./
перейти в каталог файлов


связь с админом